СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Кодирование информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используется интерактивная доска SMART Board. 

Просмотр содержимого документа
«К уроку кодирование»

─ ─ ─ ▪

─ ▪ ─ ─

─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ▪ ─

▪ ▪ ─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ─












▪ ▪

─ ─ ─

▪ ─ ─





─ ─ ▪

─ ─ ─

▪ ▪ ▪

▪ ─ ─ ▪

─ ─ ─

─ ▪ ▪

▪ ▪




─ ─ ─ ▪

─ ▪ ─ ─

─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ▪ ─

▪ ▪ ─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ─











▪ ▪

─ ─ ─

▪ ─ ─





─ ─ ▪

─ ─ ─

▪ ▪ ▪

▪ ─ ─ ▪

─ ─ ─

─ ▪ ▪

▪ ▪




─ ─ ─ ▪

─ ▪ ─ ─

─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ▪ ─

▪ ▪ ─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ─











▪ ▪

─ ─ ─

▪ ─ ─





─ ─ ▪

─ ─ ─

▪ ▪ ▪

▪ ─ ─ ▪

─ ─ ─

─ ▪ ▪

▪ ▪








─ ─ ─ ▪

─ ▪ ─ ─

─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ▪ ─

▪ ▪ ─ ▪

─ ▪ ▪

▪ ─












▪ ▪

─ ─ ─

▪ ─ ─





─ ─ ▪

─ ─ ─

▪ ▪ ▪

▪ ─ ─ ▪

─ ─ ─

─ ▪ ▪

▪ ▪











Просмотр содержимого документа
«КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ»










А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33





А – 1

Б – 2

В – 3

Г – 4

Д – 5

Е – 6

Ё – 7

Ж – 8

З – 9

И – 10

Й – 11

К – 12

Л – 13

М – 14

Н – 15

О – 16

П – 17

Р – 18

С – 19

Т – 20

У – 21

Ф – 22

Х – 23

Ц – 24

Ч – 25

Ш – 26

Щ – 27

Ъ – 28

Ы – 29

Ь – 30

Э – 31

Ю – 32

Я – 33









Задание 4 (1)

Вини-Пух, прогуливаясь через лес, зашел к Пятачку. Затем они вместе пошли к Кролику, и потом втроем отправились к озеру. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?





















Задание 4 (2)


Вини-Пух, прогуливаясь через лес, зашел к Пятачку. Затем они вместе пошли к озеру, а потом пошли в гости к кролику. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?




















Задание 4 (3)


Вини-Пух с утра пришел в гости к Кролику, затем они вдвоем зашли за Пятачком и пошли гулять к озеру. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?




















Задание 4 (4)


Вини-Пух, прогуливаясь через лес, пройдя мимо озера, пришел в гости к Кролику. Потом они вместе зашли за Пятачком и пошли к озеру, а потом к Вини-Пуху домой. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?















Просмотр содержимого документа
«кодирование информации»

Класс: 5

Тема: Кодирование информации

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • образовательная: показать учащимся многообразие окружающих кодов, отметить роль кодирования информации, познакомить со способами кодирования;

  • развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, развивать творческую активность учащихся;

  • воспитательная: воспитывать культуру труда, самостоятельность в работе, интереса к предмету.

Оборудование:

  • технические средства: ПК с ОС MS Windows, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint,

  • раздаточный материал: карточки для заданий

План урока.

п/п

Этапы урока

Время

I.

Организационный момент

1 мин.

II.

Проверка домашнего задания

5 мин.

III.

Сообщение темы урока (кроссворд)

5 мин.

IV.

Изучение нового материала

12 мин.

V.

Физкультминутка

3 мин.

VI.

Закрепление нового материала

17 мин.

VII.

Итог урока

1 мин.

VIII.

Домашнее задание

1 мин.


Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Поприветствовать учащихся

  2. Проверить готовность учащихся к уроку

  1. Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос учащихся

1. Что такое информация для человека? (Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников)

2. Какие действия человек совершает с информацией? (Информационные процессы: получение, передача, обработка и хранение информации)

3. Постройте схему любого процесса передачи информации? ( Источник → Информационный канал → Приемник) (Работа на интерактивной доске)

4. Объясните, что такое источник, приемник информации? (Источник – тот, кто передает информации, приемник – тот, кто получает информацию)

5. Какие бывают информационные каналы? (Информационные каналы: биологические, технические и другие)

  1. Проверка задания № 6 в РТ (стр. 12)

1. Приведите примеры обмена информацией из № 6 РТ. Что в ваших примерах является источником информации, а что приемником?

