СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с технологией проблемного диалога Е.Н. Мельниковой. Самостоятельное открытие знаний начинается с работы по притче и подводящего к теме и проблеме диалога, затем оргагнизуется работа в группах (исследование материала), выстраивается алгоритм действий и закрепление полученных знаний на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных"»

  Урок русского языка  в 6 классе. Гетманская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «МСОШ».

Урок русского языка в 6 классе.

Гетманская

Наталья Александровна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «МСОШ».

Четвёртое февраля  Классная работа

Четвёртое февраля Классная работа

Давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на некошеный луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Подойдя к Мастеру, он спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.   Задание : найдите все причастия в данном тексте, определите их морфологические признаки.

Давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на некошеный луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Подойдя к Мастеру, он спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Задание : найдите все причастия в данном тексте, определите их морфологические признаки.

Задание: найдите все причастия в данном тексте, определите их морфологические признаки.   Ответ: окружённый – страдательное причастие прошедшего времени, невозвратное, совершенного вида, в полной форме, единственного числа, мужского рода, именительного падежа.   А НЕКОШЕНЫЙ ?

Задание: найдите все причастия в данном тексте, определите их морфологические признаки.

Ответ: окружённый – страдательное причастие прошедшего времени, невозвратное, совершенного вида,

в полной форме, единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

А НЕКОШЕНЫЙ ?

Задание: вставьте пропущенные буквы Коше...ый луг, броше...ый мешок, вытка...ый платок, жаре…ый на масле, рискова...ый шаг. Правильное написание : коше н ый луг, броше нн ый мешок, вытка нн ый платок, жаре нн ый на масле, рискова нн ый шаг.

Задание: вставьте пропущенные буквы

Коше...ый луг, броше...ый мешок, вытка...ый платок, жаре…ый на масле, рискова...ый шаг.

Правильное написание : коше н ый луг, броше нн ый мешок, вытка нн ый платок, жаре нн ый на масле, рискова нн ый шаг.

Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Проблема : не знаем, как различать причастия и отглагольные прилагательные. Цель : открытие различительных признаков причастий и отглагольных прилагательных для предупреждения ошибок в выборе н и нн.

Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Проблема : не знаем, как различать причастия и отглагольные прилагательные.

Цель : открытие различительных признаков причастий и отглагольных прилагательных для предупреждения ошибок в выборе н и нн.

Физкультминутка

Физкультминутка

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Причастия -НН Отглагольные прилагательные -Н

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Причастия -НН

Отглагольные прилагательные -Н

1 группа  Задание : сравните выделенные слова в двух столбиках  (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак. Кошеные  травы купленные вещи глаженая  рубашка решенная  задача моченое  яблоко брошенное ведро Вывод : причастия образованы от глаголов совершенного вида, а отглагольные прилагательные - от глаголов несовершенного вида.

1 группа Задание : сравните выделенные слова в двух столбиках (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак.

Кошеные  травы

купленные вещи

глаженая  рубашка

решенная  задача

моченое  яблоко

брошенное ведро

Вывод : причастия образованы от глаголов совершенного вида, а отглагольные прилагательные - от глаголов несовершенного вида.

2 группа  Задание : сравните выделенные слова в двух столбиках  (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак. Кошеные  травы скошенные  травы мощёная  улица вымощенная  улица тканый  ковёр вытканный  платок Вывод : в причастиях есть приставки, а в отглагольных прилагательных- нет.

2 группа Задание : сравните выделенные слова в двух столбиках (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак.

Кошеные  травы

скошенные  травы

мощёная  улица

вымощенная  улица

тканый  ковёр

вытканный  платок

Вывод : в причастиях есть приставки, а в отглагольных прилагательных- нет.

3 группа  Задание:  сравните выделенные слова в двух столбиках   (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак. Тканый ковёр тканный мастером квашеная капуста квашенная на зиму гружёные повозки груженные кирпичом Вывод: у причастий есть зависимые слова, а у отглагольных прилагательных- нет.

3 группа Задание:  сравните выделенные слова в двух столбиках (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак.

