Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №4
_____________/Чеботарева Н. Е./
Приказ №27/1 от 27.02.2018
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе
примерной рабочей программы Миронов С.К. Латчук В.Н «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс». – Дрофа: 2015.
Составитель:
учитель Силкина Е.М.
Егорьевск, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе Примерной рабочей программы Миронов С.К. Латчук В.Н «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс». – Дрофа: 2015.
При реализации программы используются следующие УМК:
Латчук В. Н. [и др.], Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2015.
Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы: программы. – М.: Дрофа, 2015.
Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы: тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2015.
Фролов М.П. Безопасное поведение на дорогах. 5 – 10 классы: программы дополнительного образования. – М.: Дрофа, 2010.
Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.: 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008
Латчук В.Н., Миронов С.К. Тетрадь для оценки качества знаний 5, класс. - М.: Дрофа, 2016.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
Личностные результаты обучения
Развитие личностных, в том числе духовно нравственных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления ,потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личностному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Предметные результаты обучения
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера от экстремизма и терроризма
Понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства.
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя ,наркотиков ,курения и нанесения иного вреда здоровью
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера включая экстремизм, терроризм и их последствия для личности, общества и государства.
Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
Умение оказать первую помощь пострадавшим
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления ,а также информации получаемой из различных источников
Умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки
Метапредметными результатами обучения являются
Овладение умениями формулировать личностные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно –следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей ,оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности ;
Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию ,генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности;
Приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий
Развитие умения выражать свои мысли и способности , слушать собеседника ,принимать его точку зрения, признавать право другого человека на его мнение
Освоение приемов и действий в опасных чрезвычайных ситуациях и в ситуациях природного техногенного и социального характера;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации ЧС;
Формирование духовно-нравственных качеств для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПРЕДМЕТА
5 класс.
Личная безопасность в повседневной жизни (11 ч)
Город как источник опасности(1ч)
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальные и другие службы).
Опасные ситуации в доме (в квартире) (8ч)
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водо- и электроснабжение, отопление, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания. Освоение практических навыков по использованию первичных средств пожаротушения (огнетушителей ОХП-10 и ОУ). Затопление жилища. Причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.
Опасные ситуации на улице (2ч)
Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Меры предосторожности при движении по льду. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Безопасность на транспорте (6ч)
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного. Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным и авиационным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Краткая характеристика пожарной опасности современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного, авиационного. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара в транспорте.
Опасные ситуации социального характера (4ч)
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника.Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить насильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.
Изменение среды обитания человека обитания в городе (3ч)
Биосфера и человек. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (2ч)
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их применение.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (3ч)
Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях различных видов. Характеристика различных видов кровотечении и их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).
Основы здорового образа жизни (5ч)
Движение - естественная потребность организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека. Правила безопасного использования электронных приборов. Компьютер и здоровье. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые различия опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и психики. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
№ | Тема урока | Плановые сроки | Фактические сроки |
1. | Особенности города как среды обитания человека. | 1 неделя | |
2. | Система обеспечения безопасности в городе. | 2 неделя | |
3. | Опасные и аварийные ситуации в доме. | 3 неделя | |
4. | Пожар. | 4 неделя | |
5. | Затопление квартиры. | 5неделя | |
6. | Электричество. | 6 неделя | |
7. | Опасные вещества и продукты питания. | 7 неделя | |
8. | Взрыв и обрушение дома. | 8 неделя | |
9. | Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи. | 9 неделя | |
10. | Опасность толпы. Урок ситуация | 10 неделя | |
11. | Собака бывает кусачей. | 11 неделя | |
12. | Организация дорожного движения причины и последствия ДТП. | 12 неделя | |
13 | Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. | 13 неделя | |
14. | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. | 14 неделя | |
15. | Железнодорожный транспорт. | 15 неделя | |
16. | Авиационный транспорт. | 16 неделя | |
17. | Морской и речной транспорт. | 17 неделя | |
18. | Психологические основы самозащиты. | 18 неделя | |
19. | Ситуации криминогенного характера в доме. | 19 неделя | |
20. | Криминогенные ситуации на улице. Опасные домогательства. | 20 неделя | |
21. | Правила поведения при захвате в заложники. | 21 неделя | |
22. | Загрязнение воды. | 22 неделя | |
23 | Загрязнение воздуха.. | 23 неделя | |
24 | Загрязнение почвы.. | 24 неделя | |
25. | Фильтрующие противогазы. | 25 неделя | |
26. | Пользование противогазом. Практическое занятие | 26 неделя | |
27. | Виды ранений, их причины и первая помощь. | 27 неделя | |
28. | Общая характеристика кровотечений. | 28 неделя | |
29. | Первая помощь при кровотечении. Практическое занятие | 29 неделя | |
30. | Движение и здоровье.. | 30 неделя | |
31. | Нарушения осанки и причины их возникновения. | 31 неделя | |
32. | Телевизор и компьютер — друзья или враги? | 32 неделя | |
33. | Развитие и изменение организма в вашем возрасте. | 33 неделя | |
34. | Физическое и нравственное взросление человека. | 34 неделя | |