СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по теме "Элементы комбинаторики в 9 классе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этот материал входят план-конспект урока по данной теме, презентация, тест для самостоятельной работы, и электронный учебник, который я использовала при проведении урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок»




Урок-практикум по теме «Элементы комбинаторики»

в 9 классе.



ЦЕЛЬ: Обучающая: повторить основные элементы комбинаторики; воспроизводить общие правила комбинаторики и типы соединений;

уметь применять теоретические знания для решения задач.

Воспитывающая:

воспитывать аккуратность выполнения записей в тетради и на доске;

воспитывать умение работать самостоятельно.

Развивающая: способствовать развитию внимания, логики.



Тот, кто не знает математики

Не может узнать никакой другой науки.

И даже не может обнаружить

своего невежества,

А потому не ищет от него лекарства.

Роджер Бэкон.



На интерактивной доске 1 слайд (тема урока, эпиграф);

На доске слова: комбинаторика, перестановка, размещение, сочетание, факториал и символическая запись их вразброс.



Ход урока.


Дорогие друзья! С малых лет каждый из Вас изучает математику: кто-то с интересом, кто-то с безразличием. А всегда ли Вы отдаете себе отчет в том, что именно Вас привлекает в математике, или наоборот, чем она отвращает Вас от себя.

Сегодня мы с Вами закрепим понятия элементов комбинаторики – области математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству.

Если после урока кого-то из Вас заинтересует предмет «математика»,- цель урока достигнута. Если же у кого-то, не любившего, останется чувство неприязни и безразличия к ней, то и это не трагедия. Математика совсем не единственный объект, на который могут быть устремлены Ваши помыслы, лишь бы они были - эти помыслы.

Итак, начнем.





1.Проверка домашнего задания.

Запишите в рабочих тетрадях число, тему урока. Дайте определение понятия «комбинаторика» (комбинаторика - это область математики, занимающаяся решением задач, в которых приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций)

1 и 2 слайд

Что называется размещением? (слайд3)

Размещением из ח элементов по к (к ≤ ח) называется любое множество, состоящие их к элементов, взятых в определенном порядке из данных элементов.


Что называется перестановкой? (слайд 4)

Перестановкой из ח элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном порядке.


Что называется сочетанием? (слайд5)

Сочетанием из ח элементов по к называется любое множество, составленное из к элементов, выбранных из данных ח элементов.


Что обозначает знак факториала? (слайд 6)

Знак факториала обозначает произведение первых ח натуральных чисел.


Покажите с помощью стрелок соответствие формул данным понятиям (задание выполняется на доске)

Приведите примеры, характерные для этих определений.

Что важно при вычислении размещений и неважно при вычислении сочетаний? (порядок элементов).


2.Практическая работа.

Класс по партам делится на группы и получает задания. К каждому заданию предлагается 2 подсказки.

Если у какой – то группы работа не складывается, Вы можете взять подсказку, но уменьшить на 1 бал оценку (подсказок всего 3).

Каждая группа доложила о своих результатах и о сложностях при выполнении работы (если с первой подсказки – 1б, если с двух – 2б).

Преподаватель оценивает работу каждой группы.



Задания для практической работы.


Задания для группы № 1

Сколькими способами можно рассадить 10 учеников на ГИА по математике за 10-ю партами

(подсказка 1 - перестановка; подсказка 2 - Рп = п! подсказка 3 -10! = 1*2*3*4*5*6*7*8*9*10=3628800 )



Задания для группы № 2

Сколькими способами можно составить код на двери домофона, состоящий из двух цифр.

(1подсказка – размещение, подсказка 2 - , 3 подсказка – 10!:8!= 9*10=90 )


Задание для группы № 3

Сколькими способами можно достать все карандаши из коробки - 8 цветов, вытаскивая каждый раз по одному.

( 1 подсказка – перестановка, 2 подсказка - , 3 подсказка - 8!=40320)


Задание для группы № 4

Составьте комиссию из 3 членов для экзамена по математике, если в школе всего 7 математиков. Сколько таких комиссий можно составить.


( подсказка 1 – сочетание, подсказка 2 - , подсказка 3 – 7!:(3!*4!)= 35)


Задание для группы № 5

Из Вашего класса собираются отправить астронавтов для полёта на Марс, сколько всевозможных экипажей из 5 человек можно составить из учащихся нашего класса - 24 человека.

( подсказка 1 – сочетание, подсказка 2 - , подс подсказка 3- 24!:(5!*19!)=42504)


3.Тест по электронному учебнику.

Каждая группа выполняет тест на ПК по электронному учебнику. Происходит это одновременно с выполнением практической работы.


