Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: "Введение. Понятие о культуре речи".»
Русский язык 8 класс
Тема: Введение. Понятие о культуре речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: ознакомить учащихся с понятием культура речи, назвать качества культурного человека; объяснить, чем язык отличается от речи и чем похожи эти понятия; развивать культуру речи учащихся, умение правильно и красиво говорить; воспитывать любовь и уважение к ближнему.
Ход урока
Организационный момент.
Отметить отсутствующих.
Мотивация к деятельности
Доброжелательный, воспитанный, образованный человек, какой он человек? Каким одним словом можно назвать человека, наделенным такими качествами? (Культурный человек)
Что такое речь? И что такое язык?
Чем отличается язык и речь? И что общего в этих понятиях?
С чем мы можем сравнить язык и речь? (Язык – это ручка, которой мы пишем. А речь – это то, что мы пишем с помощью ручки).
3. Целеполагание.
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(Узнать, что такое культура речи, и какой должна быть речь культурного человека; узнать, какими качествами должен быть наделен культурный человек; развивать мышление, устную и письменную речь; воспитывать любовь к ближнему).
4. Работа по теме
Работа со словарем
Понятие «Речь» в разных словарях
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
РЕЧЬ, -и, мн. речи, -ей, ас. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затрудненная р. Отчетливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие).
2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р. 3. Звучащий язык. Русская?, музыкальна.. 4. Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. Об этом речи не было (ничего не говорилось). О чем идет р.? (о чем разговор?); Об этом не может быть и речи (этого не будет, нельзя). О чем р.! (само собой разумеется, нет никакого сомнения в чем-н.; разг.). 5. Публичное выступление. Выступить с речью. Поздравительные речи. Р. на собрании. * Части речи - в грамматике: основные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся каждый общностью отвлеченного значения, грамматических категорий и синтаксических функций. Знаменательные и служебные части речи. || прил. речевой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.
Знакомство со статьей стр.4
Записать определение.
Устно упражнение 1
Работа с правилом:
* внимательно прочитайте правило на странице 5;
* обговорите правило своими словами друг другу;
Записать правила.
5. Закрепление
Выполнение заданий по учебнику стр.5-6 Упр.3,4.
6. Рефлексия:
- Речь – это..
- Язык – это..
- Язык и речь похожи…
- Язык и речь отличаются…
8. Домашнее задание