Устный счет: Черепаха Тортилла прислала Буратино письмо, где лежит карта пути к Золотому ключику. Чтобы распечатать конверт мы должны заполнить таблицу. Множитель | 2 | 6 | 5 | 10 | 9 | 4 | 1 | 0 | Множитель | 5 | 3 | 4 | 6 | 2 | 5 | 15 | 25 | Произведение | | | | | | | | | Вот она карта перед нами. Логическая разминка: Сначала Буратино должен пройти запутанную тропинку, которую нужно распутать. Чтобы ее распутать нужно, выполнить следующее задание. (Дифференцированные задания по уровню трудности) Задание 1 уровня: Вместо звездочек поставить нужный арифметический знак. Задание 2 уровня: Все примеры разделить в два столбика. Задание 3 уровня: В каждый столбик добавить по одному примеру. а*а=0 а+в*в=а а-в*в=а 0*а=а 0*а=0 а*в=в*а Тропинку мы распутали. Сейчас Буратино должен пройти через болото по кочкам. Каждая кочка-задача. Работа над задачами (Дифференциация задание по уровню трудности) Задание 1 уровня: Записать только решение задачи. Задание 2 уровня: Те, кто успеет, записать ответ. 1) . На пленке фотоаппарата 36 кадров. Витя уже заснял 25 кадров. Сколько снимков еще можно сделать? (36- 25=11) 2) В каждой пачке по 10 карточек. Сколько карточек в 3 таких пачках? (10 * 3=30) 3) . В магазин завезли 23 коробки с печеньем и 19 коробок с вафлями. На сколько больше завезли коробок с печеньем, чем с вафлями? (23 – 19 =4 ) 4) Мама купила 2 упаковки с мылом по 3 штуки в каждой. Сколько пачек мыла купила мама? (3*2 = 6) Найдите разность 62 и 12. (50) -76 увеличить на 4. (80) -1 слагаемое 23, второе 47.Чему равна сумма? (70) -100 без 53. (47) Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи? 1. Устала 4 ножки. А вопрос таков? Сколько вместе Будет ножек у 3 столов? (4*3=12) 2. Мышка зерна собирала. По 2 зернышка таскала. Принесла уж 9 раз. Каков мышкин весь запас? (2*9=18) | .- Дополните до 400 числа: 340, 370, 360. - Дополните до 800 числа: 760, 750, 730, 790. - Замените суммой разрядных слагаемых (1 ученик у доски) 347 456 609 -Запиши цифрами: (2 ученик у доски) 7 сотен 5 дес. 2 ед. 8 сотен 3 дес. 6 сотен 9 ед. 2. - Решите задачи. Нам известно, дециметр Меньше в десять раз, чем метр. А во сколько раз 2 метра Будут больше дециметра? (20) Саша выше Тани, Таня выше Гали, Как построить всех детей Нам в спортивном зале? (Кто выше всех? Ниже всех?) Саша выше всех, Галя ниже всех. У стола 4 ножки А вопрос таков6 Сколько вместе будет ножек У 17 столов? 3) «Поставь на место» Вывешивается плакат 99 119 149 159 129 109 139 | -Какое число лишнее? - Запишите числа в порядке убывания. - Если расположите числа правильно, то прочитаем высказывание немецкого математика XIX века К. Ф. Гаусса. (На обратной стороне карточки записано слово) Получилось 159 149 139 129 119 109 99 Математика – царица наук, а арифметика – царица математики. 4) История. Правильно решив следующие примеры, вы узнаете, какие школы впервые открылись при Петре I. Примеры читаем разными способами. 699 302 72 53 14 42 72 22 р ц и ф н е и ы 362 – 60 12 х 6 553 – 500 18 х 4 700 – 1 56 : 4 66 :3 84 : 2 Цифирные школы открылись в Москве при Петре 1. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ создано 12, а в 1722 году, то есть через 6 лет, их было уже около 50. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России. А теперь в России каждый человек имеет право на образование. И вы, ребята, который год уже учитесь? - Третий год. |
Дальше дорога Буратино проходит через домик Мальвины. У Мальвины своя школа, где она обучает своих друзей кукол грамоте. Мальвина дала Буратино задание, раздать пяти ученикам по одной тетради в клеточку и по одной в линеечку. Давайте смоделируем эту ситуацию в классе. - Сколько тетрадей получил каждый? (2) - Сколько всего тетрадей у ребят? (10) Как это записать арифметическим действием? (2*5=10) На уроке рисования Мальвина попросила Буратино раздать 18 карандашей по 2 каждому ученику. Скольким ученикам хватит карандашей? (Смоделируем ситуацию) Встаньте те, кто получил карандаши? - Сколько учеников получили карандаши? (9) -Сколько было карандашей? (18) - По сколько карандашей раздавали? (по 2) С помощью какого арифметического действия можно это записать? - Каким словом можно заменить слово раздать? ( Разложить, разделить) Проверим свои предположения. Откройте учебник на стр. 58 Прочитайте тему и задачи урока. Работа по учебнику. Разбираем задачу на деление. Делаем схематический рисунок. | |
Дальше путь Буратино лежит через страну «Дураков». Посмотрим, кто там встретиться? В стране «Дураков» Лиса Алиса и кот Базилио хотят разбогатеть. Они должны вырастить денежные деревья. Для этого в каждую лунку нужно положить по три золотых монеты. У лисы Алисы 9 золотых монет. Сколько нужно выкопать лунок. Помогите Буратино объяснить коту и лисе как решить эту задачу? Какое арифметическое действие для этого понадобиться? Делаем рисунок к задаче. 000/ 000/ 000 Записываем решение 9/3=3 (л.) Дальше путь Буратино лежит через харчевню. В харчевне официант должен разложить 12 корочек хлеба, по 4 на тарелку. Сколько тарелок понадобиться официанту. Работаем в парах. Вы сделать рисунок к задаче. Записать решение. | Тогда вспомните, какой системой счисления мы пользуемся? Как ведется счет в десятичной системе? - Счет ведётся десятками. 1. Заполните пропуск 1 сот. = … дес.