Здравствуйте, ребята!
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках!
-Сформулируйте мораль данной притчи.
-Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.
Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке
Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (Организует повторение знаний, закрепление умений.)
- Используя приём Жокей и лошадь, вспомним, какой раздел мы с вами изучаем?
Лошади остаются на своих местах Жокеи должны найти ответ и выложить их на первой парте, каждый на своём ряду. Соблюдаем правила поведения на уроке и работаем молча, передвигаясь по классу.
- Молодцы, все вспомнили основные определения раздела.
-Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке?
-Все вы знаете, из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы?
--Что же общего между растениями и словами?
- Ребята, я приготовила для вас следующее задание. Вставьте букву и объясните написание. (Можно сделать презентацию с заданиями или всё записать на доске. Приложение1)
Излагать, отрасль, росток, изложить, располагались, приложить, растить, слагать, обрастёт, выращивать
3. Выявление места и причины затруднения.
-Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?
- Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях?
- Вспоминаем правило о написании корней –лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос-.-Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы?
- Создает проблемную ситуацию
- Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью.
- Внимание на доску:
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок
- Учитель: Прочитаем пословицы.
- Ученики читают.
- Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь:
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Что такое чередование звуков? Это замена одного звука другим.(обращаясь к записи на доске):
- Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Почему? Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства)
Назовите тему нашего урока?
- Как бы вы определили цели нашего урока? ... Буквы е — и в корнях с чередованием (дата, тема, наименование работы прописывают в тетрадях).
-Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием
5..Реализация построенного проекта
Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным
материалом в парах.
- Слова, какой части речи вы видите на карточках
№ 1?
Замереть, отпереть, заблестеть, вымер
- Определите их вид.
Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке №2
№ 2
Замирать, отпирать, заблистать, вымирать
Выделим корни глаголов с чередованием.
Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е- И.
- От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный составслов.
- Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика?
- Используя технологию ПОПС. Кто готов представить своё
«открытие»?
П- Я считаю, что…
О- Потому что…
П- Я могу доказать это на примере…
С- Исходя из этого, я делаю вывод:…
- Откроем учебник, стр. и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
- Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Как графически будем выделять орфограмму?
«Закончи предложение».
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
6. Физкультминутка
Я называю слово в корне с чередованием, если И в корне – встаёте, если Е - хлопаете в ладоши:
стирать
блестеть
выжигать,
замирать,
сдеру,
мерить
запер,
отпирать
7. Первичное закрепление
- А теперь выполним задание в тетрадях. Из упражнения 611 записать слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить орфограмму.
Выходят по одному к доске, используя приём ШАГ за ШАГОМ, идя к доске ученик называет основные понятия раздела «Морфология». На доске выписывают слова, комментируют написание гласной в корне, остальные работают в тетрадях
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
- Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило?
Выполните задания самостоятельно по вариантам. Упражнение 612. 1в- (1-4 слова), 2в.- (4-7 слова)
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по ключу.
(Приложение) Производят взаимопроверку и ставят оценку.
9. Рефлексия
Учитель организует рефлексию и самооценку результатов обучающихся.
- Какую цель вы ставили на уроке? ...
- Удалось ли достичь поставленной цели? ...
- Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? ...
- Что вызвало особые затруднения?
- Оцените свою работу по диагностической карте ( См., приложение)
2. Используя приём ТЕЛЕГРАММА напишите своему соседу по парте, что нового вы узнали на уроке сегодня.
9.Инструктаж домашнего задания
Учитель комментирует домашнее задание:
-Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание.
Домашнее задание (дифференцированный подход):
1.для уч-ся с ?
Списать слова и вставить пропущенные буквы в словах и выделить суффикс:
РАСТ…РЕТЬ - РАСТ…РАТЬ , РАЗБ…РУ - РАЗБ…РАТЬ , ОТП…РЕТЬ - ОТП…РАТЬ, ЗАД…РЁТ – ЗАД…РАТЬ, ЗАМ…РЕТЬ - ЗАМ…РАТЬ , РАССТ…ЛИТЬ - РАССТ…ЛАТЬ , ВЫЖЕ…Г - ВЫЖ…ГАТЬ - для уч-ся с?,
2. для уч-ся + -
Составить и записать самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся 3. для уч-ся + Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +
4. Всем $75 стр. 217
Рефлексия в конце урока
На доске изображено дерево настроения. Выберете смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока и прикрепите его к веткам дерева.