СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме "ТЕКСТ и его признаки" 6 кл ( конспект урока )

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Стадия вызова.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

   

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения

 

Учащиеся определяют цель урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Стадия осмысления.

   

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

   

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

 

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

   

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о задании на самоподготовку

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.

     

 

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Текст и Основные признаки текста

Урок смыслового чтения в 6 классе

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах и в группе.

 

 

Сценарий урока

                            

  1. Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.

Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?

 

Какие задания и вопросы вы бы подобрали для учеников , если бы были учителем?  

 

 

Подберите заголовок. Расставьте предложения в логической последовательности. Разделите на абзацы

 

1)Как робкий новичок, заглянул он в залитый светом класс. 2)Наступила пора осенних дождей и холодов. 3)Мужественно сопротивлялся он злому ветру. 4) Кленовый листок  не раз слышал рассказы  ветвей об этом неприветливом времени года. 5)Казалось, он готов был ко всем испытаниям! 6)Не поддавался и упорному, надоедливому дождю. 7) Но вот расшалившийся порыв подхватил его и унёс к окнам высокой школы. 8) Ему так захотелось войти туда!

 

 (На стадии вызова следует настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. )

1) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает?

Вопросы

  • Что такое текст?
  • Что вы о нём знаете?   какие бывают тексты?
  •  как можно работать с текстом?
  • каковы признаки текста? Что объединяет предложения в текст? Как связаны предложения между собой?  Какова композиция теста? Чему подчинена она?
  1. Постановка целей и задач урока

Формулирование учащимися цели и задач урока:

  • Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?

 

Формулируйте тему сегодняшнего урока.

1) Озвучивание темы; Текст , его основные признаки.

 

2)Целеполагание .Цель :Сегодня мы рассмотрим основные признаки текста и проанализируем, как они проявляются в тексте.

Ответ учащегося : Предложения в тексте должны стоять в определённой после­довательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. .    

Работа над темой урока

ОДИН человек читает текст. ( приложение 1)

 

Задание 1.Слушание и чтение текста ( Приложение 1)

Приём «Инсерт»

Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать

«V» - я это знал(а);

«+» - я этого не знал(а) (новая информация);

«-» - я думал(а) иначе;

«?» - непонятная или недостаточная информация.

 

Задание 2 .Во время слушания текста ответьте на вопросы.

Фактологическая точность

Слайд

  • Какой процесс характерен для развития языка?
  • Можно ли избежать этого процесса  заимствований?
  • Вредит ли этот процесс языку?
  • Что приводит к речевой ошибке?

Задание 3 .«Мозговой штурм» (работа в группах)

1)Придумайте вопросы по данному тексту и задайте их своим одноклассникам.

Слайд 2) Познакомьтесь с высказываниями известных ученых о тексте:

Лев Щерба считал : «При создании текстов действуют..не только правила синтаксиса, но, что гораздо важнее, — правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы...»

«…За каждым текстом, - пишет М. Бахтин, - стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). 

Что нового мы узнали из этих цитат?

Учащиеся дают ответы как они поняли данные слова

Задание 4.Работа с текстом

Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:

(Приложение 1)

 

 

.

 РАБОТА в группах:

1-я группа. Проведите лексический анализ текста;

2-я группа. Проведите морфемный анализ;

3-я группа. Проведите морфологический анализ;

4-я группа. Проведите синтаксический анализ.

Каждой группе предлагается задание из приложения 2. Внутри группы ученики могут разбиться на пары и распределить задания между парами.На подготовку дается 15 мин, затем учитель выслушивает каждую группу и помогает ребятам выделить основные признаки текста, сделать вывод.

 

Проверка работ групп (Привожу примерные ответы учеников )

 

1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.

Опорная лексика: язык – слово –процесс заимствования – родной язык – торговые контакты, неизбежен – самобытность, лексическое заимствование , грамматич строй, законы языка,, значение, стилистическая окраска, , речевая ошибка

Образные средства языка:

Эпитеты – « нет»;  метафоры – нет,; олицетворение – нет, сравнение – «».

