СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в 5 классе Путешествие в Соединённые Государства Языкознания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие - всегда увлекательное занятие. В Соединённых Государствах Языкознания можно окунуться в океан Знаний, побывать в районе Больших Синтаксических гор, столкнуться с коварством Подлежащего и Сказуемого. Но самое главное здесь - выстоять и не заразиться ошиберией.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в 5 классе Путешествие в Соединённые Государства Языкознания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Рассказовский муниципальный округ









УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

5 КЛАСС






ПУТЕШЕСТВИЕ В СОЕДИНЁННЫЕ ГОСУДАРСТВА

ЯЗЫКОЗНАНИЯ















Подготовила: учитель русского языка и

литературы

Григорьева Н.Г.










КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Путешествие в Соединённые Государства Языкознания

Цели:  - повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные сведения, полученные учащимися в 5 классе;               

           - закрепление орфографические и пунктуационные навыки; расширение словарного запаса учащихся;

          - способствовать развитию любознательности и любви к родному языку;

          - развивать познавательную активность учащихся, творческое мышление,  внимание;

          - развивать умения использовать полученные знания на практике.

Задачи:

          -развитие творческого мышления;

          -формирование интереса к предмету;

         -развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Оборудование: карта Государств Языкознания, карточки с заданиями, смайлики разных цветов, костюмы для действующих лиц.

                                                 Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель:       

Звенит звонок весёлый,

Зовёт нас на урок.

Такой порядок в школе –

Не забывай, дружок!

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подровнялись,

Тихо сели все за стол, начинаем разговор.


II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, заманчивые приключения и даже некоторые опасности.

- Итак, мы отправляемся в Соединённые Государства Языкознания. Эти Государства расположены между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. Сам материк напоминает очертания двух букв: РЯ. Догадались?

- Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все команды преодолели препятствия и никто не отстал.

- Командиры, готовы? Можно в путь!


III. Работа по теме урока. Путешествие по Государствам Языкознания.

Астролог-предсказатель

- Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам, каким будет ваше путешествие.

Козерогов ждут опасности в государстве Пунктуация.

Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе Больших Синтаксических гор.

Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести нетвёрдые знания.

Овны в государстве Словообразование должны оказать уважение всем частям слова.

Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.

Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.

Раки и Львы столкнутся с коварством Подлежащего и Сказуемого.

Девы, находясь возле озера Знаков препинания, должны тщательно проверять сложные предложения.

Весам и Скорпионам советуем изо всех сил заниматься морфологическим разбором.

Стрельцам нужно беречь силы для прохождения государства Орфография, где орфографический вирус поражает даже самых стойких опытных путешественников.

В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.

Учитель

- Значит опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, чтобы мы на ней погадали: доедем - не доедем. Где наш Знайка? Пусть погадает: знает ответ на вопрос – доедем, не знает – не доедем.

(Знайка обрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы, и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает»)

Вопросы:

- Какие твёрдые согласные не имеют мягкой пары?

- Чего боятся безударные гласные?

- Где живут буквы?

- Какие роли играет мягкий знак?

- Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?

- Какая орфограмма объединяет слова шорох, жёлтый и щётка?

- Что изучается в разделе «Фонетика»?

Учитель

- Ребята, наше путешествие начнём с полёта на самолёте. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже надо ответить на вопросы.

(Вопросы раздаются командирам, команды обсуждают их и, ответив на вопрос, получают билеты)

Вопросы:

- Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

- Какие гласные звуки вы знаете?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Расскажите правило написания Ъ и Ь.

- Как знание фонетики помогает правильно написать приставки?

Учитель

- Итак, перелёт совершён, нас встречает один из лучших экскурсоводов государства Фонетика.

Экскурсовод

- Самолёт произвёл посадку в городе Звукинске – столице государства Фонетика. В государстве живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места – Большие Йотированные озёра. Форма их соответствует буквам Е,Ё,Ю,Я, которые могут прятать звук Й в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.

Малые Шипящие озёра также очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами Ы, Ю, Я, которых так не любят шипящие Ж,Ч,Ш,Щ.

Жители государства, Звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, поэтому справиться с ними можно: осень – осенний, мороз – морозы.

Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам! Добро пожаловать в Соединённые Государства Языкознания!

Учитель

- Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус! Опять билет – за ответ.

(Обсуждение вопросов, обмен вопросов на билеты)

Вопросы:

- О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких «оканчиваются на…»?

- Для чего служит окончание?

- Как отделить окончание от основы?

- Что общего и в чём различие между приставкой и суффиксом?

- Какие морфемы могут входить в основу?

- Как убедиться, что корень в слове найден правильно?

Учитель

- Все сели? В путь! А сопровождает нас замечательный экскурсовод государства Словообразование.

Экскурсовод

- Автобус следует в столицу государства Словообразование – город Частисловск. По пути следования автобуса вы видите в окнах жителей государства: это Морфемы. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице проходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где морфемы образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка. Законы в государстве очень суровые: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни дичи, ни рыбы, ни ягод, ни грибов.

Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!

Учитель

- Ребята, дальше надо ехать на велосипедах. Чтобы получил велосипед каждый член команды, командиры должны позаботиться, чтобы любой, на кого я укажу, умел ответить на вопрос.

(Раздаются вопросы, командиры готовят команду)

Вопросы:

- Что такое лексическое значение слова?

- Назовите противоположные понятия: однозначные слова - ..?, прямое значение слова - ..?

- Подберите синонимы к словам Родина, бежать, дом, красивый.

- Что такое омонимы? Приведите примеры.

- Что такое паронимы? Приведите примеры.

- Что изучает лексикология?

- Являются ли антонимами слова: утро – вечерний, белый – чернота, рано – поздно, широко – узко? Обоснуйте свой ответ.

Учитель

- Путь в государство Лексика открыт! Несколько слов хочет нам сказать очаровательный экскурсовод государства.

Экскурсовод

- Путешествие по государству Лексика обогатит ваш лексикон, то есть ваш словарный запас. Самые уважаемые предметы в государстве – толковые словари. Жители государства никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки из всех уголков государства ежегодно собираются возле четырёх гор: Антонимов, Синонимов, Омонимов, Паронимов, чтобы выбрать мудрейших.

Учитель

- Ребята, на дороге завал! В столицу Лексиконск можно попасть только в том случае, если мы разберём завал из слов, то есть разделим слова на группы.

(На доске «завал»: ключ, лук, бор, злой, добрый, грубость, очаровательный, нежность, восхитительный, забавный, смешной.)

Учащиеся «разбирают» завал:

омонимы: ключ, бор, лук;

антонимы: злой – добрый, грубость – нежность;

синонимы: забавный – смешной, восхитительный – очаровательный.

Учитель

- Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадках с пятью крылышками. Это подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство.

Однако сначала надо ответить на вопросы.

(Раздаются вопросы, капитаны готовят команду)

Вопросы:

- Из каких частей состоит словосочетание? Приведите примеры.

- Из каких членов предложения может состоять простое предложение? Приведите примеры.

- Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.

- Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Приведите примеры.

- Чем различаются простые и сложные предложения? Приведите примеры.

- Что такое основа предложения? Приведите примеры.

Учитель

- Итак, удобнее устраивайтесь на лошадках и послушайте по дороге, что вам поведает всезнающий экскурсовод государства Синтаксис.

Экскурсовод

- Государство Синтаксис – одно из самых труднодоступных районов страны. В государстве два города спорят между собой за право называться столицей: Подлежащенск и Сказуемск. Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Второстепенных Членов Предложений можно проникнуть к озеру Знаков Препинания. Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в государстве Пунктуация и берут в плен тех, кто проникает в этот район.

Пираты

Он в плену теперь у нас –

Целый класс! Этот класс!

Мы пираты – грамотей,

Правильно писать умеем,

Наш послушайте приказ:

Если грамотно сейчас

Спишете с доски слова

Да порядок наведёте

В знаках препинания,

Вас отпустим мы тогда –

Получайте знания!

(Учащиеся записывают предложения и расставляют знаки препинания)

Предложения:

1.Осень раздевает лес студит.

2.Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах.

3.Ребята овладевайте русским языком.

4.Ветер разогнал тучи и небо прояснилось

5.Прошло жаркое лето и наступила осень.

Учитель

-Теперь мы можем продолжать путь! Нам нужны билеты на поезд, чтобы попасть в государство Морфология.

(Раздаются вопросы, которые обмениваются на билеты)

Вопросы:

- Назовите самостоятельные части речи. Приведите примеры слов разных частей речи.

- Назовите служебные части речи. Приведите примеры.

- Назовите постоянные признаки имени существительного.

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Какие три времени есть у глагола?

- Чем отличается будущее простое от будущего сложного времени?

Учитель

- Слово умнейшему экскурсоводу государства Морфология.

Экскурсовод

- Государство Морфология пользуется особой славой. Только на территории этого государства стараниями его деятельного губернатора Глагола построена железная дорога. Поезд быстро доставит вас в столицу Морфобург. Здесь гостеприимные жители сразу же покажут вам главную достопримечательность города: Музей частей речи.

Добро пожаловать в Морфобург! А через город протекает знаменитая река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на вёсла, то через некоторое время вы попадёте в столицу государства Орфография – город Грамотград.

Учитель

- Плавание на лодках – увлекательное занятие, но на пути встречаются преграды: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии.

(По мере прохождения порогов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске предложения)

Предложения:

1.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2.Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

3.Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло.

4.В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит.


IV. Рефлексия

- И вот мы в Грамотграде. Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовёт нас пройти по своим дорогам.


V. Домашнее задание

Подобрать пословицы о языке и объяснить их смысл.


Вот закончился –

Подвести нужно итог.

Пришло время оценки выставлять.

Вам желаю только пять.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!