СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике "Устные приемы вычислений", "Конкретный смысл действия деления. Закрепление."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике для малокомплектной школы 2, 3 классы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Устные приемы вычислений", "Конкретный смысл действия деления. Закрепление."»

2 класс

3 класс

Тема: «Конкретный смысл действия делении. Закрепление».

Тема: «Приемы устных вычислений».

Цели: разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Цели: Познакомить с приемами устных вычислений.

Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.

Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать развитию познавательного интереса к математике и истории.

Расширить кругозор учащихся, повышение их общей культуры.


УУД: предметные:учащиеся научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действие деления; анализировать, обобщать и делать выводы ; использовать переместительное свойство умножения при сравнении выражений; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; составлять задачи, обратные данным; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

УУД:

Ход урока.

  1. Организационный момент.


“Здравствуйте”, - ты скажешь человеку.

“Здравствуй”, - улыбнётся он в ответ

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет целый век.

- Садитесь. Давайте и мы посмотрим на своего соседа, улыбнёмся ему и мысленно пожелаем здоровья. Повернитесь назад и улыбнитесь нашим гостям. Посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу. Готовы к работе?

Дети – Да

Учитель – Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа

  1. Актуализация знаний.

Устный счет:

Черепаха Тортилла прислала Буратино письмо, где лежит карта пути к Золотому ключику. Чтобы распечатать конверт мы должны заполнить таблицу.


Множитель

2

6

5

10

9

4

1

0

Множитель

5

3

4

6

2

5

15

25

Произведение










Вот она карта перед нами.

Логическая разминка:

Сначала Буратино должен пройти запутанную тропинку, которую нужно распутать. Чтобы ее распутать нужно, выполнить следующее задание.

(Дифференцированные задания по уровню трудности)


Задание 1 уровня: Вместо звездочек поставить нужный арифметический знак.

Задание 2 уровня: Все примеры разделить в два столбика.

Задание 3 уровня: В каждый столбик добавить по одному примеру.

а*а=0

а+в*в=а

а-в*в=а

0*а=а

0*а=0

а*в=в*а

Тропинку мы распутали. Сейчас Буратино должен пройти через болото по кочкам. Каждая кочка-задача.


Работа над задачами

(Дифференциация задание по уровню трудности)

Задание 1 уровня: Записать только решение задачи.

Задание 2 уровня: Те, кто успеет, записать ответ.


1) . На пленке фотоаппарата 36 кадров. Витя уже заснял 25 кадров. Сколько снимков еще можно сделать? (36- 25=11)

2) В каждой пачке по 10 карточек. Сколько карточек в 3 таких пачках? (10 * 3=30)

3) . В магазин завезли 23 коробки с печеньем и 19 коробок с вафлями. На сколько больше завезли коробок с печеньем, чем с вафлями? (23 – 19 =4 )

4) Мама купила 2 упаковки с мылом по 3 штуки в каждой. Сколько пачек мыла купила мама? (3*2 = 6)

Найдите разность 62 и 12. (50)

-76 увеличить на 4. (80)

-1 слагаемое 23, второе 47.Чему равна сумма? (70)

-100 без 53. (47)


Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?

1.

Устала 4 ножки.

А вопрос таков?

Сколько вместе

Будет ножек у 3 столов? (4*3=12)

2.

Мышка зерна собирала.

По 2 зернышка таскала.

Принесла уж 9 раз.

Каков мышкин весь запас? (2*9=18)

.- Дополните до 400 числа: 340, 370, 360.

- Дополните до 800 числа: 760, 750, 730, 790.

- Замените суммой разрядных слагаемых (1 ученик у доски)

347 456 609

-Запиши цифрами: (2 ученик у доски)

7 сотен 5 дес. 2 ед.

8 сотен 3 дес.

6 сотен 9 ед.

2. - Решите задачи.

Нам известно, дециметр

Меньше в десять раз, чем метр.

А во сколько раз 2 метра

Будут больше дециметра? (20)


Саша выше Тани,

Таня выше Гали,

Как построить всех детей

Нам в спортивном зале?

(Кто выше всех? Ниже всех?) Саша выше всех, Галя ниже всех.



У стола 4 ножки

А вопрос таков6

Сколько вместе будет ножек

У 17 столов?