4.Решение тестовых заданий по группам (каждой группе индивидуальные задания)


Вариант 1.


  1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?


1) 30 2) 100 3) 120 4) 5


2. В 9«Б» классе 32 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?


1) 128 2) 35960 3) 36 4)46788


3. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?


1) 10 2) 60 3) 20 4) 30


4. Вычислить: 6! -5!


1) 600 2) 300 3) 1 4) 1000

5. В ящике находится 45 шариков, из которых 17 белых. Потеряли 2 не белых шарика. Какова вероятность того, что выбранный наугад шарик будет белым?


1) 2) 3) 4)


№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа

3

2

4

1

2






Вариант 2.


  1. Сколько различных пятизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?


1) 100 2) 30 3) 5 4) 120


2. Имеются помидоры, огурцы, лук. Сколько различных салатов можно приготовить, если в каждый салат должно входить 2 различных вида овощей?


1) 3 2) 6 3) 2 4) 1


3. Сколькими способами из 9 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 6 различных уроков.


1) 10000 2) 60480 3) 56 4) 39450

4. Вычислите:


1) 2 2) 56 3) 30 4)


5. В игральной колоде 36 карт. Наугад выбирается одна карта. Какова вероятность, что эта карта – туз?


1) 2) 3) 4)

№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа

4

1

2

2

3



Вариант 3.


  1. Сколькими способами можно расставить 4 различные книги на книжной полке?


1) 24 2) 4 3) 16 4) 20


2. Сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник?


1) 30 2) 21 3) 14 4) 7



3. В футбольной команде 11 человек. Необходимо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?


1) 22 2) 11 3) 150 4) 110


4. Сократите дробь:


1) 1 2) 3) 4)


5. Какова вероятность, что при одном броске игрального кубика выпадает число очков, равное четному числу?


1) 2) 0,5 3) 4) 0,25

№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа

1

2

4

3

2


Вариант 4


  1. Сколькими способами могут встать в очередь в билетную кассу 5 человек?


1) 5 2) 120 3) 25 4) 100


2. Сколькими способами из 25 учеников класса можно выбрать четырех для участия в праздничном концерте?


1) 12650 2) 100 3) 75 4)10000


3. Сколько существует трехзначных чисел, все цифры которых нечетные и различные.


1) 120 2) 30 3) 50 4) 60



4. Упростите выражение:


1) 0,5 2) 3) n 4) n-1


5. Какова вероятность, что ребенок родится 7 числа?


1) 2) 3) 4)

№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа

2

1

4

3

2


Вариант 5


  1. Сколько существует вариантов рассаживания 6 гостей на 6 стульях?


1) 36 2) 180 3) 720 4) 300


  1. Аня решила сварить компот из фруктов 2-ух видов. Сколько различных вариантов (по сочетанию фруктов) компотов может сварить Аня, если у нее имеется 7 видов фруктов?


1) 14 2) 10 3) 21 4) 30


  1. Сколько существует обыкновенных дробей, числитель и знаменатель которых – простые различные числа не больше 20?


1) 80 2) 56 3) 20 4) 60


  1. Упростите выражение:


1) 2) 3) 4) 0


5. Какова вероятность того, что выбранное двузначное число делится на 12?


1) 2) 3) 4)


№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа

3

3

2

2

2






5. Решение задач повышенной сложности у доски.


778. Из 12 солдат, в число которых входят Иванов и Петров, надо отправить в наряд 3 человек. Сколькими способами это можно сделать, если:

б). Иванов и Петров должны остаться;

в). Иванов должен пойти в наряд, а Петров – остаться?


Решение:

б). так как Иванов и Петров должны остаться, то выбирать солдат в наряд надо из 12-2=10 человек, при этом неважно в каком порядке будут выбирать. Поэтому надо посчитать сочетания из 10 человек по 3:


= 10!/ 3!*7!=8*9*10/1*2*3=120 способов.



в). Так как Иванов должен пойти в наряд, а Петров остаться, то выбирать надо из 12- 2 = 10 человек, при этом неважно в каком порядке будут выбирать. При этом Иванов обязательно должен идти в наряд, поэтому оставшихся 2 человек надо выбирать с помощью формулы сочетания из 10 человек по 2:


10!/2!*8!= 9*10/1*2= 45 способов.


781. Максим подсчитал, что существует 378 способов выбора из класса 2 дежурных. Сколько учащихся в этом классе?


Пусть в классе х учащихся. Тогда при выборе 2 дежурных из этого кличества воспользуемся формулой сочетаний из х по 2. По условию таких способов 378.


