СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЯЗЫК"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Язык нужно изучать постоянно, ибо язык – средство социализации человека, а этот процесс не стоит на месте, развивается, эволюционизирует вместе с языком.  Ученый-лингвист И. И. Срезневский сказал: «Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности».

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЯЗЫК"»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 2


ТЕМА: ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЯЗЫК Урок 2

Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы

Цели:

1. Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения и что свободное владение родным языком – признак культуры человека; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе.

2. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого ученика.

3. Научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов.

Оборудование: таблица «Единицы языка и разделы лингвистики» на индивидуальных картах (или плакат); таблицы (подвижная) «ЗСП» и «Слово»; словари русского языка: В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», Н. М. Шанский, Т. А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка», П. Я. Черных «Историко-этимологический словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка».

Методическое обоснование: учитель должен обеспечить урок оптимальным комплексом приемов, опирающихся на речь, языковую коммуникацию, что выражает суть самой темы урока; кроме того, учебный материал призван напомнить и одновременно ввести учащихся в лингвистическую терминологию курса русского языка, с которой предстоит работать в последующем, вооружить механизмом анализа языковых явлений:

от смысла

к поискам средств
его выражения

в устной речи

в письменной речи

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Чтение стихотворений, подготовленных учащимися.

Учащиеся. – Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

– Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

– Здравствуйте, – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2. Слово учителя.

Учитель. Вы немного удивлены такому необычному началу нашего урока? Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? (Помогает учащимся определить тему урока.)

Что передают нам стихи ребят? Одинаковыми словами это выражено? Какими средствами языка передали они нам информацию? Что важнее в языке: что сообщить или как сообщить?

Сегодня мы с вами будем говорить о роли языка в жизни человека и общества.

II. Чтение домашних сочинений желающими, отзывы учащихся о прочитанных сочинениях одноклассников.

III. Работа с лингвистическими текстами.

1. Вводная беседа «Что ты можешь рассказать о языке?».

Учитель просит учащихся вспомнить все, что они узнали о языке за годы его изучения в начальной школе.

Вопросы к беседе:

– Что, по вашему мнению, называется языком?

– Какие языки вы знаете?

– Для чего человеку нужен язык?

– Можно ли обойтись без языка в жизни?

– Из чего состоит язык?

– Что объединяет разные языки, например русский и тот иностранный, который вы изучаете?

Учитель. Закончив нашу беседу, подчеркнем, что язык представляет собой систему средств (это и слова, и звуки, и знаки препинания, и интонация, и ударение, и др.), которые помогают человеку мысленно оформить и передать другим (устно или письменно) какую-либо информацию, желание, отношение к окружающему. С помощью языка происходит обмен мыслями между людьми, выражаются чувства и разнообразные душевные состояния человека.

2. Объяснение смысла эпиграфа (выражение Г. Р.Державина) на с. 3.

3. Анализ таблицы «Единицы языка и разделы лингвистики».

Учитель. Мы знаем: чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей давайте закрепим лингвистические термины, чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений.

Ученики знакомятся с таблицей: рассматривают, читают ее, комментируют основные положения, подбирают примеры, иллюстрирующие наиболее важные её графы. Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов.

Единицы языка и разделы лингвистики

Единицы языка

Разделы лингвистики, которые

описывают единицу

рассказывают о правилах употребления
в устной и письменной речи

фонема
(звук)

фонетика

орфоэпия (правила произношения звуков);

графика (правила обозначения звуков
на письме)

морфема

морфемика (состав слова);

словообразование

орфография (правила написания морфем)

слово

лексика;

морфология

стилистика (употребление слова в разных стилях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения
в словах);

орфография (различение собственных
и нарицательных имен на письме);

различение слова и СС (малопонятный
и мало понятный)

слово-
сочетание

синтаксис;

фразеология

стилистика (употребление СС в разных
стилях речи)

предло-
жение

синтаксис

стилистика (употребление предложения
в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков
в предложении);

интонация (особенности мелодической
и ритмической организации предложения)

Учитель. Докажите, что любая морфема в языке имеет определенное значение. (Учащиеся должны воспользоваться разделом «Справочный материал» учебника на с. 276–282.)