3) «Поставь на место»

Вывешивается плакат


99 119

149 159

129


109 139


-Какое число лишнее?

- Запишите числа в порядке убывания.

- Если расположите числа правильно, то прочитаем высказывание немецкого математика XIX века К. Ф. Гаусса.

(На обратной стороне карточки записано слово)

Получилось

159 149 139 129 119 109 99

Математика – царица наук, а арифметика – царица математики.


4) История. Правильно решив следующие примеры, вы узнаете, какие школы впервые открылись при Петре I. Примеры читаем разными способами.





699 302 72 53 14 42 72 22

р ц и ф н е и ы

362 – 60 12 х 6 553 – 500 18 х 4 700 – 1 56 : 4 66 :3


84 : 2


Цифирные школы открылись в Москве при Петре 1. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ создано 12, а в 1722 году, то есть через 6 лет, их было уже около 50. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России. А теперь в России каждый человек имеет право на образование. И вы, ребята, который год уже учитесь?

- Третий год.




  1. Самоопределение к деятельности

Дальше дорога Буратино проходит через домик Мальвины. У Мальвины своя школа, где она обучает своих друзей кукол грамоте. Мальвина дала Буратино задание, раздать пяти ученикам по одной тетради в клеточку и по одной в линеечку. Давайте смоделируем эту ситуацию в классе.

- Сколько тетрадей получил каждый? (2)

- Сколько всего тетрадей у ребят? (10)

Как это записать арифметическим действием? (2*5=10)


На уроке рисования Мальвина попросила Буратино раздать 18 карандашей по 2 каждому ученику. Скольким ученикам хватит карандашей?

(Смоделируем ситуацию)


Встаньте те, кто получил карандаши?

- Сколько учеников получили карандаши? (9)

-Сколько было карандашей? (18)

- По сколько карандашей раздавали? (по 2)

С помощью какого арифметического действия можно это записать?

- Каким словом можно заменить слово раздать? ( Разложить, разделить)


Проверим свои предположения. Откройте учебник на стр. 58

Прочитайте тему и задачи урока.

Работа по учебнику. Разбираем задачу на деление. Делаем схематический рисунок.


  1. Работа по теме урока

Дальше путь Буратино лежит через страну «Дураков». Посмотрим, кто там встретиться?


В стране «Дураков» Лиса Алиса и кот Базилио хотят разбогатеть. Они должны вырастить денежные деревья. Для этого в каждую лунку нужно положить по три золотых монеты. У лисы Алисы 9 золотых монет. Сколько нужно выкопать лунок. Помогите Буратино объяснить коту и лисе как решить эту задачу? Какое арифметическое действие для этого понадобиться?

Делаем рисунок к задаче.


000/ 000/ 000

Записываем решение

9/3=3 (л.)



Дальше путь Буратино лежит через харчевню.


В харчевне официант должен разложить 12 корочек хлеба, по 4 на тарелку. Сколько тарелок понадобиться официанту.

Работаем в парах. Вы сделать рисунок к задаче. Записать решение.

Тогда вспомните, какой системой счисления мы пользуемся? Как ведется счет в десятичной системе?

- Счет ведётся десятками.


1. Заполните пропуск

1 сот. = … дес.= … ед.

1 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.

2. Самостоятельное объяснение решения примеров

400 + 300

- Как будем решать этот пример?

400 – это 4 сот, а 300 – это 3 сот. Складываем и получим 7 сотен

- Обратите внимание, что все числа, которые мы складывали, оканчиваются нулями. Как называют их математики? (круглые числа)

120 – 50 = 70

Как будем считать десятками или сотнями?

- Десятками. 12 дес. – 5 дес. = 7 дес.


3. № 1 с. 66

- Открываем тетради, пишем дату и выполняем с устным объяснением №1 и записью на доске.


4. №2 Подумайте, как записать задачу кратко и самостоятельно решите задачу.

( 1 ученик решает у доски)

Если вы правильно решите задачу, то узнаете имя математика, создателя первого печатного учебника «Арифметика», по которому обучались дети в «цифирных» школах.. Если в ответе получится число 500 – это Михаил Ломоносов, если получится 900 – это Леонтий Магницкий.

Это Л. Магницкий.

