СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме "Описание предмета. Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: "Знакомьтесь, мой друг – …" (5 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок развития речи поможет напомнить учащимся 5 классов строение текста типа описание предмета, позволит проверить степень сформированности отдельных речевых понятий, сформирует умение создавать собственные тексты подобного типа, будет способствовать развитию речи учащихся (на материале анализа текстов, работе со словарём синонимов) и мышления.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "Описание предмета. Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: "Знакомьтесь, мой друг – …" (5 класс).»

МАОУ «СОШ № 40»

Методический кабинет









Описание предмета.

Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: «Знакомьтесь, мой друг – …»

(урок русского языка, пятый класс).





Выполнила

В.Н. Кофанова,

учитель русского языка

и литературы






Старый Оскол

Тема урока: Описание предмета. Художественное и деловое описание. Подготовка к домашнему сочинению: «Знакомьтесь, мой друг – …».


Цели: 1) напомнить учащимся строение текста типа описание предмета, проверить степень сформированности отдельных речевых понятий, формировать умение создавать собственные тексты подобного типа; 2) воспитывать любовь к родному слову через произведения писателей; 3) способствовать развитию речи учащихся (на материале анализа текстов, работе со словарём синонимов), мышления.


План


I. Оргмомент: проверка готовности, выявление целей и задач работы.


II. Актуализация опорных знаний.

1) фронтальный опрос:

- Что такое речь?

- Какие условия необходимы, чтобы речевое общение состоялось?

- Какие типы речи вам известны?

- Что такое тип речи описание, (рассуждение, повествование)?

- Какие виды описания вам известны?

- Где используется художественное описание, деловое описание?

- Какой вид описания будете использовать в своей работе?

- Какие виды информации вам известны?

- Что является «новым» в тексте описания, данным?

- Какова композиция текста описания?

- Как вы думаете, в ваших работах будет только тип речи описание? Возможно ли сочетание типов речи?

2) проведение тестирования;

3) составление схемы речевой ситуации и композиционной таблицы.


III. Анализ дидактического материала, работа по предупреждению речевых ошибок, анализ синонимических рядов (записи на доске).


IV. Составление собственных текстов:

1. Анализ опорных схем (речевой ситуации и композиционного построения текста).

2. Анализ работ учащихся (выставка работ, объяснение условий оформления работы).

3. Самостоятельная работа, создание обучающимися собственных текстов.


V. Итог урока. Домашнее задание.


I. Тест



1. Речь – это:

а) звуки, произносимые человеком;

б) слова, произносимые человеком;

в) язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся в общении с другими людьми.


2. Назовите условия, необходимые для речевого общения:

а) присутствие, по крайней мере, двух человек: говорящего и слушающего;

б) наличие потребности сказать что-либо другому;

в) единый язык общения.


3. Наши высказывания зависят от того:

а) где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации;

б) от желания человека.


4. В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа:

а) описание, повествование, рассуждение;

б) научную, художественную, разговорную.


5. В описании говорится:

а) об одновременных признаках;

б) о последовательных действиях;

в) о причинах свойств или явлений.


6. В художественных описаниях предмета используются:

а) прилагательные с конкретными значениями, и существительные, и глаголы, и наречия.

б) прилагательные и существительные с отвлечённым значением;

в) сравнения;

г) переносное употребление слов.


7. В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?

а) яд, прекрасный, познакомьте;

б) переехал, простоял, восемьдесят;

в) йогурт, пояснительного, съёмки;

г) почтальон, моё, примять.


8. Какое предложение соответствует схеме: , и ? (Знаки препинания не расставлены).

а). Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья и бросал их в траву.

б). Кто-то шепчет и смеётся сквозь лазоревый туман.

в). О новом фильме много писали и мы решили его посмотреть.

г). Мы остановились на большой высоте и любовались неподвижной бирюзой водной поверхности.

II. Тексты для анализа


1А. Перед вами сочинение ученицы. Прочитайте его. Как можно избежать повторения слов в работе и оживить описание? Отредактируйте текст.

Конь был вороной масти. У коня голова была узкая, красивая, а на лбу белая звёздочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперёд, а левую поджал под себя.


1Б. Внести исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.

Один раз я увидела в подъ-

езде на коврике маленького ко-

1

тёнка. Он был весь чёрный, ни 1. Нельзя ли перестроить

одного белого пятнышка. Хво- предложения, чтобы совсем из-

  1. бавиться от слов был, было, бы-

стик у него был маленький, пу- ли или использовать их не три, а

1 один или два раза?

шистый. Глазки у него были

зелёные, большие, умные.

Рядом с котёнком находи-

лось блюдечко с молоком. Он

увидел меня, очевидно, испу-

2

гался и торопливо побрёл к ба- 2. Можно ли «торопливо

3 брести»?

тарее, забирая за собой когот- 3. Может быть, сказать за-

ками коврик. Вид у него в этот цепив?

момент был очень жалкий.


2. Ответьте на вопросы: у кошки волосы или шерсть? Ногти или когти? Кошка кушает или ест? Можно ли сказать о кошке, что она среднего роста? Внесите в данное ниже сочинение необходимые исправления.

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо.

Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит когти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпусти её или скушает.


3А. Прочитай те отрывок из рассказа А. Куприна «Ю-Ю». Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?

Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.


3Б. Прочитайте текст. Найдите в нём художественно-изобразительные средства, помогающие сделать описание ярким и образным.

Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые. Это очень красивый кот. (По Е. Чарушину)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!