СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация. Чередование Е//И в корнях слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чередование Е//И в корнях слов

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация. Чередование Е//И в корнях слов.»

Морфемика Буквы Е – И в корнях с чередованием Учитель русского языка и литературы ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 5 классе.

Морфемика

Буквы Е – И в корнях с чередованием

Учитель русского языка и литературы

ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 5 классе.

Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. Каждый даст свою ладошку И пожмет ее немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

Каждый даст свою ладошку

И пожмет ее немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Наша цель – научиться правильно писать  е – и в корнях с чередованием:   б е р – б и р, п е р – п и р, д е р  -  д и р, т е р  -  т и р, м е р  -  м и р, ст е л – ст и л .   

Наша цель –

научиться правильно писать е – и

в корнях с чередованием:

б е р – б и р, п е р – п и р,

д е р - д и р, т е р - т и р,

м е р - м и р, ст е л – ст и л .  

Буквы Е – И в корнях с чередованием 5 класс

Буквы Е – И в корнях с чередованием

5 класс

Кто поможет нам узнать правило ?

Кто поможет нам узнать правило ?

Вывод правило   В корнях с чередованием е-и пишется буква и , если после корня стоит суффикс – а -.  Например:  зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.   

Вывод

правило В корнях с чередованием

е-и пишется буква и , если после корня стоит суффикс – а -. Например: зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.  

Правило ослика Иа  Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирал, Замереть, но замирал, Затереть, но затирал, Запереть, но запирал, Расстелить, но расстилал, Выдеру, но выдирал. На приставку не гляди, Крики ослика ищи.  

Правило ослика Иа

Ослик говорит: «И-а!»

Так и ты пиши в словах:

Соберу, но собирал,

Замереть, но замирал,

Затереть, но затирал,

Запереть, но запирал,

Расстелить, но расстилал,

Выдеру, но выдирал.

На приставку не гляди,

Крики ослика ищи.  

Алгоритм   1. Выделяю в слове (корень).  2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)  3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).  4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е) .

Алгоритм

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если

(есть суффикс А, пишу И),

если нет – Е)

.

Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:    раз- за- при- на- у- по- рас- под- б е р – б и р а  п е р – п и р а  д е р -д и р а  т е р -т и р а  м е р -м и р а ст е л – ст и л а

Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:

раз-

за-

при-

на-

у-

по-

рас-

под-

б е р – б и р а

п е р – п и р а

д е р -д и р а

т е р -т и р а

м е р -м и р а

ст е л – ст и л а

Письмо с комментированием Объясни, какая буква пишется в корне?    Быстро соб..рись – заб..райся в сани,  зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения.    Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.

Письмо с комментированием

Объясни, какая буква пишется в корне?

Быстро соб..рись –

заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.

– О каком человеке так говорят?    За всё б..рётся, да не всё удаётся.  Чего не положил – не б..ри.  С живого шкуру сд..рёт.  Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет.    Объясните написание пропущенных букв.

О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.

Самостоятельная работа.  Распределите словосочетания в два столбика:  Е - И   выб..ри книгу, выб..рать книгу, выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль, зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос,  ут..рать слезы .

Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика:

Е - И

выб..ри книгу, выб..рать книгу,

выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,

выт..рать пыль, выт..реть пыль,

зап..реться в комнате, зап..рать дом,

ут..реть нос,

ут..рать слезы .

Игра «Четвёртое лишнее»      1 в  соб..рите тетради 2 в. выст..лать соломой   соб..ру портфель зам..р от испуга приб..ру комнату заст..лать постель расст..лается туман ст..рать мел с доски

Игра «Четвёртое лишнее»  

1 в

соб..рите тетради

2 в.

выст..лать соломой

 

соб..ру портфель

зам..р от испуга

приб..ру комнату

заст..лать постель

расст..лается туман

ст..рать мел с доски

ПРОВЕРЯЕМ! Расст и л а ется туман зам е р (нет а ) от испуга  

ПРОВЕРЯЕМ!

Расст и л а ется туман

зам е р (нет а ) от испуга

 

Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?  Перечислите корни, в которых происходит это чередование.  От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?  Какую цель мы ставили перед собой?  Мы достигли цели? Оцените свою работу по диагностической карте

Подведём итог.

С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Какую цель мы ставили перед собой?

Мы достигли цели?

Оцените свою работу по диагностической карте

Домашнее задание на выбор 1. Упр. 318, стр. 128, 2.Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) 3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату»

Домашнее задание

на выбор

1. Упр. 318, стр. 128,

2.Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов)

3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату»

сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…  
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…  
ТЕСТ Вопрос № 1  В корнях с чередованием е-и пишется буква и :  А) если она находится под ударением  Б)если она находится в безударном положении  В) если после корня стоит суффикс а

ТЕСТ

Вопрос № 1

В корнях с чередованием е-и пишется

буква и :

А) если она находится под ударением

Б)если она находится в безударном положении

В) если после корня стоит суффикс а

Вопрос № 2  В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?  А)зам...рать  Б)зап...рать  В)зат...рать  Г)зам...реть

Вопрос № 2

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

А)зам...рать

Б)зап...рать

В)зат...рать

Г)зам...реть

Вопрос № 3  В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?  А)зам...реть  Б)зат...реть  В)зап...реть  Г)соб...рать

Вопрос № 3

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?

А)зам...реть

Б)зат...реть

В)зап...реть

Г)соб...рать

Вопрос № 4  В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?  А)перет...рпеть  Б)раст...рать  В)заст...лить  Г)выт...реть

Вопрос № 4

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?

А)перет...рпеть

Б)раст...рать

В)заст...лить

Г)выт...реть

 Вопрос № 5  В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?  А) заб...рать  Б)расст...лать  В)расст...лить  Г)доб...раться

Вопрос № 5

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?

А) заб...рать

Б)расст...лать

В)расст...лить

Г)доб...раться

Вопрос № 6  Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:  А) забл...стать, изб...рать  Б)заб...раю, выт...реть  В)пост...лить, проб...раться  Г) приб...рёт, оп...раться

Вопрос № 6

Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:

А) забл...стать, изб...рать

Б)заб...раю, выт...реть

В)пост...лить, проб...раться

Г) приб...рёт, оп...раться

Вопрос № 7  Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е:  А)уп...раться, зам...рло  Б)зам...рало, заст...лить  В)разд...ру, забл...стел  Г)бл...стательный, заж...гательный

Вопрос № 7

Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е:

А)уп...раться, зам...рло

Б)зам...рало, заст...лить

В)разд...ру, забл...стел

Г)бл...стательный, заж...гательный

Вопрос № 8  Укажите лишнее слово:  А)вытирать  Б)собирать  В)продираюсь  Г)вытереть

Вопрос № 8

Укажите лишнее слово:

А)вытирать

Б)собирать

В)продираюсь

Г)вытереть

Использованные источники: Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ Образовательный сайт Захарьиной Е.А. https://saharina.ru/teacher/leaners УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  5 класс https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html

Использованные источники:

  • Сайт Видеоуроки.нет
  • https://videouroki.net/profile/classes
  • Российская электронная школа
  • https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
  • Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
  • https://saharina.ru/teacher/leaners
  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
  • https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!