СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект. Литературная гостиная " Храни тепло родного очага"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект.Литературная гостиная " Храни тепло родного очага".

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект. Литературная гостиная " Храни тепло родного очага"»

Урок-проект. Литературная гостиная. «Храни тепло родного очага».


1.Название проекта: « Храни огонь родного очага».


2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, история России, музыка, ИЗО, технология.


3.Тип проекта: межпредметный, группой, кратковременный.


4. Цель проекта: формировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.


Личностные результаты:

- осмыслить социально - нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.


Метапредметные результаты:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Предметные результаты:

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны мира.


5: Задачи проекта:


1)Собрать информацию о жизни и традициях русских крестьян, о судьбе женщины, о традициях современной семьи, о русской избе.

2)Подготовить иллюстративный материал для проекта (фотографии, рисунки, декорации и др.); музыкальный (песни русские народные, песни о матери), литературный материал (стихотворения о маме, женщине, семье).

3)Отобрать тексты для урока-проекта (сочинения учащихся, стихотворения, документальная информация о русской избе, воспоминания крестьян о традициях).

4) Научить школьников работать над содержанием и оформлением литературной гостиной, продумать соотношение текста и интерактивного сопровождения, придумать название, отражающее тему гостиной, подготовить оригинальную форму проведения, оформление.

5) Подготовить театрализованные миниатюры, поставить танцы, отработать выразительное чтение стихотворений, продумать оформление кабинета.


6. Возраст участников проекта 5-7 кл.


7.Аннотация проекта.

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное представление описания истории жизни и быта русского крестьянина в сопоставлении с современностью. Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников, сопоставлять её, представлять. А главное – знакомятся с историей русской культуры………


Предполагаемый продукт проекта: литературная гостиная.



Распределение обязанностей по группам:

группа: сбор информации о русской крестьянской избе, о жизни крестьян; подготовка текстового материала.

группа: сбор информации о современной семье, доме, женщине, маме; подготовка текстового материала.

группа: создание иллюстраций, декораций.

группа: подбор материала и оформление интерактивного сопровождения.

группа: подготовка театрализованных миниатюр, поставка танцев.


Оборудование: мультимедийное сопровождение, музыкальное сопровождение, декорация крестьянской избы (стол, накрытый вышитой скатертью, рядом – лавки, русская печь, самотканые половики, прялка, кухонные принадлежности, ухват)


Ход мероприятия

I. Организационный момент. Актуализация.


Учитель: мы проделали огромный путь, исследуя и собирая материал о жизни простого крестьянина, о его доме, о традициях и обычаях. Сегодня вам представится возможность защитить свои проекты.


II. Выступление групп. Защита проектов.

Выступление первой группы «История русской избы».


(Звучит песня «В Горнице». Транслируются слайды с полями, жизнью крестьян. Песня сменяется голосами возвращающихся с работы крестьян. На сцену выходят дети, одетые по-крестьянски. Они возвращаются после трудового дня. Садятся на лавки перед сценой).


1-ый: Ох, и тяжёлый был день сегодня, Дуня! Много накосили травы.

2-ой: Да. Поработали мы на славу! Теперь можно и отдохнуть.

3-ий: Умный сильный наш народ свою землю бережёт.

А преданья старины забывать мы не должны! 

4-ой: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки.

3-ий: Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.

4-ый: И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. Ведь недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше».
2-ой: Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
4-ый: Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! 


(На экране показыв. презентация про русскую народную избу. Ведущие сопровождают презентацию рассказом.)
3-ий: Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому.

2-ой: Подполье напоминало о жизни недоброй, нечистой силы.

3-ий: Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах».

4-ый: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая.

1-ый: А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.

2-ой: Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит.

Она накормит, обсушит и порадует душу».

3-ий: Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.

4-ый: Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Он принимал первые лучи солнца. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.

2-ой: Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство.

3-ий: От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины.

2-ой: По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

1-ый: Украшали избу не только внутри, но и снаружи. (слайды о внешнем убранстве избы).

3-ий: Спасти свои хоромы помогал солнечный конь - высшая точка дома (слайд).

2-ой: На оконных и дверных наличниках изображались обереги. Они защищали дом от дурного слова (слайд).

3-ий: Все знаки символизировали солнце, звёзды, воду, что означало «дающие жизнь всему живому на Земле».

1-ый: Мужчины занимались хозяйственными работами, женщины работали за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, но и ценные вещи.

4-ый: Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

3-ий: Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

1-ый: Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии.

2-ой: Давайте поднимемся на крыльцо и откроем дверь.

(Ведущие уходят, на сцене появляется хозяйка дома. Картина оживает: девочка рубит капусту, вымешивает тесто, суетится, торопится закончить работу. Стук в дверь, входят крестьяне. Здороваются, кланяются).


Выступление пятой группы. Защита проекта «Жизнь крестьян». Инсценирование.