  1. Проверка № 7 (учебник, стр. 24)

На сегодняшний урок вам было задан № 7 из учебника. Давайте проверим ваши ответы.

Ситуация

Источник

Приемник

Характер передачи

1

Школьник читает текст в учебнике

Учебник

Школьник

Односторонняя

2

Бабушка читает письмо

Письмо

Бабушка

Односторонняя

3

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

Мальчик

Односторонняя

4

Разговаривают две подруги Таня и Лена

Таня и Лена

Таня и Лена

Двусторонняя

5

Учитель объясняет новый материал всему классу

Учитель

Учащиеся класса

Двусторонняя

6

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Пешеходы, водители

Односторонняя

7

Человек читает объявление в газете

Газета

Человек

Односторонняя

8

Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков

Завуч

Ученики и учителя

Односторонняя

9

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

Диспетчер

Пассажиры

Односторонняя

10

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Знак

Водители

Односторонняя

11

Мальчик получил пригласительный билет на елку

Билет

Мальчик

Односторонняя


III. Сообщение темы урока

Разгадывание кроссворда

Слайд 1.

Вопросы кроссворда:

  1. Устройство для ввода звуковой информации.

  2. Название стороны, передающей информацию.

  3. Он бывает жёсткий и лазерный.

  4. Устройство вывода информации на экран.

  5. Название стороны, получающей информацию.

  6. Устройство компьютера для обработки информации.

  7. Устройство для ввода символьной информации.

  8. Устройство компьютера для хранения информации.

  9. Устройство для ввода графической информации.

  10. Устройство для вывода информации на бумагу.

  11. Распространённое в быту средство связи.

Учитель: Ну, а теперь, ребята, мы сможем прочитать слово по вертикали.

Только …. Ой, что же это такое? Вместо букв в кроссворде стоят цифры. А как же нам теперь узнать, какое слово написано по вертикали?

Ученики: Расшифровать.

Учитель: Какой кодовой таблицей из набора мы воспользуемся, чтобы расшифровать слово?

Ученики: Кодовой таблицей алфавита.

Учитель: Что получилось?

Ученики: Кодирование.

IV. Изучение нового материала


  1. Введение понятий «код» и «кодирование»

Слайд 2.

Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока «Кодирование информации».

Сегодня мы будем изучать новую тему и наша цель научиться кодировать информацию и декодировать, т. е. расшифровывать её.

Итак, информация от источника к приёмнику может поступать в закодированном виде, т.е. с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

А сигналы, какие могут быть? Как вы думаете?

Слайд 3.

Ученики: Сигналы могут быть:

  • Звуковые;

  • Световые;

  • Тепловые;

  • Электрические;

  • С помощью жеста и др.

Учитель: Для того, чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

  1. Знакомство с многообразием окружающих человека кодов

Учитель: Как вы думаете, мы с вами в жизни часто встречаемся с кодированием информации?

Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).

Учитель: Услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Но необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Слайд 4

(Запись определения в тетради)

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. То есть кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

– Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

Слайд 5. Числовой способ – с помощью чисел. (На каких уроках мы применяем числовое кодирование?)

Слайд 6. Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. (На каких уроках мы применяем символьное кодирование?)

Слайд 7. Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте посмотрим, когда и где используют кодирование информации.

Слайд 8. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков — дорожных знаков.

Слайд 9. В магазине – штрих-код, который содержит информацию о товаре и его производителе

Слайд 10. Код используется для оценки знаний в школе (Число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3» – удовлетворительных, «2» – плохих).

Слайд 11. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.

Слайд 12. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.

Слайд 13. В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать

Слайд 14. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «А» имеет двоичный код 11000000, а цифра «254» – 11111110.

Учитель: Посмотрев эту презентацию, какой вывод вы можете сделать?

Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).

Учитель: Действительно, человек в своей жизни очень часто встречается с кодированием информации.

V. Физкультминутка

К морю быстро мы спустились 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот как славно освежились. 

А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Вместе раз – это брасс. 
Одной, другой – это кроль. 

