СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить лексико-грамматические категории имени числительного, отрабатывать умение разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней, повторить правило "Склонение имен числительных"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных"»

Тема. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных

Цель: повторить лексико-грамматические категории имени числительного; отрабатывать умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней; повторить правило «Склонение имен числительных».

Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.


-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с достаточно сложным и разнообразным материалом, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении. Начнем с разминки.

Орфографическая разминка. Повторение орфограммы н-нн в разных частях речи.

Краше.ый пол, маринова.ые огурцы, серебря.ый, испорче.ый, жаре.ый в масле, ветре.ый день, нежда.ый, румя.ый, написа.о, тума.ый, рене.ый в руку, распиле.ый, деревя.ый, вяза.ая кофта, поджаре.а, печё.ый в духовке, традицио.ый, обеде.ый.


2. Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока.

Даже в XXI веке, в шутку стуча по деревяшке, чтобы «не сглазить», мы делаем это почему-то ровно три раза. У многих екает сердце, если на экзамене достается билет №13.

Почему столько внимания мы уделяем числам? Корни этого лежат в самой человеческой культуре. Вера во влияние числа на судьбу возникла не в наши дни. Еще греческие философы-пифагорейцы считали числа сущностной основой мира. Именно из их философии позже родилось эзотерическое учение – нумерология. Совершенно независимо от греков похожую систему создали китайцы, и популярный сейчас фэн-шуй во многом основан именно на вере в то, что миром управляют числа.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным.

Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи» (записывают тему в тетрадь).

- Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Мы видим цифры повсюду: в столбцах газет и журналов, слышим по телевидению и радио. И некоторым людям они кажутся пустыми, ненужными знаками. Однако они играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен повторению числительных. Итак, за работу!

III. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1.Блиц-опрос

- Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них. Работать вы будете в группах. Сейчас ваша задача – не только скорость, а качество выполнения. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен.

1.Какая часть речи называется именем числительным?

(Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?)


2.Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

(Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи-только словами.)

3. В каких стилях используются имена числительные? (Имена числительные мы употребляем в разговорном и книжном стилях. Очень нужны числительные в деловой речи, где часто необходимы точность и краткость при передаче информации).

ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Тр…йник ( ? ), ми…иард ( ? )

двойняшки( ? ), дважды ( ? )

несколько( ? ), шестеро ( ? )

девят…сот пят…десят восем… ( ? )

трехсотсорок…ми…иардный ( ? )

п…тиэтажный ( ? ), четверка ( ? )

трижды( ? ), двойственный ( ? )

удвоить( ? ), полуторное ( ? )


Тройник (сущ.), миллиард(числ.)

двойняшки(сущ.), дважды(нар.)

несколько(мест.), шестеро(числ.)

девятьсот пятьдесят восемь(чис)

трехсотсорокамиллиардный (числ.)

пятиэтажный (прил.), четверка(сущ)

трижды(нар.), двойственный(прил.)

удвоить(глаг.), полуторное(прил

3.По строению какие числительных вы знаете?

(Простые: три, шесть, сто

Сложные: шестьдесят, шестьсот, двухсотый

Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь)


4.Назовите разряды количественных числительных.

(Количественные :семь, десять, триста.

Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные : трое, семеро, оба, обе.

К количественным числительным примыкают дробные : одна четвертая; пять целых, три десятых.)

Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

Сегодня в мире говорят на 5000 диалектов. Только в Индии их насчитывается 845. Первое место по числу говорящих занимает мандаринский диалект китайского языка. По данным1989 года, им пользуется 60 процентов населения. Второе место занимает английский язык. Около 330000 человек считают его родным языком, а вдвое больше называют его вторым или третьим языком.

5.С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

( Собирательные числительные сочетаются:

А)с существительными мужского и общего рода: двое сыновей, шестеро матросов, трое сирот (Искл: учёные степени, воинские звания)

Б) обозначающими детёнышей животных: трое лисят

В)имеющими форму только множеств. числа: трое саней, двое ворот, пятеро ножниц

Г)«дети, ребята, люди, лицо [человек]»:трое ребят, четверо незнакомых лиц, двое детей

Д)с прилагательными и причастиями в значении сущ.: двое неизвестных, четверо задержанных

Е)с местоимениями мы, вы, они: вас двое, их трое

Ж) с числительными: Семеро одного не ждут.

Б)с существительными общего рода: четверо сирот;

Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.

Основные правила правописания

15-19 – Ь: шестнадцать

50 Ь 80 : пятьдесят, шестьдесят

500 Ь 900: восемьсот, девятьсот

одиннадцать; четырьмя(в форме Т.п.)

300 и 400 = А (в форме Им. п.)

40, 90, 100 = А (в косвенных падеж.)

сороконожка, сорокаведёрный

девяностолетие, девяностолитровый

6.Как склоняются количественные числительные?

Склонение имён числительных

И-В сто сорок восемь

Р ста сорока восьми

Д ста сорока восьми

Т ста сорока восьмью

П ста сорока восьми

И-В триста шестьдесят два

Р трёхсот шестидесяти двух

Д трёмстам шестидесяти двум

Т тремястами шестьюдесятью двумя

П о трёхстах шестидесяти двух


И-В оба обе

Р обоих обеих

Д обоим обеим

Т обоими обеими

П об обоих об обеих

2.Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.

Перепишите, заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных и падеж.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.

4. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.

5. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

3. Определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с существительными. (Устно)


I.Пятеро сыновей, трое сирот; трое суток, двое саней, семеро козлят.

II.Обоих братьев, у обоих окон; обеих сестёр, обеими руками

III.Трое волков, четверо кошек; двое подруг, семеро студенток

4. Работа в группах.. Ваша цель определить, какая это часть речи.

Задание 1

Задание: распределить слова по четырём столбикам.

Прилагательные

(какой? чей?)

Существительные

(кто? что?)

Глаголы

(что делать? что сделать?)

Числительные (сколько? который?)





«Пятерка» за ответ, пять товарищей, пятиместная палатка, упятерить усилия, пятый по списку, пять деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

-Что объединяет эти слова?

(Все слова имеют числовое значение.)

IV. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка

V. Работа с текстом.

-15 февраля 1989 года окончательно были выведены российские войска из Афганистана. Закончилась война.  С 2011 года этот день в Российской Федерации отмечается как официальный День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

В жестокой , кровопролитной войне Афганистана участвовало более 620 000 советских солдат. Среди воинов-интернационалистов в Афганской войне были и наши земляки. Из нашего района участвовало 169 человек, а из нашего села-10. Более 50 000 солдат получили ранения, более 9000 стали инвалидами.

За 10 лет войны в Афганистане погибло 15 000 советских военнослужащих.


Словарная работа.


Кровопролитная - сопровождающийся пролитием большого количества крови

Воины-интернационалисты- военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности социалистических государств, в первую очередь, СССР,ГДР и Кубы, принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств на стороне политических режимов и движений

Земляк- человек, рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве. 2. фамильярное обращение к соотечественникам своего социального круга.


-Укажите тип текста и стиль текста

-Найдите числительные, укажите разряд, падеж и каким членом предложения являются

VII. Работа с учебником. Упражнение 223 (Просклоняйте имена числительные и словосочетания с ними. Объясните написание имен числительных).

VIII.Рефлексия. -Итак, наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) «Угадай числительное»


а)Это число- нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел (11)


б)Это число- нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 (15)


в)Это число-четное, меньше 81, но больше 75, сумма этого числа равна 8 (80)


г)Это число-четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10 (510)


2) составить небольшой словарный диктант с числительными;


3) сочинение-миниатюра по теме "Что такое имя числительное"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!