Термины : процесс заимствования

Разговоные слова : нынче, изрядный

Вывод : текст не худ стиля, есть термины, скорее всего  научный стиль, но есть разговорная лексика! Значит не научный, возможно, публицистический

2-я группа: Морфемный анализ

  • Суффиксы : Заимствования , особенности, развитие, контакт, словарь, строй, самобытность, внимание, значение,  (название признака, свойства, процесса);
  • Сложное слово – иноязычным, кинематография
  • глаголы н ф , настоящ времени 3 лица.
  • Прил родной.модный , обычный - суффикс Н

Вывод : нет морфем характерных для разговорной и худ речи  (уменьшительно –ласкательных или наоборот), суффиксы существительных  указывают на научный характер лексики

3-я группа: Морфологический анализ( ребята приходят к следующим результатам):

47 раз – существительное;

14 раз – прилагательное;

10 раз – местоимение;

6 раз – глагол;

14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)

Вывод – тип речи: рассуждение с элементами описания.

4-я группа: Синтаксический анализ:

В тексте используются  предложения по цели высказывания повествовательные, 4 вопросительных и одно побудительное в конце. Цель данного текста – призыв к действию.

Простое предложение употребляется 3 раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.

Вывод:В тексте используются  вопросительные предложения, сложные предложения , вводные слова, побудительное предложение  - это публицистический текст

Выводы пишем на доске

 

 

 

Рефлексия

Учитель : итак, мы проанализировали текст с точки зрения разных пластов языкового материала : лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса. Сделали выводы, о том, что все языковые средства, единицы подчиненны смысловому пространству текста.

Давайте посмотрим на цитаты лингвистов, которые мы прочитали в начале . Согласимся ли мы с ними?

Что нового вы узнали на этом уроке? – ответы учеников. Текст – это система, в которой все подчинено главной мысли.

Интерактивный приём «Микрофон»

  • С учётом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что текст –это система…

Оценивание результатов работы.

 

Дом задание 1.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный

2. Написать рассуждение  на тему : Текст – это языковая  система.

 

***

 

 

Приложение 1.

Текст 1

 

Заимствованная лексика в современном русском языке

Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Тем не менее, и к самому этому процессу, и в особенности к его результатам, иноязычным словам, носители языка часто относятся с изрядной долей подозрительности. Зачем что-то брать у других, разве нельзя обойтись средствами родного языка? Зачем нам «имидж», если есть «образ», к чему «саммит», если можно сказать «встреча в верхах»? Чем модный нынче в кинематографии «ремейк» лучше обычной «переделки»? И разве «консенсус» прочнее «согласия»?

Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами.

Лексическое заимствование обогащает язык и обычно нисколько не вредит его самобытности, потому что  при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остается присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития.

Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Часто бывает, что человек, употребляя иноязычное слово, не совсем понимает его лексическое значение. Давайте познакомимся с некоторыми заимствованными словами, недавно вошедшими в наш язык!

Словарь современных заимствований

  • Аутсорсинг – outsourcing – передача части неосновных операций сторонней организации, специализирующейся в этой сфере;
  • инаугурация – официальное (часто – торжественное) вступление в должность главы государства;
  • экстрадиция (от ex – из, вне и traditio – передача) – выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства;
  • баллотироваться – выставлять свою кандидатуру на баллотирование (фр. Ballotter от balle – шар), голосовать, решать что-либо голосованием;
  • бестселлер – bestseller – хорошо продающаяся книга;
  • брифинг – briefing – короткий инструктаж;
  • биллинг – billing – от bill – счёт, билет, система ведения счёта;

Приложение 2. Карточки для работы групп.

 

Работа 1 группы: Лексический анализ текста. ( ребята распределяют задания по парам)

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________

______________________________________________________________________

Б) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -______________________________________________________________

Метафоры -____________________________________________________________

Олицетворения - ________________________________________________________

Сравнения - ____________________________________________________________

 

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Определите значение суффиксов имен существительных._( выпишите менв существительные , выделите из суффиксы, попытайтесь определить значение суффикса, можно обратиться к словарю)__________________

_______________________________________________________________________

Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________

Есть ли в тексте  прилагательные ? сколько их ? можно ли назвать их выразительными, эмоциональными?_____________________________________________________________

Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________

_________________________________________________________________________

Д) В чем сходство употребления глаголов?_( определите форму глаголов)___________________________________

 

 

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?( сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов? Есть ли служебные части речи?)

