Урок-практикум по теме «Элементы комбинаторики»
в 9 классе.
ЦЕЛЬ: Обучающая: повторить основные элементы комбинаторики; воспроизводить общие правила комбинаторики и типы соединений;
уметь применять теоретические знания для решения задач.
Воспитывающая:
воспитывать аккуратность выполнения записей в тетради и на доске;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Развивающая: способствовать развитию внимания, логики.
Тот, кто не знает математики
Не может узнать никакой другой науки.
И даже не может обнаружить
своего невежества,
А потому не ищет от него лекарства.
Роджер Бэкон.
На интерактивной доске 1 слайд (тема урока, эпиграф);
На доске слова: комбинаторика, перестановка, размещение, сочетание, факториал и символическая запись их вразброс.
Ход урока.
Дорогие друзья! С малых лет каждый из Вас изучает математику: кто-то с интересом, кто-то с безразличием. А всегда ли Вы отдаете себе отчет в том, что именно Вас привлекает в математике, или наоборот, чем она отвращает Вас от себя.
Сегодня мы с Вами закрепим понятия элементов комбинаторики – области математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству.
Если после урока кого-то из Вас заинтересует предмет «математика»,- цель урока достигнута. Если же у кого-то, не любившего, останется чувство неприязни и безразличия к ней, то и это не трагедия. Математика совсем не единственный объект, на который могут быть устремлены Ваши помыслы, лишь бы они были - эти помыслы.
Итак, начнем.
1.Проверка домашнего задания.
Запишите в рабочих тетрадях число, тему урока. Дайте определение понятия «комбинаторика» (комбинаторика - это область математики, занимающаяся решением задач, в которых приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций)
1 и 2 слайд
Что называется размещением? (слайд3)
Размещением из ח элементов по к (к ≤ ח) называется любое множество, состоящие их к элементов, взятых в определенном порядке из данных элементов.
Что называется перестановкой? (слайд 4)
Перестановкой из ח элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном порядке.
Что называется сочетанием? (слайд5)
Сочетанием из ח элементов по к называется любое множество, составленное из к элементов, выбранных из данных ח элементов.
Что обозначает знак факториала? (слайд 6)
Знак факториала обозначает произведение первых ח натуральных чисел.
Покажите с помощью стрелок соответствие формул данным понятиям (задание выполняется на доске)
Приведите примеры, характерные для этих определений.
Что важно при вычислении размещений и неважно при вычислении сочетаний? (порядок элементов).
2.Практическая работа.
Класс по партам делится на группы и получает задания. К каждому заданию предлагается 2 подсказки.
Если у какой – то группы работа не складывается, Вы можете взять подсказку, но уменьшить на 1 бал оценку (подсказок всего 3).
Каждая группа доложила о своих результатах и о сложностях при выполнении работы (если с первой подсказки – 1б, если с двух – 2б).
Преподаватель оценивает работу каждой группы.
Задания для практической работы.
Задания для группы № 1
Сколькими способами можно рассадить 10 учеников на ГИА по математике за 10-ю партами
(подсказка 1 - перестановка; подсказка 2 - Рп = п! подсказка 3 -10! = 1*2*3*4*5*6*7*8*9*10=3628800 )
Задания для группы № 2
Сколькими способами можно составить код на двери домофона, состоящий из двух цифр.
(1подсказка – размещение, подсказка 2 - , 3 подсказка – 10!:8!= 9*10=90 )
Задание для группы № 3
Сколькими способами можно достать все карандаши из коробки - 8 цветов, вытаскивая каждый раз по одному.
( 1 подсказка – перестановка, 2 подсказка - , 3 подсказка - 8!=40320)
Задание для группы № 4
Составьте комиссию из 3 членов для экзамена по математике, если в школе всего 7 математиков. Сколько таких комиссий можно составить.
( подсказка 1 – сочетание, подсказка 2 - , подсказка 3 – 7!:(3!*4!)= 35)
Задание для группы № 5
Из Вашего класса собираются отправить астронавтов для полёта на Марс, сколько всевозможных экипажей из 5 человек можно составить из учащихся нашего класса - 24 человека.
( подсказка 1 – сочетание, подсказка 2 - , подс подсказка 3- 24!:(5!*19!)=42504)
3.Тест по электронному учебнику.
Каждая группа выполняет тест на ПК по электронному учебнику. Происходит это одновременно с выполнением практической работы.
4.Решение тестовых заданий по группам (каждой группе индивидуальные задания)
Вариант 1.
Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
1) 30 2) 100 3) 120 4) 5
2. В 9«Б» классе 32 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?
1) 128 2) 35960 3) 36 4)46788
3. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?
1) 10 2) 60 3) 20 4) 30
4. Вычислить: 6! -5!
