Урок-практикум по культуре речи « Заговори, чтоб я тебя увидел»
Что предполагает нормированность?
- Общие правила употребления
- Произношения
- Образования и написания слов
- Изменение слов и сочетание друг с другом
Какие типы норм русского языка вам известны?
- Орфографические
- Пунктуационные
- Акцентологические
- Орфоэпические
- Лексические и фразеологические
- Словообразовательные
- Морфологические
- Синтаксические
Задание: поставить ударение в словах
Алфавит, аэропорта, апостроф, баловать, банты, бутыль, газопровод, жалюзи, звонит, завидно, исчерпать, каталог, квартал, красивее, кухонный, на круги своя, мытарство, намерение, обеспечение, облегчить, торты, поняла, сливовый, столяр, танцовщик, углубить, цепочка, цыган, щавель, шарфы, шелковица, запыхался, украинский, ходатайствовать, тефтели, тефтелька, исчерпать.
АлфавИт, аэропОрта, апострОф, баловАть, бАнты, бутЫль, газопровОд, жалюзИ, звонИт, завИдно, исчЕрпать, каталОг, квартал, красИвее, кухонный, на круги своя, мытАрство, намЕрение, обеспЕчение, облегчить, тОрты, понялА, слИвовый, столяр, танцовщИк, углубИть, цепОчка, цыгАн, щавЕль, шАрфы, шелковица, запыхАлся, украИнский, ходАтайствовать, тЕфтели, тефтЕлька, исчЕрпать.
Задание: составить предложение с одним из этих слов
Вывод
Такие особенности ударения придают нашей речи мелодичность, ритмически разнообразят её. А вот незнание и несоблюдение этих норм серьезно затрудняют общение, отвлекает от предмета разговора, вызывает нежелательные ассоциации.
Какие литературные нормы языка здесь нарушены?
Пирожно, нервопатолог, уплотит, уплоченный, троллебус, дерматин и т.д.
Задание: из данных вариантов выберите правильные (нормативные) и запишите.
Насморок – насморк
Резетка – розетка
Друшлаг – дуршлаг
Свекла – свёкла
Афера – афёра
Брелки – брелоки
Полувер – пуловер
Опека – опёка
Насморк
Розетка
Дуршлаг
Свёкла
Афера
Брелоки
Пуловер
Опека
Задание: найдите четвертое лишнее
1. Теннис, партер, музей, свитер
2. Фанера, термин, пионер, детектив
3. Нечто, что, чтобы, ни за что
Ответ: свитер, термин, чтобы
Вывод
Да, наша речь начинается со звуков. Ни одно слово не может существовать без звуковой оболочки. Поэтому очень важно, чтобы произносилось оно единообразно, а не по желанию говорящего, что бы его звуковая одежда была узнаваема всеми.
Примеры из школьных сочинений
- Пес улегся животом на спину и сладко уснул.
- В нашем плане в ближайшее время посетить городской музей и вынести из него самое полезное, самое интересное.
- Он повернулся и оторопел: перед ним, сидя на коне, стоял Тарас Бульба.
- Если наш товарищ будет тонуть, то мы ему поможем.
- Еще в детском саду воспитатели детей, которые не умеют читать, учат детей началам грамоты.
- Выставка на славу. Спасибо от всей души организаторам выставки за прекрасную путевку в мир иной.
- Когда князь Игорь увидел, что его войско перебито, и он в том числе, он решил бежать.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!»
- И. С. Тургенев
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
- К. Паустовский