Составим уравнение: х!/2!*(х-2)!=378

х*(х-1)/2=378

х2 –х – 756=0

По т. Виета х1=28, х2=-27. Т.к. -27 не принадлежит натуральным числам, то в классе 28 учащихся.

Ответ: 28 учащихся.



6. Итог урока. Выставление оценок.



Итак, сегодня мы с вами закрепили элементы комбинаторики: размещение, перестановка, сочетание и основные формулы для их вычисления.

Я думаю, что вы уже поняли, что математика это оружие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий мир. Чтобы сделать в математике что-то действительно ценное, надо любить её так, как многие великие математики.

Сделайте хотя бы малую часть того, что сделали они, и мир навсегда останется благодарным вам. А сегодня мы сделали маленький шаг к познанию математической мысли.

Запишите задание на дом: №776, 777, 782*.



Просмотр содержимого документа
«тест для сам работы»

Вариант 1.



  1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?


1) 30 2) 100 3) 120 4) 5


2. В 9«Б» классе 32 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?


1) 128 2) 35960 3) 36 4)46788


3. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?


1) 10 2) 60 3) 20 4) 30


4. Вычислить: 6! -5!


1) 600 2) 300 3) 1 4) 1000

5. В ящике находится 45 шариков, из которых 17 белых. Потеряли 2 не белых шарика. Какова вероятность того, что выбранный наугад шарик будет белым?


1) 2) 3) 4)





№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа















Вариант 2.




  1. Сколько различных пятизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?


1) 100 2) 30 3) 5 4) 120


2. Имеются помидоры, огурцы, лук. Сколько различных салатов можно приготовить, если в каждый салат должно входить 2 различных вида овощей?


1) 3 2) 6 3) 2 4) 1


3. Сколькими способами из 9 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 6 различных уроков.


1) 10000 2) 60480 3) 56 4) 39450

4. Вычислите:


1) 2 2) 56 3) 30 4)


5. В игральной колоде 36 карт. Наугад выбирается одна карта. Какова вероятность, что эта карта – туз?


1) 2) 3) 4)








№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа










Вариант 3.




  1. Сколькими способами можно расставить 4 различные книги на книжной полке?


1) 24 2) 4 3) 16 4) 20


2. Сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник?


1) 30 2) 21 3) 14 4) 7



3. В футбольной команде 11 человек. Необходимо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?


1) 22 2) 11 3) 150 4) 110


4. Сократите дробь:


1) 1 2) 3) 4)


5. Какова вероятность, что при одном броске игрального кубика выпадает число очков, равное четному числу?


1) 2) 0,5 3) 4) 0,25








№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа









Вариант 4




  1. Сколькими способами могут встать в очередь в билетную кассу 5 человек?


1) 5 2) 120 3) 25 4) 100


2. Сколькими способами из 25 учеников класса можно выбрать четырех для участия в праздничном концерте?


1) 12650 2) 100 3) 75 4)10000


3. Сколько существует трехзначных чисел, все цифры которых нечетные и различные.


1) 120 2) 30 3) 50 4) 60



4. Упростите выражение:


1) 0,5 2) 3) n 4) n-1


5. Какова вероятность, что ребенок родится 7 числа?


1) 2) 3) 4)







№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа











Вариант 5



  1. Сколько существует вариантов рассаживания 6 гостей на 6 стульях?


1) 36 2) 180 3) 720 4) 300


  1. Аня решила сварить компот из фруктов 2-ух видов. Сколько различных вариантов (по сочетанию фруктов) компотов может сварить Аня, если у нее имеется 7 видов фруктов?


1) 14 2) 10 3) 21 4) 30


  1. Сколько существует обыкновенных дробей, числитель и знаменатель которых – простые различные числа не больше 20?


1) 80 2) 56 3) 20 4) 60


  1. Упростите выражение:


1) 2) 3) 4) 0


5. Какова вероятность того, что выбранное двузначное число делится на 12?


1) 2) 3) 4)





№ задания

1

2

3

4

5

№ ответа









Просмотр содержимого презентации
«Комбинаторика урок»

Тот, кто не знает математики  Не может узнать никакой другой науки. И даже не может обнаружить своего невежества, А потому не ищет от него лекарства.  Роджер Бэкон.

Тот, кто не знает математики

Не может узнать никакой другой науки. И даже не может обнаружить своего невежества, А потому не ищет от него лекарства.

Роджер Бэкон.