1) 600 2) 300 3) 1 4) 1000
5. В ящике находится 45 шариков, из которых 17 белых. Потеряли 2 не белых шарика. Какова вероятность того, что выбранный наугад шарик будет белым?
1) 2) 3) 4)
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 |
Вариант 2.
Сколько различных пятизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?
1) 100 2) 30 3) 5 4) 120
2. Имеются помидоры, огурцы, лук. Сколько различных салатов можно приготовить, если в каждый салат должно входить 2 различных вида овощей?
1) 3 2) 6 3) 2 4) 1
3. Сколькими способами из 9 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 6 различных уроков.
1) 10000 2) 60480 3) 56 4) 39450
4. Вычислите:
1) 2 2) 56 3) 30 4)
5. В игральной колоде 36 карт. Наугад выбирается одна карта. Какова вероятность, что эта карта – туз?
1) 2) 3) 4)
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Вариант 3.
Сколькими способами можно расставить 4 различные книги на книжной полке?
1) 24 2) 4 3) 16 4) 20
2. Сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник?
1) 30 2) 21 3) 14 4) 7
3. В футбольной команде 11 человек. Необходимо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
1) 22 2) 11 3) 150 4) 110
4. Сократите дробь:
1) 1 2) 3) 4)
5. Какова вероятность, что при одном броске игрального кубика выпадает число очков, равное четному числу?
1) 2) 0,5 3) 4) 0,25
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 |
Вариант 4
Сколькими способами могут встать в очередь в билетную кассу 5 человек?
1) 5 2) 120 3) 25 4) 100
2. Сколькими способами из 25 учеников класса можно выбрать четырех для участия в праздничном концерте?
1) 12650 2) 100 3) 75 4)10000
3. Сколько существует трехзначных чисел, все цифры которых нечетные и различные.
1) 120 2) 30 3) 50 4) 60
4. Упростите выражение:
1) 0,5 2) 3) n 4) n-1
5. Какова вероятность, что ребенок родится 7 числа?
1) 2) 3) 4)
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 |
Вариант 5
Сколько существует вариантов рассаживания 6 гостей на 6 стульях?
1) 36 2) 180 3) 720 4) 300
Аня решила сварить компот из фруктов 2-ух видов. Сколько различных вариантов (по сочетанию фруктов) компотов может сварить Аня, если у нее имеется 7 видов фруктов?
1) 14 2) 10 3) 21 4) 30
Сколько существует обыкновенных дробей, числитель и знаменатель которых – простые различные числа не больше 20?
1) 80 2) 56 3) 20 4) 60
Упростите выражение:
1) 2) 3) 4) 0
5. Какова вероятность того, что выбранное двузначное число делится на 12?
1) 2) 3) 4)
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
5. Решение задач повышенной сложности у доски.
№778. Из 12 солдат, в число которых входят Иванов и Петров, надо отправить в наряд 3 человек. Сколькими способами это можно сделать, если:
б). Иванов и Петров должны остаться;
в). Иванов должен пойти в наряд, а Петров – остаться?
Решение:
б). так как Иванов и Петров должны остаться, то выбирать солдат в наряд надо из 12-2=10 человек, при этом неважно в каком порядке будут выбирать. Поэтому надо посчитать сочетания из 10 человек по 3:
= 10!/ 3!*7!=8*9*10/1*2*3=120 способов.
в). Так как Иванов должен пойти в наряд, а Петров остаться, то выбирать надо из 12- 2 = 10 человек, при этом неважно в каком порядке будут выбирать. При этом Иванов обязательно должен идти в наряд, поэтому оставшихся 2 человек надо выбирать с помощью формулы сочетания из 10 человек по 2:
10!/2!*8!= 9*10/1*2= 45 способов.
№781. Максим подсчитал, что существует 378 способов выбора из класса 2 дежурных. Сколько учащихся в этом классе?
Пусть в классе х учащихся. Тогда при выборе 2 дежурных из этого кличества воспользуемся формулой сочетаний из х по 2. По условию таких способов 378.
Составим уравнение: х!/2!*(х-2)!=378
х*(х-1)/2=378
х2 –х – 756=0
По т. Виета х1=28, х2=-27. Т.к. -27 не принадлежит натуральным числам, то в классе 28 учащихся.
Ответ: 28 учащихся.
6. Итог урока. Выставление оценок.
Итак, сегодня мы с вами закрепили элементы комбинаторики: размещение, перестановка, сочетание и основные формулы для их вычисления.
Я думаю, что вы уже поняли, что математика это оружие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий мир. Чтобы сделать в математике что-то действительно ценное, надо любить её так, как многие великие математики.
Сделайте хотя бы малую часть того, что сделали они, и мир навсегда останется благодарным вам. А сегодня мы сделали маленький шаг к познанию математической мысли.
Запишите задание на дом: №776, 777, 782*.