Леонтий Филиппович был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с Телятиным, Петр 1 сказал: «Да ты, братец силен в науках, притягиваешь знания,как магнит, быть тебе посему Магницким». Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником. А другой ученый, физик, химик, поэт М. Ломоносов, когда ему было 19 лет, отправляясь пешком в Москву « за наукой», в котомке за плечами вместо краюхи хлеба нес «Арифметику» Магницкого, которую он заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал «Арифметику» наизусть и называл её «вратами своей учёности».


  1. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём:

Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
И работу продолжать.



  1. Закрепление изученного материала.

- У меня на доске 4 конверта и 6 марок. Нам нужно расклеить марки, так чтобы на одном конверте было по 2 марки.

- Сколько получиться конвертов? Слайд

- Сколько марок? (6)

-Первое время мы будем деление выполнять схематичными рисунками.

- Нарисуйте их, обозначив квадратами. (Рисуем 6 марок)

- Сколько марок должно быть на одном конверте? ( 2)

- Сколько получилось конвертов? (3)

- Каким действием решается задача? (Делением)

- Действие деления записывается так: 6:2 = 3 (кон) - первое число

– сколько всего предметов делим, второе число – по сколько предметов делится, ответ – сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)

- Как прочитать данное выражение?

- Если сложение и вычитание – обратные действия, то, соответственно и умножение, и деление – действия какие? Правильно обратные!

- При делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 дает 6.

Поэтому, зная таблицу умножения всегда можно разделить одно число на другое.

– Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ деления чисел).

Работа в тетради с печатной основой

С 58 № 5.

1. Решение задач из учебника Магницкого.

- Занимаясь по учебникам Магницкого, дети решали и примеры, и задачи. Давайте и мы решим задачи из учебника Магницкого.

а) « Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 170 рублей. За другую же 130. Сколько стало у него рублей7»

б) « Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первый мешок – 100 рублей, во второй – 120 рублей, а в третий – 80. Сколько у него получилось денег?

в) «Купец купил в 3 местах сукно: в первом месте – 150 аршин, во втором – 50 аршин, а в третьем 200 аршин. Сколько всего аршин во всей покупке?» (Один аршин равен 71 см.).


2) Работа по репродукции картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет»

А теперь посмотрим, как занимались дети более ста лет тому назад.

Эта картина хранится в Третьяковской галерее в Москве, на ней изображен урок устного счета. Обратите внимание на детей: некоторые ребята в лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что картина не из нашей школьной жизни. Это время старой, дореволюционной школы, более ста лет назад.

Художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Как вы думаете, что делают здесь ученики?

- Что-то считают.

Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно не легкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик скоро закончит свою работу, а ошибки быть не должно: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил, только ответ его не совсем правильный. Смотрите, учитель слушает ученика, а на лице одобрения нет. А, может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как и первый, поэтому не спешит одобрить его ответ?

3) Цепочка примеров

Давайте и мы посчитаем устно.

  1. 100 : 1 – 96 х 2 х 9 х1 : 6 х 10 – 30 : 9 = 10 (для сильных)

  2. 3 х 4 : 6 х 10 : 5 х 9 + 64 : 10 + 8 – 9 = 9 (для средних)

  3. 39 : 1 + 51 – 5 – 80 : 1 х 10 = 50 (для слабых)


4) Арифметическая мозаика. № 5, с 66

Письменно решаем 2 уравнения на деление, а остальные устно. Ответы уравнений, решенных делением, раскрасьте красным цветом, а остальные – зелёным.

14

98

2

22

29

15

50

32

80

4

44

700

18

3

1

122

99

19

70

6

В результате должна получиться 5.

5) Игра «Числовой коврик» (групповая работа)

Сейчас вам придется узнать, является ли квадрат магическим.

200

400

300


40

90

20


40

110

250

400

300

200

30

50

70

300

90

10

300

200

400

80

10

60

60

200

140

Отвечает один ученик от группы.


  1. Рефлексия.

Нарисуйте на полях кружки вашего настроения.



8.Итог урока.

Чем был интересен сегодняшний урок?

- Как называется действие, с которым мы сегодня познакомились?

- Какое задание было особенно трудным?

- О каком задании вы расскажите дома?

- Что учили на этом уроке?

- Что нового узнали по истории

9.Домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!