_______________________________________________________________________

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

_______________________________________________________________________

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется _________________

Какое значение это имеет? _________________________________________________

 

 

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1_________________________________________________________________

№2__________________________________________________________________

№3_________________________________________________________________

№4__________________________________________________________________

№5__________________________________________________________________

№6__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление. Выполните тест.

 

ТЕСТ.

1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Важно понимать лексическое значение заимствованного слова.

В) Человеческие отношения запечатлелись в заимствованиях .

2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;

Д) Публицистический.

3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) состоит – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.

7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) переделка; Б) относятся; В) обогащает; Г) брать.

8. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) развития; Б) между; В) образ; Г) научный.

9. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное,

Б) предложение №2 – повеств невоскл, простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 повествовательное , невоскл., простое двусоставное, распространенное;

11. Произведите морфемный и словообразовательный  разбор слов. Укажите однокоренные слова:

Теплоизолированный, экономичная, зарумянивается, разнообразную, ежедневная,  экономия, экономист.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Стадия вызова.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

   

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения

 

Учащиеся определяют цель урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Стадия осмысления.

   

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

   

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

 

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

   

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о задании на самоподготовку

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.

     

 

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Текст и Основные признаки текста

Урок смыслового чтения в 6 классе

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах и в группе.

 

 

Сценарий урока

                            

  1. Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.

Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?

 

Какие задания и вопросы вы бы подобрали для учеников , если бы были учителем?  

 

 

Подберите заголовок. Расставьте предложения в логической последовательности. Разделите на абзацы

 

1)Как робкий новичок, заглянул он в залитый светом класс. 2)Наступила пора осенних дождей и холодов. 3)Мужественно сопротивлялся он злому ветру. 4) Кленовый листок  не раз слышал рассказы  ветвей об этом неприветливом времени года. 5)Казалось, он готов был ко всем испытаниям! 6)Не поддавался и упорному, надоедливому дождю. 7) Но вот расшалившийся порыв подхватил его и унёс к окнам высокой школы. 8) Ему так захотелось войти туда!

 

 (На стадии вызова следует настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. )

1) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает?

Вопросы

  • Что такое текст?
  • Что вы о нём знаете?   какие бывают тексты?
  •  как можно работать с текстом?
  • каковы признаки текста? Что объединяет предложения в текст? Как связаны предложения между собой?  Какова композиция теста? Чему подчинена она?
  1. Постановка целей и задач урока

Формулирование учащимися цели и задач урока:

  • Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?

 

Формулируйте тему сегодняшнего урока.

1) Озвучивание темы; Текст , его основные признаки.

 

2)Целеполагание .Цель :Сегодня мы рассмотрим основные признаки текста и проанализируем, как они проявляются в тексте.

Ответ учащегося : Предложения в тексте должны стоять в определённой после­довательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. .    

Работа над темой урока

ОДИН человек читает текст. ( приложение 1)

 

Задание 1.Слушание и чтение текста ( Приложение 1)

Приём «Инсерт»

Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать

«V» - я это знал(а);

«+» - я этого не знал(а) (новая информация);

«-» - я думал(а) иначе;

«?» - непонятная или недостаточная информация.

 

Задание 2 .Во время слушания текста ответьте на вопросы.

Фактологическая точность

Слайд

  • Какой процесс характерен для развития языка?
  • Можно ли избежать этого процесса  заимствований?
  • Вредит ли этот процесс языку?
  • Что приводит к речевой ошибке?

Задание 3 .«Мозговой штурм» (работа в группах)

1)Придумайте вопросы по данному тексту и задайте их своим одноклассникам.

Слайд 2) Познакомьтесь с высказываниями известных ученых о тексте:

Лев Щерба считал : «При создании текстов действуют..не только правила синтаксиса, но, что гораздо в

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "ТЕКСТ и его признаки" 6 кл ( конспект урока )»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Стадия вызова.

Актуализация опорных знаний и способов действий.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения


Учащиеся определяют цель урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Стадия осмысления.



Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.






Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.



Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых



Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о задании на самоподготовку

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.






9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


Основные признаки текста

Урок смыслового чтения в 6 классе

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах и в группе.





Сценарий урока

  1. Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.

Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?


Какие задания и вопросы вы бы подобрали для учеников , если бы были учителем?