Тканый ковёр

тканный мастером

квашеная капуста

квашенная на зиму

гружёные повозки

груженные кирпичом

Вывод: у причастий есть зависимые слова, а у отглагольных прилагательных- нет.

4 группа.   Задание : найдите в выделенных курсивом словах общую часть (кроме суффикса причастий), сформулируйте отличительный признак. Фасованные сладости  Маринованные огурцы Рискованное дело Вывод : Слова с суффиксом –ова- являются причастиями.

4 группа. Задание : найдите в выделенных курсивом словах общую часть (кроме суффикса причастий), сформулируйте отличительный признак.

Фасованные сладости Маринованные огурцы

Рискованное дело

Вывод : Слова с суффиксом –ова- являются причастиями.

Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных Причастия  - нн Отглагольные прилагательные  - н 1. Есть приставки, кроме не- 1. Нет приставок в слове 2. Есть суффиксы –ова-/-ева- 2. Нет суффиксов –ова-/-ева- 3. Есть зависимые слова 3. Нет зависимых слов 4. Образовано от глагола сов. в. 4. Образовано от глаголов несов. в. Почему в моей таблице отличительные признаки расположены в другом порядке?

Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Причастия

- нн

Отглагольные прилагательные

- н

1. Есть приставки, кроме не-

1. Нет приставок в слове

2. Есть суффиксы –ова-/-ева-

2. Нет суффиксов –ова-/-ева-

3. Есть зависимые слова

3. Нет зависимых слов

4. Образовано от глагола сов. в.

4. Образовано от глаголов несов. в.

Почему в моей таблице отличительные признаки расположены в другом порядке?

Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы Коше...ый луг, броше...ый мешок, вытка...ый платок, жаре…ый на масле, рискова...ый шаг.

Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы

Коше...ый луг, броше...ый мешок, вытка...ый платок, жаре…ый на масле, рискова...ый шаг.

Буквенный диктант  Задание: в бланк ответов вписать только буквы, которые вы вставите в слове. Буквы нужно вставлять в клеточки в соответствие с порядковым номером слова.

Буквенный диктант Задание: в бланк ответов вписать только буквы, которые вы вставите в слове. Буквы нужно вставлять в клеточки в соответствие с порядковым номером слова.

Самопроверка 1 нн 2 нн 4 нн 3 нн 5 н 7 нн 6 н 8 нн 10 н 9 нн 11 н 13 нн 12 нн 14 нн 15 нн

Самопроверка

1

нн

2

нн

4

нн

3

нн

5

н

7

нн

6

н

8

нн

10

н

9

нн

11

н

13

нн

12

нн

14

нн

15

нн

Разноуровневое домашнее задание Здание на уровень «3» Ваша цель:  научиться различать причастия и отглагольные прилагательные. Здание:  распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму): Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый  кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы.   Отглагольные прилагательные     Причастия  

Разноуровневое домашнее задание

Здание на уровень «3»

Ваша цель:  научиться различать причастия и отглагольные прилагательные.

Здание:  распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму):

Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый  кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы.

 

Отглагольные прилагательные

 

 

Причастия

 

Разноуровневое домашнее задание Задание на уровень «4» Ваша цель:  научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом. Задания: 1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова: Моченые яблоки – Квашеная капуста - 2. Преврати причастия в прилагательные: Тушённое с овощами мясо - Растопленное масло – 3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками. Выдели суффиксы причастий: Жареные – под_____________; Кипяченый – вс____________; 4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ: Вода, насыщенная газами – Помидоры, которые консервируют–

Разноуровневое домашнее задание

Задание на уровень «4»

Ваша цель:  научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом.

Задания:

1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова:

Моченые яблоки –

Квашеная капуста -

2. Преврати причастия в прилагательные:

Тушённое с овощами мясо -

Растопленное масло –

3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками.

Выдели суффиксы причастий:

Жареные – под_____________;

Кипяченый – вс____________;

4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:

Вода, насыщенная газами –

Помидоры, которые консервируют–

Разноуровневое домашнее задание Задание на уровень «5» Ваша цель:  научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени. Задание:   попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.

Разноуровневое домашнее задание

Задание на уровень «5»

Ваша цель:  научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени.

Задание:   попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!