МАОУ «СОШ № 57 г. Улан- Удэ имени А. Цыденжапова»
Конспект урока литературы в 5 классе
по произведению Михаила Пришвина «Выскочка»
с применением технологии
«Развития критического мышления»
и «Системно-деятельностного подхода».
Подготовила : А.А. Дагбаева ,
учитель русского языка и литературы
г.Улан-Удэ
2017г
Цели: создать условия для:
1. осмысления идеи произведения;
2. овладения навыками смыслового, выразительного чтения;
3. развития сопереживания, умения оценивать поступки;
4. развития коммуникативных навыков, умения аргументировать свою точку зрения;
4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование:
1. Учебники на каждой парте у учащихся в группах;
2. Заготовки с пословицами, ключевыми словами для творческого задания (для каждого ученика).
3. Чистые листы для работы с текстом (для выписывания слов и составления «синквейна»).
4. Крупная иллюстрация на доске и картинки «героев» произведения, которые по мере чтения рассказа прикрепляются к иллюстрации.
5. Толковый словарь С.И. Ожегова.
ХОД УРОКА
На доске
М.М.Пришвин. ( название закрыто)
Вступительная беседа.
-На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями М.М.Пришвина
- Назовите эти произведения.( учащиеся называют)
-Краткий пересказ от групп, оценить друг друга.
- К какому литературному жанру относятся эти произведения.
М.М.Пришвин писал не только повести, путевые очерки, новеллы, миниатюры, романы,но и рассказы. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным и необычным рассказом этого писателя.
Стадия вызова. (АОЗ, затруднение, целеполагание)
На данном этапе существует несколько приемов, я выбрала работу с ключевыми словами
В рассказе встретятся слова:
Собака Вьюшка
Косточка
Сороки
Вторая косточка
Выскочка
хвост в зубах
сорока без хвоста
Сейчас предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах
( ученика озвучивают их)
Предлагаю каждой группе из данных слов придумать сюжет, дать название своему произведению, презентовать свой ответ, определить жанр, дать название своему произведению. (Жанры могут получиться разные: у кого сказка, у кого рассказ, очерк). Группы начинают обсуждения, распределять роли.
Учитель фиксирует ответы на доске . (названия.)
А теперь давайте послушаем рассказ М.М.Пришвина
III. Стадия осмысления. (Построение нового знания)
(перед чтением: на столах картинки с изображением персонажей рассказа, прошу вас поместить их на плакат по мере появления этих героев)
Аудиозапись включается, звучит текст.
Постепенно появляется картина на доске:
Беседа после прочтения рассказа.
- Понравился рассказ?
- Какие моменты вызвали улыбку?
- Назовите героев рассказа.
- Посмотрите, какие названия вы подобрали ему. А автор назвал его
« Выскочка» (Открывается название на доске).
- Кто же из вас был близок к названию?
Открыли учебник на странице 92.
Чтение про себя учащимися с подчеркиванием непонятных слов.
Словарная работа. Объяснение значения подчеркнутых слов с использованием толкового словаря.
Словарь Ожегова:
Совместный поиск.
Работа с текстом.
Судя по названию произведения, интересует ли нас Вьюшка?
А кто интересует?
Работа в малых группах:
Отметьте в тексте описание сороки
Зачитайте.
- Какие слова автора указывает на то, что сорока отличается от других сорок?( По технологии Системно-деятельностного подхода, учитель показывает эталон) Слайд.
(В семье не без урода, поскакала дуром. А я-как мне самой хочется).
-Каким вам представляется сорока в этот момент? (индивидуальна работа)
СЛАЙД (бесстрашная, ловкая, хитрая)
Зачитывают, учитель записывает слова на доске в столбик.
- А как ведут себя СОРОКИ, увидев Вьюшку? Зачитайте и отметьте в тексте границы действия собаки Вьюшки.
- А какими в этом отрывке представлены сороки? (смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные).
- О чем они дружно договариваются?
( очень быстро оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую) СЛАЙД
- А какие действия в это время предпринимала Вьюшка?
- От чего Выскочка осталась без хвоста?
- Найдите и зачитайте, какой стала сорока без хвоста?
-Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?
Работа в парах:
1.Для описания действий героев автор использовал много глаголов. Прочитайте текст еще раз и подчеркните глаголы, которые относятся к Выскочке.
Работают самостоятельно.
Зачитайте глаголы (учитель записывает на доску во второй столбик)
Подскакала
улучила
вырвалась
изловчилась
2. Охарактеризуйте образ сороки:
( зачитываем обороты и прилагательные, характеризующие сороку)
Сорока
с пыльцой в голове
с заскоком
радужный длинныйхвос
V. Рефлексия.
Используя слова, составить « синквейн».
1.сорока
2. подскакала, вырвалась
3. ловкая, хитрая, проворная
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.
Дети зачитывают свои «синквейны» по желанию.
-В чем необычность рассказа? (элементы сказочности)
-Какие чувства у вас вызвал образ сороки? Почему?
-Как автор относится к своим персонажам? Докажите.
VII. Подведение итога урока.
Поиграем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите. Договорились?)
:
«Мне понравилось …»
«Мне было трудно…..»
«Мне было интересно…»
«Благодарю!»
Оценивание в комментариями
Дифференцированное домашнее задание:
1. выразительное чтение,
2. составление «синквейна» о Вьюшке,
3. выразительное чтение, выполнение рисунка, каким вам представился сорока (собака, сороки)