Гость 1(с поклоном): Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.

Гость 2: Крепкого здоровьица.

Гость 3: Веселья вам да радости.

Хозяйка: Добрый вечер, гости званные и желанные. Рады гостям, как добрым вестям!
Хозяин: Проходите, не тушуйтесь!  Добрый гость всегда в пору!

Хозяин: 

По обычаю, да по русскому
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт!
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.

Хозяйка: 

Приглашаем вас
Отведать чая ароматного,
Бубликов да пряников сахарных.

Хозяйка: 

Вы уж отведайте, да покушайте,
Да на нас посмотрите, послушайте!

(чай пьют, а ведущие играют с залом)

Гость 1: Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы) 
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали игры. Давайте сыграем и мы.  Попробуйте отгадать мои загадки.

Летом спит 
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Хозяйка: Молодцы! Загадки знаете. А справитесь ли вы с пословицами? Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете.

1:- Без хозяина дом – сирота.
2:- Не красна изба углами, а красна пирогами.

3:- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
4:- Вся семья вместе, так и душа на месте.

5:- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
6:- Коли в семье лад, так ненадобен и клад.
7:- Мир в семье любовью держится.



Гость 1:

Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощеч


Гость 2: Красна изба не только пирогами, но и делами.

(Гости начинают заниматься ручным трудом: вышивают, вяжут, прядут, шьют…. Во время работы девочки запевают русскую народную песню «Пошла млада за водой»)

3-ья: А не засиделись ли мы, девицы-красавицы? Станцуем?

4-ая: Отчего же не сплясать?

(исполняется русский народный танец «Березка»)

Выступление второй группы. Защита проекта «Хранительница домашнего очага»

1-ый: Вот и раскрыла нам свои тайны простая русская изба, рассказала, что любили, чем жили в старину, как создавался семейный очаг. А кто же хранил и берёг этот семейный очаг? (женщина, мама).

2-ой: С первых дней жизни ребёнок слышит мамин голос, именно от неё слышит первое пение. Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачивая люльку, она убаюкивала младенца под напевную песнь.

3-ий: Звучание колыбельной. Изображение колыбельки (слайд). На фоне колыбельной читается стихотворение.

1-ый:

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

2-ой:

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

3-ий:

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

1-ый: Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека-самого близкого, дорогого и единственного.

2-ой: Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

7 участников (читает каждый четверостишие)… Виноваты только мы…

1. Кто может быть дороже мамы?!
    Кто свет и радость нам несёт?!
    Когда больны мы и упрямы,
    Кто пожалеет и спасёт?!
2. Кто пустит по ветру невзгоды,
    Развеет страхи, грусть и стыд?!
    Кто скрасит серость непогоды,
    Стушует тяжкий груз обид?!
3. Следит за домом и бюджетом,
    Уютом, модой, чистотой
    Лихой зимой и жарким летом,
    Легко справляясь с суетой?!

4.Украсит будни вечерами,
А к празднику накроет стол!
Спасибо беспокойной маме,
Никто из нас ни сир, ни гол.


5.Непринуждённо улыбаясь,
 Заварит утром свежий чай.
 Авоськой тяжкой надрываясь,
 Спешит домой в январь и май

 

 

6.Ответственна её работа, 
Быть мамой – это сложный труд!
Ежесекундная забота -
 Её все помнят, любят, ждут.

7.Полна раздумий жизнь у мамы,
Хозяйки дома и семьи,
И потому все мамы – правы!
А виноваты всюду – МЫ!

3-ий: В школе был проведён конкурс сочинений о маме, некоторые мы сейчас для вас прочтём (читают отрывки из сочинений)

Защита проекта четвертой группы.

Звучит песня о маме: (слайды с фотографиями мам).

Ведущий: И сегодня мы хотим сказать добрые слова в адрес хранительниц очага, в адрес наших мам.

Ведущий: Стихотворение «Человек, на котором держится дом». В.Куликов

1-ый: Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней порой грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда

Человек, на котором держится дом.

Может быть, тридцать три ей,

Или семьдесят три –

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

2-ой: Очень редко, но всё же бывает больна,

И тогда всё идёт кувырком, кверху дном.

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она не фундамент, она – Человек,

Человек, на котором держится дом.

3-ий: Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

1-ый: У каждого человека есть свой дом, место, где он родился, сделал свои первые шаги, произнёс первые слова. Родной дом - это и детство в нём, и любовь и забота отца и матери.«Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.

Защита проектов об увлечениях в семье, о традициях.

Выходят все группы.

1-ый: Храни огонь родного очага

2-ой: И не позарься на костры чужие.

3-ий: Таким законом наши предки жили

4-ый: И завещали нам через века:

5-ый: Храни огонь родного очага!


Исполняется песня «Мимо текла река…» всеми учащимися.

Защита проектов завершена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!