Урок-проект. Литературная гостиная. «Храни тепло родного очага».
1.Название проекта: « Храни огонь родного очага».
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, история России, музыка, ИЗО, технология.
3.Тип проекта: межпредметный, группой, кратковременный.
4. Цель проекта: формировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
Личностные результаты:
- осмыслить социально - нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.
Метапредметные результаты:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны мира.
5: Задачи проекта:
1)Собрать информацию о жизни и традициях русских крестьян, о судьбе женщины, о традициях современной семьи, о русской избе.
2)Подготовить иллюстративный материал для проекта (фотографии, рисунки, декорации и др.); музыкальный (песни русские народные, песни о матери), литературный материал (стихотворения о маме, женщине, семье).
3)Отобрать тексты для урока-проекта (сочинения учащихся, стихотворения, документальная информация о русской избе, воспоминания крестьян о традициях).
4) Научить школьников работать над содержанием и оформлением литературной гостиной, продумать соотношение текста и интерактивного сопровождения, придумать название, отражающее тему гостиной, подготовить оригинальную форму проведения, оформление.
5) Подготовить театрализованные миниатюры, поставить танцы, отработать выразительное чтение стихотворений, продумать оформление кабинета.
6. Возраст участников проекта 5-7 кл.
7.Аннотация проекта.
Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное представление описания истории жизни и быта русского крестьянина в сопоставлении с современностью. Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников, сопоставлять её, представлять. А главное – знакомятся с историей русской культуры………
Предполагаемый продукт проекта: литературная гостиная.
Распределение обязанностей по группам:
группа: сбор информации о русской крестьянской избе, о жизни крестьян; подготовка текстового материала.
группа: сбор информации о современной семье, доме, женщине, маме; подготовка текстового материала.
группа: создание иллюстраций, декораций.
группа: подбор материала и оформление интерактивного сопровождения.
группа: подготовка театрализованных миниатюр, поставка танцев.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, музыкальное сопровождение, декорация крестьянской избы (стол, накрытый вышитой скатертью, рядом – лавки, русская печь, самотканые половики, прялка, кухонные принадлежности, ухват)
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Актуализация.
Учитель: мы проделали огромный путь, исследуя и собирая материал о жизни простого крестьянина, о его доме, о традициях и обычаях. Сегодня вам представится возможность защитить свои проекты.
II. Выступление групп. Защита проектов.
Выступление первой группы «История русской избы».
(Звучит песня «В Горнице». Транслируются слайды с полями, жизнью крестьян. Песня сменяется голосами возвращающихся с работы крестьян. На сцену выходят дети, одетые по-крестьянски. Они возвращаются после трудового дня. Садятся на лавки перед сценой).
1-ый: Ох, и тяжёлый был день сегодня, Дуня! Много накосили травы.
2-ой: Да. Поработали мы на славу! Теперь можно и отдохнуть.
3-ий: Умный сильный наш народ свою землю бережёт.
А преданья старины забывать мы не должны!
4-ой: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки.
3-ий: Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
4-ый: И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. Ведь недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше».
2-ой: Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
4-ый: Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
(На экране показыв. презентация про русскую народную избу. Ведущие сопровождают презентацию рассказом.)
3-ий: Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому.
2-ой: Подполье напоминало о жизни недоброй, нечистой силы.
3-ий: Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах».
4-ый: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая.
1-ый: А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.
2-ой: Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит.
Она накормит, обсушит и порадует душу».
3-ий: Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.
4-ый: Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Он принимал первые лучи солнца. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
2-ой: Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство.
3-ий: От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины.
2-ой: По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.
1-ый: Украшали избу не только внутри, но и снаружи. (слайды о внешнем убранстве избы).
3-ий: Спасти свои хоромы помогал солнечный конь - высшая точка дома (слайд).
2-ой: На оконных и дверных наличниках изображались обереги. Они защищали дом от дурного слова (слайд).
3-ий: Все знаки символизировали солнце, звёзды, воду, что означало «дающие жизнь всему живому на Земле».
1-ый: Мужчины занимались хозяйственными работами, женщины работали за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, но и ценные вещи.
4-ый: Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
3-ий: Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
1-ый: Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии.
2-ой: Давайте поднимемся на крыльцо и откроем дверь.
(Ведущие уходят, на сцене появляется хозяйка дома. Картина оживает: девочка рубит капусту, вымешивает тесто, суетится, торопится закончить работу. Стук в дверь, входят крестьяне. Здороваются, кланяются).
Выступление пятой группы. Защита проекта «Жизнь крестьян». Инсценирование.
Гость 1(с поклоном): Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.
Гость 2: Крепкого здоровьица.
Гость 3: Веселья вам да радости.
