Урок русского языка в 6 классе.
Гетманская
Наталья Александровна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «МСОШ».
Четвёртое февраля Классная работа
Давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на некошеный луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Подойдя к Мастеру, он спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Задание : найдите все причастия в данном тексте, определите их морфологические признаки.
Задание: найдите все причастия в данном тексте, определите их морфологические признаки.
Ответ: окружённый – страдательное причастие прошедшего времени, невозвратное, совершенного вида,
в полной форме, единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
А НЕКОШЕНЫЙ ?
Задание: вставьте пропущенные буквы
Коше...ый луг, броше...ый мешок, вытка...ый платок, жаре…ый на масле, рискова...ый шаг.
Правильное написание : коше н ый луг, броше нн ый мешок, вытка нн ый платок, жаре нн ый на масле, рискова нн ый шаг.
Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Проблема : не знаем, как различать причастия и отглагольные прилагательные.
Цель : открытие различительных признаков причастий и отглагольных прилагательных для предупреждения ошибок в выборе н и нн.
Физкультминутка
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Причастия -НН
Отглагольные прилагательные -Н
1 группа Задание : сравните выделенные слова в двух столбиках (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак.
Кошеные травы
купленные вещи
глаженая рубашка
решенная задача
моченое яблоко
брошенное ведро
Вывод : причастия образованы от глаголов совершенного вида, а отглагольные прилагательные - от глаголов несовершенного вида.
2 группа Задание : сравните выделенные слова в двух столбиках (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак.
Кошеные травы
скошенные травы
мощёная улица
вымощенная улица
тканый ковёр
вытканный платок
Вывод : в причастиях есть приставки, а в отглагольных прилагательных- нет.
3 группа Задание: сравните выделенные слова в двух столбиках (что общего между словами каждого столбика и чем слова одного столбика отличаются от слов другого?) , определите и сформулируйте отличительный признак.
Тканый ковёр
тканный мастером
квашеная капуста
квашенная на зиму
гружёные повозки
груженные кирпичом
Вывод: у причастий есть зависимые слова, а у отглагольных прилагательных- нет.
4 группа. Задание : найдите в выделенных курсивом словах общую часть (кроме суффикса причастий), сформулируйте отличительный признак.
Фасованные сладости Маринованные огурцы
Рискованное дело
Вывод : Слова с суффиксом –ова- являются причастиями.
Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Причастия
- нн
Отглагольные прилагательные
- н
1. Есть приставки, кроме не-
1. Нет приставок в слове
2. Есть суффиксы –ова-/-ева-
2. Нет суффиксов –ова-/-ева-
3. Есть зависимые слова
3. Нет зависимых слов
4. Образовано от глагола сов. в.
4. Образовано от глаголов несов. в.
Почему в моей таблице отличительные признаки расположены в другом порядке?
Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы
Коше...ый луг, броше...ый мешок, вытка...ый платок, жаре…ый на масле, рискова...ый шаг.
Буквенный диктант Задание: в бланк ответов вписать только буквы, которые вы вставите в слове. Буквы нужно вставлять в клеточки в соответствие с порядковым номером слова.
Самопроверка
1
нн
2
нн
4
нн
3
нн
5
н
7
нн
6
н
8
нн
10
н
9
нн
11
н
13
нн
12
нн
14
нн
15
нн
Разноуровневое домашнее задание
Здание на уровень «3»
Ваша цель: научиться различать причастия и отглагольные прилагательные.
Здание: распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму):
Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы.
Отглагольные прилагательные
Причастия
Разноуровневое домашнее задание
Задание на уровень «4»
Ваша цель: научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом.
Задания:
1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова:
Моченые яблоки –
Квашеная капуста -
2. Преврати причастия в прилагательные:
Тушённое с овощами мясо -
Растопленное масло –
3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками.
Выдели суффиксы причастий:
Жареные – под_____________;
Кипяченый – вс____________;
4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:
Вода, насыщенная газами –
Помидоры, которые консервируют–
Разноуровневое домашнее задание
Задание на уровень «5»
Ваша цель: научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени.
Задание: попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.
Спасибо за внимание!