Подберите заголовок. Расставьте предложения в логической последовательности. Разделите на абзацы


1)Как робкий новичок, заглянул он в залитый светом класс. 2)Наступила пора осенних дождей и холодов. 3)Мужественно сопротивлялся он злому ветру. 4) Кленовый листок  не раз слышал рассказы  ветвей об этом неприветливом времени года. 5)Казалось, он готов был ко всем испытаниям! 6)Не поддавался и упорному, надоедливому дождю. 7) Но вот расшалившийся порыв подхватил его и унёс к окнам высокой школы. 8) Ему так захотелось войти туда!


(На стадии вызова следует настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. )

1) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает?

Вопросы

  • Что такое текст?

  • Что вы о нём знаете? какие бывают тексты?

  • как можно работать с текстом?

  • каковы признаки текста? Что объединяет предложения в текст? Как связаны предложения между собой? Какова композиция теста? Чему подчинена она?

  1. Постановка целей и задач урока

Формулирование учащимися цели и задач урока:

  • Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?



Формулируйте тему сегодняшнего урока.

1) Озвучивание темы; Текст , его основные признаки.



2)Целеполагание .Цель :Сегодня мы рассмотрим основные признаки текста и проанализируем, как они проявляются в тексте.

Ответ учащегося : Предложения в тексте должны стоять в определённой после­довательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. .

Работа над темой урока

ОДИН человек читает текст. ( приложение 1)



Задание 1.Слушание и чтение текста ( Приложение 1)

Приём «Инсерт»

Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать

«V» - я это знал(а);

«+» - я этого не знал(а) (новая информация);

«-» - я думал(а) иначе;

«?» - непонятная или недостаточная информация.



Задание 2 .Во время слушания текста ответьте на вопросы.

Фактологическая точность

Слайд

  • Какой процесс характерен для развития языка?

  • Можно ли избежать этого процесса заимствований?

  • Вредит ли этот процесс языку?

  • Что приводит к речевой ошибке?

Задание 3 .«Мозговой штурм» (работа в группах)

1)Придумайте вопросы по данному тексту и задайте их своим одноклассникам.

Слайд 2) Познакомьтесь с высказываниями известных ученых о тексте:

Лев Щерба считал : «При создании текстов действуют..не только правила синтаксиса, но, что гораздо важнее, — правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы...»

«…За каждым текстом, - пишет М. Бахтин, - стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). 

Что нового мы узнали из этих цитат?

Учащиеся дают ответы как они поняли данные слова

Задание 4.Работа с текстом

Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:

(Приложение 1)





.

РАБОТА в группах:

1-я группа. Проведите лексический анализ текста;

2-я группа. Проведите морфемный анализ;

3-я группа. Проведите морфологический анализ;

4-я группа. Проведите синтаксический анализ.

Каждой группе предлагается задание из приложения 2. Внутри группы ученики могут разбиться на пары и распределить задания между парами.На подготовку дается 15 мин, затем учитель выслушивает каждую группу и помогает ребятам выделить основные признаки текста, сделать вывод.



Проверка работ групп (Привожу примерные ответы учеников )



1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.

Опорная лексика: язык – слово –процесс заимствования – родной язык – торговые контакты, неизбежен – самобытность, лексическое заимствование , грамматич строй, законы языка,, значение, стилистическая окраска, , речевая ошибка

Образные средства языка:

Эпитеты – « нет»; метафоры – нет,; олицетворение – нет, сравнение – «».

Термины : процесс заимствования

Разговоные слова : нынче, изрядный

Вывод : текст не худ стиля, есть термины, скорее всего научный стиль, но есть разговорная лексика! Значит не научный, возможно, публицистический

2-я группа: Морфемный анализ

  • Суффиксы : Заимствования , особенности, развитие, контакт, словарь, строй, самобытность, внимание, значение, (название признака, свойства, процесса);

  • Сложное слово – иноязычным, кинематография

  • глаголы н ф , настоящ времени 3 лица.

  • Прил родной.модный , обычный - суффикс Н

Вывод : нет морфем характерных для разговорной и худ речи (уменьшительно –ласкательных или наоборот), суффиксы существительных указывают на научный характер лексики

3-я группа: Морфологический анализ:

47 раз – существительное;

14 раз – прилагательное;

10 раз – местоимение;

6 раз – глагол;

14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)

Вывод – тип речи: рассуждение с элементами описания.