Хозяйка: Добрый вечер, гости званные и желанные. Рады гостям, как добрым вестям!
Хозяин: Проходите, не тушуйтесь! Добрый гость всегда в пору!
Хозяин:
По обычаю, да по русскому
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт!
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.
Хозяйка:
Приглашаем вас
Отведать чая ароматного,
Бубликов да пряников сахарных.
Хозяйка:
Вы уж отведайте, да покушайте,
Да на нас посмотрите, послушайте!
(чай пьют, а ведущие играют с залом)
Гость 1: Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали игры. Давайте сыграем и мы. Попробуйте отгадать мои загадки.
Летом спит Зимой горит Рот открывает, Что дают – глотает (печь). | Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват). | Воду дед носил с утра, Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло Держит ведра…(коромысло). |
Хозяйка: Молодцы! Загадки знаете. А справитесь ли вы с пословицами? Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете.
1:- Без хозяина дом – сирота. 2:- Не красна изба углами, а красна пирогами. 3:- Семья сильна, когда над ней крыша одна. 4:- Вся семья вместе, так и душа на месте. | 5:- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. 6:- Коли в семье лад, так ненадобен и клад. 7:- Мир в семье любовью держится. |
Гость 1:
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощеч
Гость 2: Красна изба не только пирогами, но и делами.
(Гости начинают заниматься ручным трудом: вышивают, вяжут, прядут, шьют…. Во время работы девочки запевают русскую народную песню «Пошла млада за водой»)
3-ья: А не засиделись ли мы, девицы-красавицы? Станцуем?
4-ая: Отчего же не сплясать?
(исполняется русский народный танец «Березка»)
Выступление второй группы. Защита проекта «Хранительница домашнего очага»
1-ый: Вот и раскрыла нам свои тайны простая русская изба, рассказала, что любили, чем жили в старину, как создавался семейный очаг. А кто же хранил и берёг этот семейный очаг? (женщина, мама).
2-ой: С первых дней жизни ребёнок слышит мамин голос, именно от неё слышит первое пение. Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачивая люльку, она убаюкивала младенца под напевную песнь.
3-ий: Звучание колыбельной. Изображение колыбельки (слайд). На фоне колыбельной читается стихотворение.
1-ый:
В низенькой светелке со створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
2-ой:
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
3-ий:
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
1-ый: Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека-самого близкого, дорогого и единственного.
2-ой: Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.
7 участников (читает каждый четверостишие)… Виноваты только мы…
1. Кто может быть дороже мамы?! Кто свет и радость нам несёт?! Когда больны мы и упрямы, Кто пожалеет и спасёт?! 2. Кто пустит по ветру невзгоды, Развеет страхи, грусть и стыд?! Кто скрасит серость непогоды, Стушует тяжкий груз обид?! 3. Следит за домом и бюджетом, Уютом, модой, чистотой Лихой зимой и жарким летом, Легко справляясь с суетой?! | 4.Украсит будни вечерами, А к празднику накроет стол! Спасибо беспокойной маме, Никто из нас ни сир, ни гол. 5.Непринуждённо улыбаясь, Заварит утром свежий чай. Авоськой тяжкой надрываясь, Спешит домой в январь и май | 6.Ответственна её работа, Быть мамой – это сложный труд! Ежесекундная забота - Её все помнят, любят, ждут. 7.Полна раздумий жизнь у мамы, Хозяйки дома и семьи, И потому все мамы – правы! А виноваты всюду – МЫ! |
3-ий: В школе был проведён конкурс сочинений о маме, некоторые мы сейчас для вас прочтём (читают отрывки из сочинений)
Защита проекта четвертой группы.
Звучит песня о маме: (слайды с фотографиями мам).
Ведущий: И сегодня мы хотим сказать добрые слова в адрес хранительниц очага, в адрес наших мам.
Ведущий: Стихотворение «Человек, на котором держится дом». В.Куликов
1-ый: Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порой грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть, тридцать три ей,
Или семьдесят три –
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
2-ой: Очень редко, но всё же бывает больна,
И тогда всё идёт кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она не фундамент, она – Человек,
Человек, на котором держится дом.
3-ий: Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
1-ый: У каждого человека есть свой дом, место, где он родился, сделал свои первые шаги, произнёс первые слова. Родной дом - это и детство в нём, и любовь и забота отца и матери.«Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.
Защита проектов об увлечениях в семье, о традициях.
Выходят все группы.
1-ый: Храни огонь родного очага
2-ой: И не позарься на костры чужие.
3-ий: Таким законом наши предки жили
4-ый: И завещали нам через века:
5-ый: Храни огонь родного очага!
Исполняется песня «Мимо текла река…» всеми учащимися.
Защита проектов завершена.