СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "Виды предложений по цели высказывания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Виды предложений по цели высказывания"»


Технологическая карта урока


Класс

5

Предмет

Русский язык

Ф.И.О. преподавателя

Бобрикова-Гильметдинова Анна Александровна

Тема урока

Виды предложений по цели высказывания

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели по содержанию урока

Цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление алгоритма определения типа предложения по цели высказывания, работа в парах

Задачи:

- обучающие: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по цели высказывания,

- развивающие: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить предложения, различные по цели высказывания; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения цитатного материала из сказок А.С. Пушкина, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга.





Планируемые результаты

  • Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

  • Предметные: распознавать виды предложений по цели высказывания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять их в речевой практике.

  • Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Методы и приёмы

Частично-поисковый, словесный, самоконтроль, взаимоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, творческий.

Технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Здоровьесбережение».

Оборудование Проектор, меловая и маркерная доска



Ресурсы: Учебник «Русский язык 5 класс» М. М. Разумовская, С. И. Львова, Просвещение, 2015. Компьютерная презентация к заданиям урока. Технологическая карта урока. Раздаточный материал








Ход урока



Этап

Время

Деятельность  учителя

деятельность

учащихся

примечания

1.

Мотивационный

(Орг. Момент)

2

        Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

Я бы хотела начать урок  с эпиграфа:

Пусть кипит работа, сильней соревнование!

Успех играет не судьба, а ваши знания!

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет вам быть успешным.                          

Объясняют смысл приветствия.


Эпигрвпапвакарпроа

2.

Словарный диктант

7

Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. 

Метод: беседа

Приём: слово учителя, самостоятельная работа  

Средство: слово учителя

 

   Учитель диктует

Внимательно слушают, записывают под диктовку на листочках

Словарный диктант.
Слышится, отцовский, самокат, буфетчица, велосипед, молоко, приставочный, объявление, универмаг, суффиксальный, ориентир, словосочетание, драгоценный, проиграть, август, сталевар.

3.

Изучение нового материала

15

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, фронтальный опрос, работа  в группах.

Средство: слово учителя и ученика, работа с правилом в учебнике, «Немая» схема на доске .

Мотивация к формулированию темы и цели урока:

Вы хотите это узнать? Сформулируйте тему  урока.  

Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?

Запишите число  и  тему урока.

Сформулируйте цель  урока.  


На доске – схемы этих предложений.

Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.

 «Считаешь ли ты, что…»

-  эти предложения  можно   объединить в группы по цели высказывания?

-  эти предложения  можно   объединить в группы по интонации?

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

 Кто сможет распределить по этому признаку?

А кто знает, как называются эти предложения?

Формулируют тему и цель урока.

Групповая работа.

Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую  схему,прикрепляют предложение,объясняют свой выбор.

Делят предложенные предложения на группы.

На партах у групп по одному предложению:

1. Выпал снег.

2.  Я ль на свете всех милее? 

3. Быстро проходят зимние дни.

4. Не губи ты нашу душу:                     Выплесни ты нас на сушу!


«Немая» схема

«Виды предложений по цели высказывания»










4.  Динамическая минутка.


2








        

Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости.








5.

Закрепление изученного материала


15


Цель: зафиксировать преодоление затруднения

Метод: беседа, анализ, сравнение, обобщение,

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Средство: слово учителя и ученика, текст, мультимедийная презентация.

 Наблюдения над интонацией повествовательных и побудительных предложений.

1. Наблюдения над интонацией, характерной для побудительных предложений. Упражнение 134.

2. Запись предложений под диктовку. Наблюдение над интонацией повествовательного и побудительного характера.

Шумят ручьи! Блестят ручьи! (Е. Баратынский.)

С каждым часом ночь холодней. (К. Паустовский.)

Расскажи мне сказку про лисичку! (..)

Тонкий туман стоит над желтыми полями.

VI. Выполните тест 

.


Выполняют

Упражнения (работа в паре, индивидуально)

Проверяют по образцу на слайде.

Внимательно слушают предложения, записывают и проверяют.


Тест

вариант №1

1. Данное предложение  повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

    Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой Бабарихой

    Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

    Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

    Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

Тест

вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

    Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

    И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в)  Матушка моя,

     Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

    И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?


6. 

Итог урока

6

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Ответьте на вопросы:

- какова тема урока?

- достигли ли цели урока?

- какое правило использовали?

Предлагаю вернуться к приёму 

«Веришь ли ты, что…»

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

- что было интересно на уроке?

- что  было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Поднимите руку, кому из вас сегодня помог соседу по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей группы.

Даю  свою оценку работе групп.

Поднимите руку, у кого в листках достижений  просматривается продвижение вперёд! В чём?

Домашнее задание:  выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу в паре, группы.

Оценка результатов деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!