= … ед. 1 тыс. = …сот. = … дес. = … ед. 2. Самостоятельное объяснение решения примеров 400 + 300 - Как будем решать этот пример? 400 – это 4 сот, а 300 – это 3 сот. Складываем и получим 7 сотен - Обратите внимание, что все числа, которые мы складывали, оканчиваются нулями. Как называют их математики? (круглые числа) 120 – 50 = 70 Как будем считать десятками или сотнями? - Десятками. 12 дес. – 5 дес. = 7 дес. 3. № 1 с. 66 - Открываем тетради, пишем дату и выполняем с устным объяснением №1 и записью на доске. 4. №2 Подумайте, как записать задачу кратко и самостоятельно решите задачу. ( 1 ученик решает у доски) Если вы правильно решите задачу, то узнаете имя математика, создателя первого печатного учебника «Арифметика», по которому обучались дети в «цифирных» школах.. Если в ответе получится число 500 – это Михаил Ломоносов, если получится 900 – это Леонтий Магницкий. Это Л. Магницкий. Леонтий Филиппович был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с Телятиным, Петр 1 сказал: «Да ты, братец силен в науках, притягиваешь знания,как магнит, быть тебе посему Магницким». Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником. А другой ученый, физик, химик, поэт М. Ломоносов, когда ему было 19 лет, отправляясь пешком в Москву « за наукой», в котомке за плечами вместо краюхи хлеба нес «Арифметику» Магницкого, которую он заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал «Арифметику» наизусть и называл её «вратами своей учёности». |
Давайте немного отдохнём: Раз, два, три, четыре, пять, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять, Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носки, затем на пятки. Лень отбросить и опять. Сесть за парту, взять тетрадку, И работу продолжать. | |
- У меня на доске 4 конверта и 6 марок. Нам нужно расклеить марки, так чтобы на одном конверте было по 2 марки. - Сколько получиться конвертов? Слайд - Сколько марок? (6) -Первое время мы будем деление выполнять схематичными рисунками. - Нарисуйте их, обозначив квадратами. (Рисуем 6 марок) - Сколько марок должно быть на одном конверте? ( 2) - Сколько получилось конвертов? (3) - Каким действием решается задача? (Делением) - Действие деления записывается так: 6:2 = 3 (кон) - первое число – сколько всего предметов делим, второе число – по сколько предметов делится, ответ – сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм) - Как прочитать данное выражение? - Если сложение и вычитание – обратные действия, то, соответственно и умножение, и деление – действия какие? Правильно обратные! - При делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 дает 6. Поэтому, зная таблицу умножения всегда можно разделить одно число на другое. – Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ деления чисел). Работа в тетради с печатной основой С 58 № 5. | 1. Решение задач из учебника Магницкого. - Занимаясь по учебникам Магницкого, дети решали и примеры, и задачи. Давайте и мы решим задачи из учебника Магницкого. а) « Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 170 рублей. За другую же 130. Сколько стало у него рублей7» б) « Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первый мешок – 100 рублей, во второй – 120 рублей, а в третий – 80. Сколько у него получилось денег? в) «Купец купил в 3 местах сукно: в первом месте – 150 аршин, во втором – 50 аршин, а в третьем 200 аршин. Сколько всего аршин во всей покупке?» (Один аршин равен 71 см.). 2) Работа по репродукции картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» А теперь посмотрим, как занимались дети более ста лет тому назад. Эта картина хранится в Третьяковской галерее в Москве, на ней изображен урок устного счета. Обратите внимание на детей: некоторые ребята в лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что картина не из нашей школьной жизни. Это время старой, дореволюционной школы, более ста лет назад. Художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Как вы думаете, что делают здесь ученики? - Что-то считают. Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно не легкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик скоро закончит свою работу, а ошибки быть не должно: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил, только ответ его не совсем правильный. Смотрите, учитель слушает ученика, а на лице одобрения нет. А, может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как и первый, поэтому не спешит одобрить его ответ? 3) Цепочка примеров Давайте и мы посчитаем устно. 100 : 1 – 96 х 2 х 9 х1 : 6 х 10 – 30 : 9 = 10 (для сильных) 3 х 4 : 6 х 10 : 5 х 9 + 64 : 10 + 8 – 9 = 9 (для средних) 39 : 1 + 51 – 5 – 80 : 1 х 10 = 50 (для слабых) 4) Арифметическая мозаика. № 5, с 66 Письменно решаем 2 уравнения на деление, а остальные устно. Ответы уравнений, решенных делением, раскрасьте красным цветом, а остальные – зелёным. 14 | 98 | 2 | 22 | 29 | 15 | 50 | 32 | 80 | 4 | 44 | 700 | 18 | 3 | 1 | 122 | 99 | 19 | 70 | 6 | В результате должна получиться 5. 5) Игра «Числовой коврик» (групповая работа) Сейчас вам придется узнать, является ли квадрат магическим. 200 | 400 | 300 | | 40 | 90 | 20 | | 40 | 110 | 250 | 400 | 300 | 200 | 30 | 50 | 70 | 300 | 90 | 10 | 300 | 200 | 400 | 80 | 10 | 60 | 60 | 200 | 140 | Отвечает один ученик от группы. |