СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи на движение по реке

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике»












План-конспект урока

по математике

в 5 классе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа

на тему «Задачи на движение по реке»









Разработала: Ануфриева Людмила Александровна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации»


Тема урока: Задачи на движение по реке


Дата проведения: 11.11.21 г

Тип урока: урок первичного предъявления знаний

Технология урока: проблемная

Цель урока: формулирование понятия скорости, вычисление скорости движения по течению и против течения, скорости течения реки; разбор особенностей в задачах на движение по реке.


Задачи:

Обучающая – отработать с учащихся правила при решении задач на движение по реке.

Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся.

Воспитательная – побудить интерес к изучению математики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.

Планируемые результаты:

Предметные (ученик должен знать): Движение в противоположных направлениях, скорость сближения, скорость удаления. Движение по реке. Скорость движения по течению, против течения. Решение задач.

Личностные и метапредметные (характеристика деятельности):

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: 

Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием;

 анализировать и осмысливать текст задачи;

 моделиро­вать условие с помощью схем рисунков;

 переформулировать условие; 

строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

 Умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, вступать в диалог

Регулятивные УУД:

 Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Основные термины, понятия: время, скорость объекта, скорость по течению реки и против течения реки, расстояние

Оборудование:  учебник, тетради, карточки - задания





План урока

Этапы урока

Шаг

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Начало урока. Психологический настрой на урок.



Приветствует учащихся.

Проверяет готовность класса к уроку. Добрый день, ребята! Девиз нашего урока слова Петрония Арбитра Гая «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя»

Мы должны тесно сотрудничать с вами, чтоб добиться успеха! И не забывать, для чего мы учимся! Удачи!


Проверяют готовность к уроку тетради, учебники, дневники, ручки, карандаши

2 мин

Актуализация знаний


Мотивация к учебной деятельности


Учитель раздает карточки для взаимотренажа (ВТ)

Взаимо-тренаж по карточкам

Приложение 1.

7 мин

  1. Самостоятельное формулирование учебной задачи



Предлагает обучающимся сформулировать

тему урока и с помощью слов помощников (изучим, узнаем, применим) определить задачи урока.

Создает эмоциональный настрой на работу


Учащиеся пытаются с помощью учителя сформулировать задачи урока

2 мин

  1. Постановка проблемы и фиксации затруднения в пробном учебном действии


Пробное действие

Лодка идёт от одной станции до другой вниз по течению реки 2 часа. Какое расстояние пройдёт лодка, если её собственная скорость 10 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч? За какое время лодка пройдёт обратный путь?

Ребята, достаточно ли нам знаний, чтобы ответить на вопросы задачи?

В чём состоит основное отличие задач, представленных в карточках, и в данной задаче?

В каких практических случаях можно применить такие способы решения задач?

Почему на путь по течению моторная лодка затратила меньше времени, чем на обратный путь, хотя мотор работал одинаково хорошо?


Учащиеся объясняют

2 мин


Построение проекта выхода из затруднений.

Давайте разбираться. Какие знания вы применяли для решения проблемы?

- Вспомним кораблик, лужу и ручеёк.

- А что произойдёт с лодкой, например, в реке или озере.

- В озере они будут стоять на месте. Вода в них не движется и называется как?

- Как назовём такое движение? называют движением в стоячей воде.

- А лодка может двигаться в озере? (Собственная скорость транспорта)

- А в реке – лодка будет плыть. Почему?

- Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки.

- Кто из вас плавал в речке?

- Кто плавал в реке, помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему?

- Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает".

Так вот я уточню тему урока: «Решение задач на движение по реке»

- Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется. Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону –  движением против течения.

-А транспорт двигается за счёт чего?

- Сравните: движение по течению –  движение против течения.

-Делаем вывод. Если решаем задачу на движение по реке, нужно обращать внимание……

- Где мы можем это проверить, подтвердить правильно ли мы думаем?

Чтение правила с.82

- Значит, ещё раз, что нужно учитывать при решении задач на движение по реке?

Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч.

- А если бумажный кораблик плывёт по ручейку, собственной скорости нет, то, что будем учитывать?

- При  стоячей воде нужно это делать?


Формулу движения

В луже кораблик стоял на месте, а в ручейке - плыл, так как вода в нем "бежит"

Стоячая вода.

 движением в стоячей воде.

при помощи весел или если она оснащена мотором - то есть за счет своей скорости.

