СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по произведению Михаила Пришвина «Выскочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы  в 5 классе

по произведению Михаила Пришвина «Выскочка»

с применением  технологии

«Развития критического мышления»

и «Системно-деятельностного подхода».

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по произведению Михаила Пришвина «Выскочка»»

МАОУ «СОШ № 57 г. Улан- Удэ имени А. Цыденжапова»













Конспект урока литературы в 5 классе

по произведению Михаила Пришвина «Выскочка»

с применением технологии

«Развития критического мышления»

и «Системно-деятельностного подхода».
















Подготовила : А.А. Дагбаева ,

учитель русского языка и литературы











г.Улан-Удэ

2017г

Цели: создать условия для:

1. осмысления идеи произведения;

2. овладения навыками смыслового, выразительного чтения;

3. развития сопереживания, умения оценивать поступки;

4. развития коммуникативных навыков, умения аргументировать свою точку зрения;

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:

1. Учебники на каждой парте у учащихся в группах;

2. Заготовки с пословицами, ключевыми словами для творческого задания (для каждого ученика).

3. Чистые листы для работы с текстом (для выписывания слов и составления «синквейна»).

4. Крупная иллюстрация на доске и картинки «героев» произведения, которые по мере чтения рассказа прикрепляются к иллюстрации.

5. Толковый словарь С.И. Ожегова.


ХОД УРОКА

На доске

М.М.Пришвин. ( название закрыто)


  1. Вступительная беседа.

-На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями М.М.Пришвина

- Назовите эти произведения.( учащиеся называют)

-Краткий пересказ от групп, оценить друг друга.

- К какому литературному жанру относятся эти произведения.

М.М.Пришвин писал не только повести, путевые очерки, новеллы, миниатюры, романы,но и рассказы. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным и необычным рассказом этого писателя.


  1. Стадия вызова. (АОЗ, затруднение, целеполагание)

На данном этапе существует несколько приемов, я выбрала работу с ключевыми словами


В рассказе встретятся слова:


Собака Вьюшка

Косточка

Сороки

Вторая косточка

Выскочка

хвост в зубах

сорока без хвоста


Сейчас предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах

( ученика озвучивают их)

Предлагаю каждой группе из данных слов придумать сюжет, дать название своему произведению, презентовать свой ответ, определить жанр, дать название своему произведению. (Жанры могут получиться разные: у кого сказка, у кого рассказ, очерк). Группы начинают обсуждения, распределять роли.



Учитель фиксирует ответы на доске . (названия.)

А теперь давайте послушаем рассказ М.М.Пришвина

III. Стадия осмысления. (Построение нового знания)

(перед чтением: на столах картинки с изображением персонажей рассказа, прошу вас поместить их на плакат по мере появления этих героев)

Аудиозапись включается, звучит текст.

Постепенно появляется картина на доске:


Беседа после прочтения рассказа.

- Понравился рассказ?

- Какие моменты вызвали улыбку?

- Назовите героев рассказа.

- Посмотрите, какие названия вы подобрали ему. А автор назвал его

« Выскочка» (Открывается название на доске).

- Кто же из вас был близок к названию?

Открыли учебник на странице 92.

Чтение про себя учащимися с подчеркиванием непонятных слов.

Словарная работа. Объяснение значения подчеркнутых слов с использованием толкового словаря.

Словарь Ожегова:


Совместный поиск.


Работа с текстом.

Судя по названию произведения, интересует ли нас Вьюшка?

А кто интересует?

Работа в малых группах:

Отметьте в тексте описание сороки

Зачитайте.

- Какие слова автора указывает на то, что сорока отличается от других сорок?( По технологии Системно-деятельностного подхода, учитель показывает эталон) Слайд.

(В семье не без урода, поскакала дуром. А я-как мне самой хочется).

-Каким вам представляется сорока в этот момент? (индивидуальна работа)

СЛАЙД (бесстрашная, ловкая, хитрая)

Зачитывают, учитель записывает слова на доске в столбик.

- А как ведут себя СОРОКИ, увидев Вьюшку? Зачитайте и отметьте в тексте границы действия собаки Вьюшки.

- А какими в этом отрывке представлены сороки? (смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные).

- О чем они дружно договариваются?

( очень быстро оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую) СЛАЙД

- А какие действия в это время предпринимала Вьюшка?

- От чего Выскочка осталась без хвоста?

- Найдите и зачитайте, какой стала сорока без хвоста?

-Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?


Работа в парах:

1.Для описания действий героев автор использовал много глаголов. Прочитайте текст еще раз и подчеркните глаголы, которые относятся к Выскочке.

Работают самостоятельно.

Зачитайте глаголы (учитель записывает на доску во второй столбик)

Подскакала

улучила

вырвалась

изловчилась


2. Охарактеризуйте образ сороки:

( зачитываем обороты и прилагательные, характеризующие сороку)


Сорока

с пыльцой в голове

с заскоком

радужный длинныйхвос


V. Рефлексия.

Используя слова, составить « синквейн».

1.сорока

2. подскакала, вырвалась

3. ловкая, хитрая, проворная

4. Сорока осталась без хвоста.

5. Выскочка.

Дети зачитывают свои «синквейны» по желанию.


-В чем необычность рассказа? (элементы сказочности)

-Какие чувства у вас вызвал образ сороки? Почему?

-Как автор относится к своим персонажам? Докажите.



VII. Подведение итога урока.

Поиграем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите. Договорились?)

:

«Мне понравилось …»

«Мне было трудно…..»

«Мне было интересно…»

«Благодарю!»

Оценивание в комментариями


Дифференцированное домашнее задание:

1. выразительное чтение,

2. составление «синквейна» о Вьюшке,

3. выразительное чтение, выполнение рисунка, каким вам представился сорока (собака, сороки)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!