Урок по теме "Нации и национальные отношения". 11-й класс
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.
Оборудование урока:
1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая «Человек и общество. Обществознание». Учебник 11 класса. Базовый уровень, § 19. На следующий урок в тетрадях ответить на вопрос: Как вы понимаете слова русского философа Н. Бердяева «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Создание этого единства и есть национальное сознание»?
2. Презентация учащихся 11 классов МБОУ СОШ № 3 «Почему возник чеченский конфликт?»
3. Конституция Российской Федерации. М., 2008.
4. Степанько С.Н. Обществознание.11 класс. Поурочные планы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
ХОД УРОКА
Изучение новой темы
Организационные моменты. Цель и задачи урока
Вступительное слово учителя
Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема
Что такое социальная структура общества?
Перечислите элементы социальной структуры
Какое место в структуре занимает изучаемая тема?
Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Черты этноса:
Язык нации, народности
общая историческая судьба,
семейно-бытовое поведение,
нормы повседневного поведения,
специфическая материальная и духовная культура.
Генезис этноса: род, племя, народность, нация.
Род, племя – форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям.
Народность – форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.
Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности
Приведите примеры.
Национальное самосознание – это совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием.
В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции : сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.
Формы интеграции:
Экономические и политические союзы
Транснациональные корпорации
международные культурные центры
Взаимопроникновение религий, культур
Приведите примеры.
Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.
Формы:
Приведите примеры.
В последнее время все большее распространение получает национализм.
Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие к другим нациям. Национализм – опасное социальное заболевание, которое может привести к распаду страны.
Приведите примеры.
Национализм приводит к национальным конфликтам. Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.
Непродуманная политика ряда политических деятелей.
Ошибки и просчеты в национальном вопросе
Ярким примером проявления национального конфликта в современной истории России является первая и вторая чеченские войны. Ученики нашего класса подготовили презентацию по этому вопросу.
Презентация «Почему возник чеченский конфликт?».
После демонстрации организована беседа:
каковы причины чеченского конфликта?
Почему конфликт вылился в войны?
Каковы пути преодоления национальных конфликтов?
Оформляется запись в тетрадях «Пути преодоления национальных конфликтов»:
Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,
переговоры с конфликтующими сторонами,
решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.
Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в многонациональных государствах. С целью предупреждения национальных конфликтов правительства многонациональных государств проводят государственную национальную политику.
В Российской Федерации государственная национальная политикаразработана на основе Конституции РФ (1993 год) и Концепции государственной национальной политики (1996год)
Организуется работа с текстом Конституции РФ (ст. 2,13,19,26,29,68) В результате оформляется запись в тетрадях «Основные направления государственной национальной политики в Российской Федерации»:
Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка,
сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации,
равноправие всех субъектов федерации,
гарантии прав коренных малочисленных народов,
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,
содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации,
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов
Закрепление изученной темы проводится в форме анализа текста.Каждый ученик получает текст задания. В конце урока организуется обсуждения по вопросам.
Как развиваются межнациональные отношения.
В развитии наций четко выделяются две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии наций и народностей – интернационализм, основанный на экономической интеграции.
Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиления культурного, научного обмена в мировом сообществе.
Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации наций и народностей, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии национализма, расизм а и шовинизма.
Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание национальных государств.
Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречия между ними является основным противоречием в сфере национальных отношений.
Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда и национальной самобытностью государств и народов.
Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия меду представителями различных национальностей в трудовых и иных национальных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.
И.В. Мостовая «Зачет по социологии в кармане»
Вопросы:
Какие две тенденции в развитии национальных отношений называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.
Какие причины интернационализма указывает автор ( не менее 3-х)
На основе имеющихся знаний дайте определение национализма и расизма.
Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (не менее 3-х)
Каких принципов необходимо придерживаться в государственной национальной политике?
Вывод. Итоги урока.