повторить основные элементы комбинаторики; воспроизводить общие правила комбинаторики и типы соединений; уметь применять теоретические знания для решения задач. воспитывать аккуратность выполнения записей в тетради и на доске; воспитывать умение работать самостоятельно.  способствовать развитию внимания, логики.
  • повторить основные элементы комбинаторики; воспроизводить общие правила комбинаторики и типы соединений;
  • уметь применять теоретические знания для решения задач.
  • воспитывать аккуратность выполнения записей в тетради и на доске;
  • воспитывать умение работать самостоятельно.
  • способствовать развитию внимания, логики.
Знакомство учащихся с темой и целью урока. Проверка домашнего задания. Практическая работа. Тестирование в электронном виде. Решение тестовых заданий по группам. Решение задач повышенной сложности. Итог урока. Задание на дом.
  • Знакомство учащихся с темой и целью урока.
  • Проверка домашнего задания.
  • Практическая работа.
  • Тестирование в электронном виде.
  • Решение тестовых заданий по группам.
  • Решение задач повышенной сложности.
  • Итог урока.
  • Задание на дом.
Комбинаторика,   перестановка,   размещение,   сочетание,  факториал.

Комбинаторика,

перестановка,

размещение,

сочетание,

факториал.

Что называется размещением?  Размещением из ח  элементов по к (к ≤ ח )  называется любое множество, состоящие их к элементов, взятых в определенном порядке из данных элементов.

Что называется размещением?

Размещением из ח элементов по к (к ח ) называется любое множество, состоящие их к элементов, взятых в определенном порядке из данных элементов.

Что называется перестановкой?  Перестановкой из ח  элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном порядке.

Что называется перестановкой?

Перестановкой из ח элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном порядке.

Сочетанием из ח  элементов по к называется любое множество, составленное из к элементов, выбранных из данных ח  элементов.

Сочетанием из ח элементов по к называется любое множество, составленное из к элементов, выбранных из данных ח элементов.

Знак факториала обозначает произведение первых ח  натуральных чисел.

Знак факториала обозначает произведение первых ח натуральных чисел.

Ответы на тестовые задания самостоятельной работы Номер задания 1 Вариант № 1 3 2 Вариант № 2 Вариант № 3 4 2 3 4 1 Вариант № 4 4 1 2 Вариант № 5 5 2 1 2 2 4 3 2 1 3 3 4 3 2 2 3 2 2 2

Ответы на тестовые задания самостоятельной работы

Номер задания

1

Вариант № 1

3

2

Вариант № 2

Вариант № 3

4

2

3

4

1

Вариант № 4

4

1

2

Вариант № 5

5

2

1

2

2

4

3

2

1

3

3

4

3

2

2

3

2

2

2

Решение задач повышенной сложности. Задача № 1. Сколькими способами можно расставить на полке 12 книг, из которых 5 книг это сборники стихов, так, чтобы сборники стихов стояли рядом в произвольном порядке? Решение: Рассмотрим сборники стихов как одну книгу. Тогда на полке над расставить не 12, а 8 книг. Это можно сделать Р 8 способами. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р 5 перестановок сборников стихов, значит искомое число расположения книг на полке равно  Р 8 * Р 5 = 8! * 5! = 4838400 способами

Решение задач повышенной сложности.

Задача № 1. Сколькими способами можно расставить на полке 12 книг, из которых 5 книг это сборники стихов, так, чтобы сборники стихов стояли рядом в произвольном порядке?

Решение: Рассмотрим сборники стихов как одну книгу. Тогда на полке над расставить не 12, а 8 книг. Это можно сделать Р 8 способами. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р 5 перестановок сборников стихов, значит искомое число расположения книг на полке равно

Р 8 * Р 5 = 8! * 5! = 4838400 способами

Задача № 2. Сколько трехзначных чисел без повторения цифр в записи числа можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, 8? Решение: Число трехзначных чисел, которые можно составить из этих цифр равно размещению из 5 элементов по 3. Однако среди данных цифр есть 0, с которого не может начинаться трехзначное число, поэтому надо исключить те размещения, у которых первым элементом является 0. Их число равно размещению из 4 элементов по 2.  5!/2! – 4!/2! = 48

Задача № 2. Сколько трехзначных чисел без повторения цифр в записи числа можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, 8?

Решение: Число трехзначных чисел, которые можно составить из этих цифр равно размещению из 5 элементов по 3. Однако среди данных цифр есть 0, с которого не может начинаться трехзначное число, поэтому надо исключить те размещения, у которых первым элементом является 0. Их число равно размещению из 4 элементов по 2.

5!/2! – 4!/2! = 48

Тот, кто не знает математики  Не может узнать никакой другой науки. И даже не может обнаружить своего невежества, А потому не ищет от него лекарства.  Роджер Бэкон.

Тот, кто не знает математики

Не может узнать никакой другой науки. И даже не может обнаружить своего невежества, А потому не ищет от него лекарства.

Роджер Бэкон.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!