Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме:
"Глагол в языке и речи"
по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
подготовительный — стадия вызова;
собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
присвоение информации — стадия рефлексии.
Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”.
Цель урока: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.
Задачи:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Тип урока: вводный (изучение нового материала).
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; составление кластера.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
отличать глаголы от слов других частей речи;
работать с различными источниками информации;
использовать знания о глаголе.
Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
планировать и регулировать свои действия;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Словарь урока: глагол
Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Бунеевы. и др.; рабочие тетради, карточки с заданиями
Ход урока 1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята!
Чтобы нам было приятно работать, давайте создадим хорошее настроение, подарим друг другу подарок, подарки всегда приятно принимать, пусть даже они и воображаемые. Для этого Вам необходимо повернуться к соседу, сидящему рядом, и подарить…улыбку, пожелать здоровья, хорошего настроения. Подарите улыбку и мне и нашим гостям.
Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Откройте тетради, запишите число. Комментирует Егор. ПОСАДКА!!!
2. Мотивация к учебной деятельности
Звучит мелодия («Капель и птицы»)
- Ребята, вы слышите? Что это?
-Правильно, капель. Это наступает весна.
- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?
- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)
3.Актуализация знаний
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».
- А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас с вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений». Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?
Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы?
Чтобы вам было легче проверить себя, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет. Если верно, вы ставите «В», если неверно- «Н». Отступите одну строку для темы.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)
2.Глаголы изменяются по временам. (верно)
3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)
4.Глаголы изменяются по временам, падежам. (неверно)
5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте на слайде. Рядом поставьте «+», если всё сделано правильно. Поставьте отметку по количеству плюсов.
Ребята, сформулируйте тему урока. Запишите.
4. Целеполагание
Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока.
Я её определила вот так: умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленную цель?
План урока:
1.Найти информацию о глаголе.
2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?
5. Объяснение нового материала. (Смысловая стадия)
Ребята, сегодня ваши одноклассники приготовили очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
Худякова Ульяна:
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя”.
Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?
Куприянова Ульяна:
Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?
А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
Сделайте вывод.
Мы с вами часто на уроке пользуемся словарями. Сегодня я предлагаю заглянуть в словарь В.И. Даля и дать значение слову «врачевать».
ФИЗМИНУТКА
Давайте закрепим информацию, прочитав текст в учебнике на стр.123 в оранжевой рамке. Какой информацией мы пополним наш чемодан Знаний?
6. Включение нового знания в систему знаний
Работа с текстом (Текст с вопросами раздаётся на карточках. Работа в парах.)
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
Вопросы к тексту:
Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом)
Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
Докажите, что это слова различных частей речи.
В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека.
Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.).
7. РефлЕксия (размышления)
О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?
Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения.
Оцените свой уровень:
Уровни оценивания своих знаний и умений
Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.
Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК
8. Домашнее задание.
Теория, упр. 538
ИЛИ
Написать сочинение «Весна идёт», используя глаголы.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
Вопросы к тексту:
1.Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена?
2.Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница?
Докажите, что это слова различных частей речи.
3.В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
4.Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека.
5.Сформулируйте вывод о роли глагола в речи.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
Вопросы к тексту:
1.Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена?
2.Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница?
Докажите, что это слова различных частей речи.
3.В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
4.Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека.
5.Сформулируйте вывод о роли глагола в речи.
Худякова Ульяна:
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя”.
Куприянова Ульяна:
Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”