СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Местоимение"»

Тема урока: «Местоимение как часть речи»


Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации работы:  индивидуальная, в парах
Оборудование: проектор, компьютер

Формирование УУД:
Предметные:
- повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; дополнить полученные знания новыми.
-выделить признаки, по которым местоимения определяются как часть речи.
-овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные :
-Познавательные: уметь отличать новую информацию от уже известной; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
-Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи.
-Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.


Ход урока

I. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Мы с вами закончили одну из самых больших и важных тем «Числительное». Написали к/р и сделали работу над ошибками. Конечно, сегодня мы будем изучать что-то новое.

II. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание. Откройте тетради.А теперь

запишите число, классная работа. Минутка чистописания.

Запишите пословицу

Кто зло делает - для себя, кто добро делает – тоже для себя.

На полях поставьте себе оценку за минутку чистописания.

Объясните смысл этой пословицы.


Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (Морфология)

А какие части речи вы уже изучили? (Имя существ., имя прилаг., имя числит.)

Давайте вернемся на несколько уроков назад и проверим, насколько хорошо вы усвоили тему «Числительное». Небольшой распределительный диктант. Разделите лист тетради на 2 части (проведите линию вниз на 4 строки). В левую колонку запишем количественные числительные, а в правую - порядковые.

Работает у доски 1 человек (Логинов К.)

Распределительный диктант.

Десять, три пятых, восьмой, двое, пятнадцатый, семь восьмых, двадцать третий, сотый.

III. Работа над новым материалом.

Учитель: Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым. Слушаем рассказ.


Жила-была девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждое утро девочка с радостью шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

Слушаю ответы учеников.

Учитель: Всё правильно.  Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? (Подставив вместо слова «девочка» имя девочки или слово «она»). Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Так какая тема урока у нас сегодня? О чем мы будем говорить? (Слайд 2)

Каковы цели, когда мы начинаем изучать новую часть речи? Правильно! Это и роль в предложении и синтаксические ,и грамматич. признаки. (Слайд 3)


А теперь поработаем с предложением. Работа с предложением (слайд 4).

Такой он пришел несколько дней назад.

Что можно сказать о выделенных словах? Есть у них что-то общее?

(Они указывают на предмет, признак, количество, но не называют их)

Вывод(слайд 4)

Замените местоимения другими словами (см. слова для справок) Слайд 5.

Слова для справок: теплый, апрель, семнадцать

Какие части речи может заменять местоимение? (Вывод см. слайд 6)

Какова его синтаксическая роль?

Можно сделать вывод, что

Местоимения – это такие слова, которые означают лицо (я, ты; мы, вы; он, она, они), предметы или признаки этих предметов, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).

Давайте откроем учебники на стр. 64 и прочитаем правило.


Работа в парах

Заполните пожалуйста кластер, лежащий у вас на столах.

(Читаем, что получилось, сравниваем со слайдом 8)


Как видно из примеров, от именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, беспредметно.

Местоимение, таким образом, само по себе имеет только указательное значение, но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством.

Давайте посмотрим, как высказался о местоимении российский языковед Реформатский Александр Александрович, (Слайд 8)

Давайте сделаем небольшой вывод о том, для чего нужны местоимения в речи (слайд 9)

Прочитайте ещё раз правило(с 64) . Читает ученик(Логинов М.)

Теперь мы знаем, что местоимения употребляются вместо знаменательных частей речи и изменяются по падежам, числам и родам, а в предложении могут быть подлежащим, дополнением и определением.

Сделаем упр. 434.(один ученик у доски)

Физминутка

А теперь, ребята, пришло время поработать в парах.

Работа по карточкам (слайды 11-15 )

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Сделайте вывод об употреблении местоимений в речи

2 группа

Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к Стрелке незаметно. В воображении Стрелки рождались какие-то фигуры, маячившие в уголках сознания. Стрелка сильно волновалась.

Исправьте текст и выделите все обороты.

3 группа

Местоимений в русском языке всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов). Из 9000 слов повседневной речи на местоимения приходится около 1,5 тысячи.

Замените числительные словами

4 группа

Просклоняйте местоимение она, он

Сделайте вывод

5 группа

Исправьте фактические ошибки

Местоимение – это служебная часть речи, которая указывает на действие предмета, но само по себе не имеет указательного значения. В речи местоимение никогда не употребляется вместо имени существительного, прилагательного, числительного.

Дети выступают(1 человек от группы), остальные дополняют, исправляют ошибки.

Игра «Редактор». Исправляем речевые ошибки: (слайд 17)

Из ихнего окна раздавались звуки мелодии

Лицо у ее было круглое

Я встретил в шляпе ковбоя.

Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру

Проверка.

Игра «Четвертый лишний» Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой выбор. (слайд 18)

9. Итог урока. (слайд 19)

Ребята, на следующем уроке мы с вами узнаем, что местоимения по своему значению и грамматическим особенностям делятся на разряды, а для того, чтобы изучить разряды местоимений, сейчас мы должны определить:



- Достигли ли мы сегодня целей нашего урока?

- Узнали ли мы о местоимении как о части речи?

- Находим ли мы местоимения в тексте? Видим ли их?

- определяем ли их синтаксическую роль?

- Знаем ли мы зачем они нам нужны?





10. Домашнее задание:(слайд 20). Все, чему мы с вами сегодня научились на уроке, необходимо закрепить дома. Для этого вы выполните упр. 668; п.55, по желанию Творческое задание: Составить текст из 5 предложений с местоимениями.



11. Самооценка и оценка работы учеников учителем.

А сейчас постарайтесь оценить свою работу на уроке, ну а мне останется только согласиться или не согласиться с вами.



12."Пожелание". В завершение урока я прочитаю вам стихотворение, которое называется пожелание друзьям", а вы посчитайте сколько там будет местоимений.



Желаю ВАМ расти, цвести,

Копить, крепить здоровье.

ОНО для дальнего пути-

Важнейшее условие.

Пусть КАЖДЫЙ день и КАЖДЫЙ час

ВАМ новое добудет,

Пусть добрым будет ум у ВАС,

А сердце умным будет!

ВАМ от души желаю Я, друзья,

ВСЕГО хорошего,

А ВСЕ хорошее, друзья,

Дается НАМ недешево! (11 местоимений)



13. Мне было приятно работать с вами, ребята! Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!