– Что может сказать о слове?

– Почему окончание может многое рассказать о слове?

– Что вы можете рассказать о словах, имеющих такой морфемный состав: ? Сделайте вывод о том, какое значение имеет суффикс и окончание в этих словах.

4. Анализ лингвистических текстов учебника.

Выполнение упражнений 2, 3 на с. 3–4.

Учащиеся тренируют умение осмысленно, правильно и выразительно читать в нормальном темпе, учатся читать и пересказывать лингвистические тексты.

Читать и пересказывать лингвистический текст надо специально учить:

– дается несколько минут на предварительный просмотр текста;

– затем предлагается его поабзацное чтение вслух с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе;

– объясняются термины, неупотребительные в речи детей слова, выполняются задания к упражнению.

Дети читают, рассуждают, пишут, учатся замечать непонятные слова и выявлять их смысл – словом, включаются в речевую деятельность. Подобным образом проводится работа со всеми лингвистическими текстами в течение года; поэтому над первым текстом важно поработать особенно тщательно, не жалея времени на объяснения.

Ученики должны осознать, что умение читать и осмысливать читаемое – путь к образованию.

IV. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнений 4 и 5 (устно).

2. Подробное знакомство с рубрикой ЗСП.

Учитель. Какая загадочная рубрика имеется в учебнике? Кто её расшифрует?

Учащиеся расшифровывают каждую букву аббревиатуры на подвижной таблице.

З

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (ПРОИСХОЖДЕНИЕ)




С

МОРФЕМНОЕ СТРОЕНИЕ (СТРУКТУРА)




П

ПРАВОПИСАНИЕ


Затем вниманию учащихся предъявляется таблица «Слово», так как именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП. Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу:

СЛОВО

лексическое
значение

строение
(структура)

как часть речи

главный
смысл


грамматическое
значение

Примечание. Таблица постоянно находится на учебном стенде, к ней обращаются регулярно, поскольку словарная работа – неотъемлемая часть каждого урока.

Учитель. А. П. Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами невозможно не согласиться.

Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно написать слово.

Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма.

Слово, кроме лексического, обладает и грамматическим значением, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, мы сможем правильно применить правило.

Для того чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе.

Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке.

3. Учащиеся учатся правильно подбирать проверочное слово, пользуясь приемом, указанным в учебнике в рубрике «Возьмите на заметку!» на с. 24–25.

4. Выполнение упражнений ЗСП-1 и ЗСП-2 – письменно (с. 4–5).

Упражнения ЗСП учащиеся выполняют по инструкции:

џ Проанализируйте слово.

џ Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений.

џ Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание.

џ Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание.

џ Запомните правописание каждого слова.

Упражнения ЗСП («Значение, структура, правописание слов») выполняются следующим образом:

– учащиеся должны переписать их без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений;

– прочитать слова, сопоставляя значение, структуру и правописание слова.

Примечание. Следует подчеркнуть, что при списывании дети нередко не обращают внимания на пометы ударения и не воспроизводят их на письме. Если учитель не отмечает этого, то данный недочет становится ошибкой, особенно во время изучения фонетики и орфоэпии.

V. Итог урока.

Учитель. Наш сегодняшний урок показал, что вам известны основные сведения о языке: его роль и место в обществе и в жизни каждого человека, средства и единицы языка. Но вы также должны помнить, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». Мы научились работать по таблице, которая и дальше будет вашим помощником, мы поупражнялись в практическом применении языка как в устной, так и письменной речи. Но вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что все знания о языке вами исчерпаны. Язык нужно изучать постоянно, ибо язык – средство социализации человека, а этот процесс не стоит на месте, развивается, эволюционизирует вместе с языком. Мне хочется закончить наш урок словами ученого-лингвиста И. И. Срезневского: «Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности».

Педагог объявляет оценки за урок, комментирует их; отвечает на вопросы учащихся по теме, дополнительному материалу, если они у них возникли.

Домашнее задание: параграф 1, прочитать дополнительный материал на с. 3, упражнение 5 (1–3) – письменно.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!