4-я группа: Синтаксический анализ:

В тексте используются предложения по цели высказывания повествовательные, 4 вопросительных и одно побудительное в конце. Цель данного текста – призыв к действию.

Простое предложение употребляется 3 раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.

Вывод:В тексте используются вопросительные предложения, сложные предложения , вводные слова, побудительное предложение - это публицистический текст

Выводы пишем на доске







Рефлексия

Учитель : итак, мы проанализировали текст с точки зрения разных пластов языкового материала : лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса. Сделали выводы, о том, что все языковые средства, единицы подчиненны смысловому пространству текста.

Давайте посмотрим на цитаты лингвистов, которые мы прочитали в начале . Согласимся ли мы с ними?

Что нового вы узнали на этом уроке? – ответы учеников. Текст – это система, в которой все подчинено главной мысли.

Интерактивный приём «Микрофон»

  • С учётом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что текст –это система…

Оценивание результатов работы.



Дом задание 1.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный

2. Написать рассуждение на тему : Текст – это языковая система.



***





Приложение 1.

Текст 1


Заимствованная лексика в современном русском языке

Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Тем не менее, и к самому этому процессу, и в особенности к его результатам, иноязычным словам, носители языка часто относятся с изрядной долей подозрительности. Зачем что-то брать у других, разве нельзя обойтись средствами родного языка? Зачем нам «имидж», если есть «образ», к чему «саммит», если можно сказать «встреча в верхах»? Чем модный нынче в кинематографии «ремейк» лучше обычной «переделки»? И разве «консенсус» прочнее «согласия»?

Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами.

Лексическое заимствование обогащает язык и обычно нисколько не вредит его самобытности, потому что  при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остается присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития.

Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Часто бывает, что человек, употребляя иноязычное слово, не совсем понимает его лексическое значение. Давайте познакомимся с некоторыми заимствованными словами, недавно вошедшими в наш язык!

Словарь современных заимствований

  • Аутсорсинг – outsourcing – передача части неосновных операций сторонней организации, специализирующейся в этой сфере;

  • инаугурация – официальное (часто – торжественное) вступление в должность главы государства;

  • экстрадиция (от ex – из, вне и traditio – передача) – выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства;

  • баллотироваться – выставлять свою кандидатуру на баллотирование (фр. Ballotter от balle – шар), голосовать, решать что-либо голосованием;

  • бестселлер – bestseller – хорошо продающаяся книга;

  • брифинг – briefing – короткий инструктаж;

  • биллинг – billing – от bill – счёт, билет, система ведения счёта;

Приложение 2. Карточки для работы групп.



Работа 1 группы: Лексический анализ текста. ( ребята распределяют задания по парам)

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________

______________________________________________________________________

Б) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -______________________________________________________________

Метафоры -____________________________________________________________

Олицетворения - ________________________________________________________

Сравнения - ____________________________________________________________



Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Определите значение суффиксов имен существительных._( выпишите менв существительные , выделите из суффиксы, попытайтесь определить значение суффикса, можно обратиться к словарю)__________________

_______________________________________________________________________

Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________

Есть ли в тексте прилагательные ? сколько их ? можно ли назвать их выразительными, эмоциональными?_____________________________________________________________

Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________

_________________________________________________________________________

Д) В чем сходство употребления глаголов?_( определите форму глаголов)___________________________________





Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?( сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов? Есть ли служебные части речи?)

_______________________________________________________________________

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

_______________________________________________________________________

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется _________________

Какое значение это имеет? _________________________________________________





Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1_________________________________________________________________

№2__________________________________________________________________

№3_________________________________________________________________

№4__________________________________________________________________

№5__________________________________________________________________

№6__________________________________________________________________











































Закрепление. Выполните тест.



ТЕСТ.

1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Важно понимать лексическое значение заимствованного слова.

В) Человеческие отношения запечатлелись в заимствованиях .

2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;

Д) Публицистический.

3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) состоит – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.

7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) переделка; Б) относятся; В) обогащает; Г) брать.

8. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) развития; Б) между; В) образ; Г) научный.

9. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное,

Б) предложение №2 – повеств невоскл, простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 повествовательное , невоскл., простое двусоставное, распространенное;

11. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов. Укажите однокоренные слова:

Теплоизолированный, экономичная, зарумянивается, разнообразную, ежедневная, экономия, экономист.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!