Три, два, один – плывем, как дельфин. 
Качаясь на волне, плывем на спине. 
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой

VI. Закрепление нового материала

1. Выполнение заданий на кодирование с помощью флажковой азбуки

Учитель: При выполнении заданий, мы познакомимся еще с несколькими формами кодирования информации. Откройте РТ на стр. 19, найдите № 16. Ребята, у вас на столе лежит набор кодовых таблиц. Определите, какая таблица вам понадобиться для выполнения этого задания.

Слайд 15 Ученики: Кодовая таблица флажковой азбуки.

Учитель: Каждый флажок соответствует определенной букве. Рассмотрите внимательно эту таблицу. Итак, № 16. Какое задание? Самостоятельно расшифруйте сообщение.

Ответ: «Только смелым покоряются моря»

2. Знакомство с изобретениями С.Морзе

Слай 16. (Звучит сигнал Морзе).

Учитель ставит перед детьми ряд проблемных вопросов:

Учитель: Ребята, вы слышите сигнал? Как он называется? Почему он так называется?

Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).

Слайд 17.

Учитель: Это сигнал Морзе. Он назван в честь его создателя Сэмюэля Морзе. Сэмюэль Морзеродился в 1791 году в американском штате Массачусетс. А вы знаете, что С. Морзе был не только известный изобретатель, но и художник. В Нью-Йоркском университете он был профессором живописи и рисунка, но куда больше внимания уделял электросвязи. В 1836 году С.Морзе изобрёл телеграф и код Морзе. Но прошло еще много времени до того, пока первое сообщение пошло в эфир. А 27 мая 1844 г. с помощью своей знаменитой азбуки из точек и тире он послал первую телеграмму. А вы хотите знать текст первой телеграммы, которая была послана с помощью азбуки Морзе?

Ученики: Да.

3. Выполнение задания на кодирование с помощью азбуки Морзе

Учитель: У вас на столе лежит таблица с азбукой Морзе. Каждому набору символов из точек и тире соответствует определенная буква. Попробуйте декодировать сообщение, которое у вас на столе.

Ответ: «Чудны дела твои, Господи!».

Подводятся итоги выполнения задания.

4. Задание 3

Перед вами еще одна закодированная информация. Нужно декодировать ее. Для этого вам понадобятся цветные карандаши.

  • По таблице восстанови рисунок в сетке.

  • 1 – белый цвет

  • 2 – синий цвет

  • 3 – красный цвет

  • 4 – коричневый цвет

  • 5 – голубой цвет



Что мы видим на рисунке?

Ответ: флаг РФ

5. Задание 4

В задании описан маршрут перемещения Вини – Пуха и его друзей. Нужно внимательно прочитать условие задачи и закодировать их маршрут, а потом определить какая схема отображает маршрут друзей.

№ 1

Вини-Пух, прогуливаясь через лес, зашел к Пятачку. Затем они вместе пошли к Кролику, и потом втроем отправились к озеру. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?


№ 2

Вини-Пух, прогуливаясь через лес, зашел к Пятачку. Затем они вместе пошли к озеру, а потом пошли в гости к кролику. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?


№ 3

Вини-Пух с утра пришел в гости к Кролику, затем они вдвоем зашли за Пятачком и пошли гулять к озеру. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?


№ 4

Вини-Пух, прогуливаясь через лес, пройдя мимо озера, пришел в гости к Кролику. Потом они вместе зашли за Пятачком и пошли к озеру, а потом к Вини-Пуху домой. Какой номер схемы отображает маршрут друзей?


Подводятся итоги выполнения задания.


VII. Итог урока

1. Фронтальный опрос

  1. Что такое код?

  2. Что вы понимаете под кодированием информации?

  3. Приведите примеры кодированной информации из жизни.

2. Оценивание учащихся за работу на уроке

VIII. Домашнее задание

§ 1.6, § 1.7

РТ № 15 (стр. 18), № 19 (стр. 23)

Просмотр содержимого презентации
«урок»

м о р к о ф н и с и н к и о ч т и с к д н и р о т м о к и ё р м и п н о с с о р р п е ц к р т а л и в а а у ь я п т м а р а к с е н е п н р т и р л ф е о е т н

м

о

р

к

о

ф

н

и

с

и

н

к

и

о

ч

т

и

с

к

д

н

и

р

о

т

м

о

к

и

ё

р

м

и

п

н

о

с

с

о

р

р

п

е

ц

к

р

т

а

л

и

в

а

а

у

ь

я

п

т

м

а

р

а

к

с

е

н

е

п

н

р

т

и

р

л

ф

е

о

е

т

н

Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Кодирование информации  Москва, 2006 г.

Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов

Кодирование информации

Москва, 2006 г.

Сигнал Световой Звуковой Тепловой Электрический В виде жеста Движения Слова Условного знака Москва, 2006 г.

Сигнал

  • Световой
  • Звуковой
  • Тепловой
  • Электрический
  • В виде жеста
  • Движения
  • Слова
  • Условного знака

Москва, 2006 г.

Коды и кодирование  Код – это система условных знаков для представления информации.  Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Москва, 2006 г.

Коды и кодирование

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Москва, 2006 г.

Кодирование  числовой информации  12  – число, записанное арабскими цифрами  – число, записанное римскими цифрами  – число, записанное вавилонской клинописью Москва, 2006 г.

Кодирование числовой информации

12 – число, записанное арабскими цифрами

число, записанное римскими цифрами

число, записанное вавилонской клинописью

Москва, 2006 г.

Кодирование  символьной информации КНИГА – русский язык BOOK  – английский язык BUCH  – немецкий язык LIVRE – французский язык Москва, 2006 г.

Кодирование символьной информации

КНИГА – русский язык

BOOK – английский язык

BUCH немецкий язык

LIVRE – французский язык

Москва, 2006 г.

Кодирование  графической информации

Кодирование графической информации

Кодирование на дорогах Москва, 2006 г.

Кодирование на дорогах

Москва, 2006 г.

Штрих-коды Москва, 2006 г.

Штрих-коды

Москва, 2006 г.

«Школьное» кодирование

«Школьное» кодирование

Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 157130 – Чухлома 186300 – Олонец 396790 – Богучар 628400 – Сургут Москва, 2006 г. 10

Почтовые индексы

143511 Волоколамск

157130 Чухлома

186300 Олонец

396790 Богучар

628400 Сургут

Москва, 2006 г.

10

Кодирование музыки  Москва, 2006 г.

Кодирование музыки

Москва, 2006 г.

Азбука Брайля Москва, 2006 г.

Азбука Брайля

Москва, 2006 г.

Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1 0 1 1 А Б В 1100 0000 1100 0001 1100 0010  254 1111 1110  Москва, 2006 г.

Двоичное кодирование

1000 0001

0101 1010

0010 0100

0101 1010

0101 1010

0010 0100

0101 1010

1000 0001

1 0 1 1

А

Б

В

1100 0000

1100 0001

1100 0010

254

1111 1110

Москва, 2006 г.

Кодовая таблица флажковой азбуки   Только смелым покоряются моря

Кодовая таблица флажковой азбуки

Только смелым покоряются моря

Сэмюэль Морзе и его аппарат

Сэмюэль Морзе и его аппарат

─ ─ ─ ▪ ▪ ▪ ─ ─ ▪ ▪ ─ ▪ ─ ▪ ─ ─ ▪ ─ ─ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ─ ▪ ▪ ▪ ▪ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ▪ ─ ─ ─ ▪ ▪ ▪ ▪ ─ ─ ▪ ─ ─ ─ ─ ▪ ▪ ▪ ▪   Чудны дела твои, Господи!

─ ─ ─ ▪

▪ ▪ ─

─ ▪ ▪

─ ▪

─ ▪ ─ ─

▪ ─

─ ▪ ▪

▪ ▪ ─ ▪

▪ ▪

▪ ─ ─

─ ─ ─

─ ─ ▪

─ ─ ─

▪ ▪ ▪

▪ ─ ─ ▪

─ ─ ─

─ ▪ ▪

▪ ▪

Чудны дела твои, Господи!

По таблице восстанови рисунок в сетке. 1 – белый цвет 2 – синий цвет 3 – красный цвет 4 – коричневый цвет 5 – голубой цвет
  • По таблице восстанови рисунок в сетке.
  • 1 – белый цвет
  • 2 – синий цвет
  • 3 – красный цвет
  • 4 – коричневый цвет
  • 5 – голубой цвет
Ответы

Ответы

  • Группа 1
  • Группа 2
  • Группа 3
  • Группа 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!