Движение реки







Время, затраченное на поездку

по течению или против

В учебнике

- Только скорость течения ручейка

- Нет


7 мин

Первичное закрепление


Работа по карточкам в Взаимообмен заданиями (ВОЗ).


Работа с проговариванием- работа в парах , сменного состава (ПСС)

Приложение № 2



- Вернёмся к нашей задаче, кто сможет решить задачу? Что для решения будем использовать?

Учащиеся работают в ПСС (проговаривают решение каждой задачи)

2˟(10+3)=26 км

10-3=7 км/ч

26/7=

10 мин

Включение в систему знаний и повторение


Самостоятельная работа с проверкой на доске

Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

- Кто решил задачу? (Объяснение - Проговаривание)

Ответы учащихся:

24: (10+2)=2ч

24: (10-2)= 3ч

2+3= 5 часов

10 мин

Рефлексия учебной деятельности



- Чему вы сегодня на уроке научились?

- Какие задания у вас вызвали затруднения?

- Что получилось?

- Над чем нужно будет еще поработать?


3 мин

Домашнее задание

На доске

Задания даются подобные тем, что решались на уроке, на выбор:

на «5»: № 293

«4»: № 294

«3»: № 292 (а)




Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

  1. Математика.5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.В.Дорофев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др – 5-е изд. – М.: Просвещение , 2017 . – 289 с.

  2. Математика. 5 класс. Поурочные планы к учебнику - Дорофеева Г.В

  3. Математика. Дидактические материалы. 5 класс/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О. Рослова. – Из-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014 г.

  4. Сборник практических задач по математике. 5 класс/ Сост.: Л.П.Попова. М.: ВАКО, 2016 г.

  5. https://doc4web.ru/matematika/zadachi-po-matematike-dvizhenie-po-vode-klass.html


Самоанализ урока


1. Внешние связи урока

Тема урока: Задачи на движение по реке

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием.

В системе уроков — это урок изучения нового материала. Урок нацелен на  формирование умений учащихся решать задачи на движение по реке, умение делать вывод и обобщать,

воспитывать интерес к предмету.


2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Цель урока соответствует уровню подготовки класса

Обучающая – отработать с учащихся правила при решении задач на движение по реке.

Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся.

Воспитательная – побудить интерес к изучению математики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.


3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Структура урока продумана, обладает чёткостью и логической взаимосвязью изучаемого материала. Задания устной работы связаны с ранее изученным материалом и готовят учащихся к постановке проблемы и умению делать вывод из приведенных фактов.

Методическая сторона урока и его оборудование

На уроке использовалась технология КСО, проблемное изложение материала, что способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу, а также повышает активность и снижает утомляемость детей.

Для достижения цели урока были подобраны разнообразные технологии и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.

Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.

Выбранная структура урока — комбинированный — является рациональной. Удачно распределено время на все этапы урока. Сочетаются парные, коллективные и индивидуальные формы работы. Контроль за умениями учащихся осуществляется на всех этапах урока.

Оценка учащихся осуществлялась посредством фронтального опроса, самопроверки, взаимопроверки. Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.

Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: ученики сами оценивают  результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

Эффективно использовались карточки, что позволило сделать урок более ярким и эмоциональным, а также вызвать интерес и способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

На уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.







Приложение 1.


Карточка № 1

  1. Пассажирский поезд за 6 часов проехал 480 км. Узнай скорость пассажирского поезда?

Карточка № 2

  1. Скорость велосипедиста 16 км/ч. За какое время велосипедист проедет 48 км?


Карточка № 3

  1. Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль?


Карточка № 4

  1. Мышка бежала со скоростью 2 м/с, 18 с. Какое расстояние пробежала мышка?




Эталон -  самопроверка

1

480 : 6= 80км/ч


2

48 : 16 = 3ч

3

100 х 3= 300 км


4

2 х 18 = 36 м



























Приложение № 2

Работа в ППС (парах постоянного состава)

- Реши задачу, ответ прокомментируй:


№ 1

Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

Решение:

№ 2

Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

Решение:

№ 3

Собственная скорость теплохода 46 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

Решение:

№ 4

Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

Решение:

№ 5

Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

Решение:



Проверка:

Решение: 1) 24 + 2 =26 км/ч; 2) 43 – 3 = 40 км/ч; 3) 32 + 3 = 35 км/ч; 4) 46 – 2 = 44 км/ч;

5) 35 +2=37 км/ч


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!