СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию в 8 классе, тема "Религия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для достаточно сильного класса, предварительно проведен урок "Мировые религии".

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 8 классе, тема "Религия"»

Открытый урок по обществознанию в 8 классе по теме «Религия».


Голяшова Елена Викторовна, учитель истории

и обществознания МБОУ «Гимназия № 2» города

Вышний Волочек Тверской области.

Цели:

  1. развивать умения рассуждать, делать выводы, вести диалог, работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, доказывать свою точку зрения.

  2. воспитывать умения работать в группе, толерантность, чувство уважения к верующим, неверующим, людям другой веры.

  3. знать, что такое религия и какова ее роль в жизни человека и общества; какие религии называют мировыми


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (таблицы), дополнительная литература, презентация.

Основные понятия и термины:

Религия, мировые религии, миф, религиозная вера, функции религии.


Ход урока.

Организационный момент. (2 минуты)


І. Актуализация знаний. (5минуты)

Мы живем с вами в XXI веке, веке научных открытий и компьютерных технологий. Человек активно изучает космос, проникает во Вселенную, расшифрован геном человека, проводятся многочисленные опыты по клонированию биологических существ и т.д. и т.п.

Население планеты составляет 7 млрд. человек. При этом согласно последним социологическим исследованиям неуклонно растет число верующих.

Обратите внимание на количество адептов религий различного толка в современном мире и в Российской Федерации. (Слайд 1, 2)

Какое противоречие возникает между этими утверждениями. Давайте попробуем сформулировать основную проблему нашего урока!

Ответы учеников.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?(Слайд 3)

А теперь я прошу вас предположить, какова тема нашего урока – РЕЛИГИЯ.


II. Изучение нового материала.

Давайте подумаем, какие вопросы нам надо рассмотреть для решения данной проблемы.

Попробуйте составить план урока, используя опорные слова (Слайд 4: понятие, роль, религиозная вера, религия, жизнь общества, особенности).

А теперь посмотрим, что у вас получилось. (группа – содержание пункта, все согласны?)

Сравните составленный вами план с представленным на слайде.

План изучения нового материала: (Слайд 5)

1. Понятие «религия».

2. Особенности религиозной веры.

3. Роль религии в жизни общества.

4. Религиозные организации и объединения.(при наличии времени)

.


  1. Понятие «религия». (10 минут)

У. Для начала нам необходимо выяснить, что мы подразумеваем под понятием «Религия».

Сейчас каждая группа запишет в рабочий листок ассоциации, связанные с этим понятием (1-2 минуты). Время на обсуждение не более 2 минут. Далее каждая группа называет какое-то сведение или факт, имеющее отношение к религии, по очереди, при этом нельзя повторять ранее сказанное.

(Ответы могут быть, например: Бог, православие, мусульманство, вера в бога, миф, тотемизм, фетишизм и др.)

А теперь попробуем классифицировать ваши ассоциации (Бог или боги, служители культа, осуществляющие обрядовые действия, обряды и ритуалы и т.д.)

Попробуйте ответить на вопрос, что такое религия? И составить определение этого понятия. (Предлагают варианты определения). А теперь проверьте себя по словарю в учебнике (стр. 251). Запишите в тетради определение.

(Слайд 6)

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Назовите существующие мировые религии. (христианство, буддизм, ислам). (Слайд 7)


2. Особенности религиозной веры. (Лекционная часть) (7 минут)

Любая религия неразрывно связана с верой. Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь? Ученые прошлого объясняли это, например, страхом древнего человека перед могуществом природы, невежеством людей. Современного человека трудно назвать глубоко невежественным. Попытаемся разобраться.

Приведите примеры словосочетаний с глаголом «верить» и однокоренными словами безотносительно религии. (Верить другу (подруге, маме, учителю), верная информация, доверчивый человек, доверительная беседа и т.д.) Какой смысл мы вкладываем в это слово? (Ответы учащихся)

То есть, когда мы верим кому-либо, мы признаем получаемую от человека (или книги, или любого другого источника) информацию как истинную (или ложную) без доказательств и обоснований. Успешность вашего обучения в школе связана верой в слова учителя, вера сопровождает процесс познания мира и общения людей.

В чем, на ваш взгляд, отличие религиозной веры от простого доверия к источнику информации? (Ответы учащихся, скорее всего – неправильные). Религиозная вера всегда связана с убежденностью. (Слайд )

  1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил. (Привести примеры: триединый Бог христиан, Аллах – ислам)

  2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом. (сюжеты библейской истории)

  3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами. (обрядовая практика, таинства отдельных религий)


  1. Роль религии в жизни общества. (Групповая работа) (15 минут)

Каждое явление или элемент общественной жизни играет в ней определенную роль, или, по иному, выполняет определенные функции.

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций. Сейчас в группах мы определим, в чем конкретно выражается роль религии в обществе, а также познакомимся с названиями этих функций.

В таблице представлены названия функций. В учебнике на стр. 97-98 раскрыта сущность этих функций и приведены примеры. Ваша задача – соотнести названия функций с их описанием и заполнить таблицу. (Слайд) Группа 1 – регулирующая, воспитательная; группа 2 – мировоззренческая, психологическая (компенсаторная); группа 3 – коммуникативная, интегративная. (Работа с учебником, стр. 97-98, каждая группа заполняет свою часть таблицы, результат доводится до всего класса).



А теперь сравните свою таблицу с образцом, представленным на слайде.



Функция

Её сущность

Пример

Регулирующая

Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм.

Библейские заповеди: «не убий», «не укради».

Воспитательная

Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств.

Воспитание доброты, милосердия, умеренности.

Мировоззренческая

Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п.

Психологическая (компенсаторная)

Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение.

Посещение богослужения, церковные обряды.

Коммуникативная

Религия способна избавить человека от одиночества.

Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва.

Интегративная

Объединяет людей.

Роль Православной церкви в процессе объединения русских земель в XIV-XV в.


Подведение итога: (5 минут)

А теперь вернемся к поставленной нами проблеме: Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?(Слайд)

(Ответы учащихся, в итоге должно получиться

  1. Религиозные верования возникли одновременно с первым осознанным человеческим коллективом и существуют более длительное время, чем научное знание.

  2. Религия имеет ответы на все интересующие человека вопросы, а по мере развития научного познания количество неизведанного (научных проблем) увеличивается (т.е. наука часто «встает в тупик»).

  3. Религия самый демократичный элемент общественной жизни, она не предъявляет требований к человеку, желающему обратиться к религии, для неё не важны пол, раса, национальность, возраст, сведения об отсутствии судимости, социальный статус, материальный достаток, семейное положение, уровень образования и т.д.)

  4. Религия оперирует простым, понятным языком (короткие и звучные слова, не сложные предложения, яркие образы), проповеди основоположников мировых религий – яркий пример ораторского искусства.

Также могут быть указаны другие основания.


Домашнее задание (Слайд): (1 минута)

§ 12, задание 4 стр. 101 (эссе-рассуждение по словам В. Набокова «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники»)









Приложение.

Рабочий листок.

Группа № _____.


План изучения темы.

1.


2.


3.



  1. Понятие «религия».

Ассоциации к понятию «религия»:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Религия – это ____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


  1. Особенности религиозной веры.

Приведите примеры словосочетаний с глаголом «верить» и однокоренными словами безотносительно религии ______________________

__________________________________________________________________


  1. Роль религии в жизни общества.


Функция

Её сущность

Примеры













Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Оценивание работы групп:

Группа 1 _______________________

Группа 2 _______________________

Группа 3 _______________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!