(слайд 1)
Открытый урок по математике
Учителя начальных классов
Синицыной
Галины Викторовны
1 класс «Вычитание вида 16 – □»
МОУ «Сынтульская СОШ» филиал Алёшинская ООШ 2020 год
(слайд 2)
Цели:
1. совершенствовать умение вычитать число по частям;
2. закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании, формировать умение решать задачи в два действия;
3. способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы;
4. содействовать воспитанию культуры поведения;
5. совершенствовать навык самостоятельности в работе;
6. формировать бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. экран;
2. мультимедийная установка;
3. презентация урока математики (приложение);
4. рисунки с изображением солнца и туч;
5. отдельные листочки для выполнения проверочной работы и самостоятельной работы;
6. учебник математики 1 класс, автор М.И. Моро.
(слайд 3)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
А тема нашего урока «Вычитание вида 16 – □»
(слайд 4)
II. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы будем путешествовать с героем одной сказки. Послушайте загадку и скажите, как его зовут.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(слайд 5)
- Вместе с Буратино, мы отправимся в сказочное путешествие на поиски Папы Карло. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.
- Итак, мы отправляемся в путь.
(слайд 6)
1. Устный счёт.
Игра «День и ночь».
- Первым мы встретили Пьеро.
8 + 5 – 6 + 7 – 2 + 4
- Он предлагает вам вычислить значение выражения, записанного на слайде.
Когда я говорю слово день, вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия, записанный между ними. На слове ночь вы закрываете глаза и вычисляете. Я снова произношу слово день. Вы открываете глаза. Вспоминаете ваш ответ, запоминаете следующий знак арифметического действия и третье число. На слове ночь вы вновь закрываете глаза и выполняете вычисления и т.д.
Ученики выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат: 16.
- Что можете рассказать о числе 16? (Оно следует за числом 15, предшествует числу 17; оно меньше 17 на 1 и больше 15 на 1; оно двузначное, так как записано двумя цифрами, в нем 1 десяток и 6 единиц. Число 16 можно представить в виде суммы чисел 9 и 7, 8 и 8 и т.д.)
(слайд 7)
Повторяйте упражнение за мной.
1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков.)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков.)
6. Вдруг проснулись, потянулись! (Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение.)
(слайд 8)
2. Минутка чистописания.
- Пропишите число 16 в тетради, но сначала разомнем пальчики.
(слайд 9)
3. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
- Мы вышли на солнечную полянку. Какие числа пропущены?
+ 7 = 16
8 + = 16
- 6 = 10
16 - = 6
- Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.)
- Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое? (Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)
(слайд 10)
III. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся -
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул,
И по улице шагнул.
(слайд 11)
IV. Работа над новой темой.
- Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но кто-то зовет нас на помощь. Посмотрите, божья коровка застряла в паутинке. Поможем ей?
16 - 9
16 - 8
16 - 7
Ученики выходят к доске и вычисляют значения выражений, записывая равенства в следующем порядке: 16 - 7 = 9, 16 - 8 = 8, 16 - 9 = 7.
- Как выполняли вычисления? (Вычитали по частям или вспоминали состав числа.)
- Что интересного вы заметили? (Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на 1, значение разности уменьшается на 1.)
- Какой вывод вы можете сделать? (Чем больше вычитаем, тем меньше остается.)
— Молодцы, божья коровка свободна. Пошли дальше.
(слайд 12)
- Но кто это нам встретился?
(Герои появляются на слайде: Мальвина и Артемон.)
- Они хотят сообщить что-то важное, но сначала нужно выполнить их задания.
(слайд 13)
Ученики выполняют задание № 1 стр. 87 (1,2 столбик) по рядам.
После решения учащиеся сверяют ответы с числами, записанными учителем на слайде.
(слайд 14)
Игра в слова
1) Мальвина и Артемон составляли слова из букв слова прогулка. Мальвина составила 10 слов, а Артемон на 2 слова больше. Сколько слов составил Артемон?
2) Когда Мальвина и Артемон вычеркнули слова, которые встретились у обоих, у Мальвины осталось 1 слово. Сколько слов осталось у Артемона?
Разбор задачи:
(слайд 15)
Самопроверка с экрана. На слайде решение и ответ.
1) 10 + 2 = 12 (с.) – у Артемона
2) 1 + 2 = 3 (с.) – у Артемона
Ответ: 12 слов у Артемона, 3 слова осталось у Артемона.
А сейчас мы отдохнем.
(слайд 16)
V. Физкультминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы,
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
(слайд 17)
VI. Закрепление изученного.
- Мы продолжаем своё путешествие, но нам преградила дорогу речка.
М ы можем перейти мостик, если выполним следующее задание.
На слайде появляется мост.
«В реке плавало 4 щуки, а карасей на 2 больше».
- Что записано на доске? (Предложение.)
- Что нужно сделать, чтобы получилась задача? (Задать вопрос.)
- Какой вопрос можно задать? (Сколько в реке плавало карасей?)
- Как решить эту задачу? (Щук 4, а карасей на 2 больше, значит, надо к 4 прибавить 2. получится 6.)
- Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Нужно изменить вопрос задачи. Сколько всего рыб плавало в речке?)
- Давайте решим эту задачу, записывая в тетрадь. Сможем мы сразу узнать, сколько было рыб всего? (Нет.)
- Почему? (Мы не знаем, сколько было щук.)
- Можем мы узнать, сколько щук плавало в реке? (Можем, для этого надо из 6 вычесть 2.)
- Сколько действий в задаче? (Два.)
- Будем записывать по действиям с пояснениями.
(слайд 18)
Дополнительные задания
1
Папа Карло починил 3 стола, а стульев – на 4 больше. Сколько стульев починил Папа Карло?
2
Мальвина вырастила фиалку и розу. Высота фиалки 7см, а роза на 3см выше фиалки. Какой высоты роза?
(слайд 19)
3
Курточка Буратино стоит 12 рублей, а колпачок – 8 рублей. На сколько рублей дешевле колпачок, чем курточка?
4
Кот Базилио запомнил 8 дорожных знаков, а Лиса Алиса – 16 знаков. На сколько знаков меньше запомнил Кот Базилио, чем Лиса Алиса?
(слайд 20)
- Вот и подошли к сказочному домику, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы дверь открылась.
Два ученика выходят к доске и выполняют вычисления, «поднимаясь» с разных сторон лестницы.
16 - 7 16 - 7
16 - 9 16 - 9
16 - 8 16 – 8
(слайд 21)
А вот и Папа Карло на пороге. Он рад вас видеть и приготовил вам загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар.
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)
(слайд 22)
На слайде появляется солнце с надписью.
- Кто может прочитать, что написано на солнце? (Молодцы.)
VII. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы прогулялись по сказочной стране, встретили много героев сказок.
- Что вам понравилось на уроке?
- Чему вы учились?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.
- Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.