СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме "Вечные ценности". 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на подготовку к итоговому сочинению. Проводится лексический разбор понятий.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "Вечные ценности". 10 класс»

Разработка урока русского языка

по развитию речи в 10 классе.

Тема: «Вечные ценности (долг, совесть)».

Учитель русского языка и литературы 1-ой категории МАОУ СШ №5

г. Кстово Нижегородской области Ушницкая Наталья Петровна.


Цель: 1.Закрепить с учащимися такие понятия как долг и совесть. 2.Продолжить учить старшеклассников правильно и логично высказывать свою точку зрения. 3.Собирание и накопление материала к итоговому сочинению в 11 классе.


Эпиграфы к уроку.


«Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми – это твоя полная свобода.

Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья – свободы».

( В.А. Сухомлинский)

«Самый строгий судья – наша совесть».

(Народная мудрость)

«Совесть – это зритель и судья добродетели».

(Народная мудрость)



Ход урока.

Учитель. Изучая с вами, ребята, литературу с 5-ого класса, мы не раз говорили о долге, о долге героя перед самим собой, перед своими близкими и друзьями, перед своей маленькой и большой Родиной. С раннего детства человек слышит: «Ты должен!» Для ребёнка эти слова означают начало его вступления в большой круг последующих жизненных обязанностей. Первые обязанности для ребенка возникают в семье. Человек растёт, и всё больше расширяется круг его обязанностей, всё больше усложняется для него мир. Давайте подумаем, какие новые обязанности появляются у человека по мере его взросления?

Ученики говорят об обязанности учиться, о взаимоотношениях с учителями, друзьями, другими старшими людьми; о посещении кружков, секций; о бережном отношении к природе, а самое главное – это обязанность трудиться.

Учитель. Да, ребята, одной из главных обязанностей перед обществом является труд. Ещё в 6-ом классе мы с вами читали и разбирали стихотворение поэта 20-го века Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (Выразительное чтение стихотворения одним из учеников). Эта тема звучит и у других поэтов.

Пример: В. Брюсов.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова «труд!»


Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта,-

Всё счастье земли – за трудом!

С. Есенин.

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставляли хлеба на года.

Тема труда – сквозная в русской литературе. Поэты, писатели в разное время и каждый по–своему рассказывали о труде человека. Это не случайно, потому что труд – основа жизни, трудом живёт и славится человек.

Из обществознания вы знаете, что общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены этого общества непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же такое долг?

Высказывания учащихся по данному вопросу.

Учитель. Давайте, ребята, обратимся с вами к словарям и найдём в них толкование слова «долг». (Работа учащихся со словарями, затем их ответы по данному вопросу).

Учитель. Вы знаете, что бывает перед кем-то, а что значит долг перед самим собой? Что это и как это? Легко это или трудно? И задумываетесь ли вы над этим?

Высказывания учащихся.

Учитель. Ребята, мы постепенно переходим к следующему моменту в вопросе служения долгу – долгу перед людьми? Что же, как вы думаете, затрагивает это понятие?

Высказывание учащихся.

Учитель. Сейчас мы переходим с вами к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной.

Моральную ценность нашей жизни или отдельных её поступков, естественно, поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга. Согласны ли вы с этим?

Высказывание учащихся.

Учитель. Люди часто говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают сложившиеся ситуации. Мне хочется предложить вам несколько житейских ситуаций, как вы бы поступили в том или ином случае? Варианты ситуаций.

1-ая. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.

2-ая. Человеку в медицинском учреждении не оказали помощь, потому что он из другого города и у него нет медицинского страхового полюса. Как вы считаете, правильно ли поступили медики?

Учащиеся обсуждают данные ситуации и высказывают свою точку зрения.

Учитель. Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются, но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни актуальны, чтобы о них не говорили. Вы согласны с этим?

Высказывания учащихся.

Учитель. Нам, всем людям на Земле, нужен мир, поэтому наш долг защищать свою Родину. Известный русский писатель, критик XIX века А.И. Герцен писал: «…Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, она его делает, потому что она пчела, Ты исполняешь свой долг, потому что ты – человек…»

Вы знаете, ребята, что одинаковых людей не бывает. Все люди на земле разные, со своими взглядами на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие – выполняют частично, третьи – вообще нарушают. И вот тех, кто не выполняет свой долг, начинают часто мучить угрызения совести. Я подвела вас к тому, что взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы, ребята, знаете о совести?

Высказывания учащихся.

Учитель. Давайте сейчас вслушаемся в звучание этого слова – «с о в е с т ь». Как мы видим, в начале слова стоит приставка со. На что указывает нам эта приставка? ( На общность, сопричастность).

Эта приставка встречается и в других словах, назовите их. (Соболезнование, сотрудничество, сочувствие, сопричастность, согласие…).

А затем идёт корень – весть –. Это значит, что совесть подаёт нам весть, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Ещё раз внимательно посмотрите на записанное слово и скажите, как вы понимаете это слово? как его чувствуете?

Высказывания учащихся.

Учитель. О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Так Платон, древнегреческий философ (428г. до н. э - 348г. до н. э., Афины.), говорил «Совесть – понятие врождённое, которое имеет корни за пределами нашего познания ». А немецкий философ и учёный Иммануил Кант (1724г. – 1804г.) утверждал: «Человек, как существо нравственное, имеет в себе совесть от рождения».

Учёные-философы 19 века, приверженцы натуралистических взглядов утверждали, что совесть человека – это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть на определённой ступени развития человеческого общества, что она, совесть, - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.

Делаем вывод: совесть появляется тогда, когда человек сам осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. то есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения или муки под названием совесть. Давайте, ребята, с вами обратимся к толковым словарям и посмотрим, как там даётся толкование слова совесть.

Работа учащихся со словарями и высказывания по данному вопросу.

Учитель. Мы начали с вами, ребята, говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?

Высказывания учащихся.

Учитель. Народная мудрость гласит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?

Высказывания учащихся.

Учитель. Жизнь – явление сложное. В ней всё может произойти. Но к одним людям приходит покаяние, и они стараются загладить свою вину; другие же наоборот – не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести. Неумолимость таинственного внутреннего судьи – совести, выносящего свой приговор человеку, хорошо описан в литературе. Пример тому роман Ф. М. Достоевского (писателя 20 века) «Преступление и наказание». Роман состоит из 2-х частей: 1-ая часть – герой готовится и совершает своё преступление (она небольшая по объёму), 2-ая часть – это наказание (по объёму она гораздо больше). Автор показывает, как его герой Родион Раскольников переносит тяжёлые муки совести. Герой страдает, а в результате, как мы знаем, раскаивается в своём преступлении. Всегда ли мы поступаем правильно? Что нас волнует в своём поведении? За что нам бывает стыдно? В чём раскаиваемся?

Учащимся предлагаются анкеты

Вопросы анкеты.

Мог бы, но не сделал…………………………………..

Совершенно забыл о……………………………………

Виноват, но до сих пор не извинился…………………

В своём поведении мне стоит избегать………………..

Я раскаиваюсь….., постараюсь не повторять ничего подобного.

Мне бы следовало, наконец, простить…………………

Я, конечно, виноват в том, что…………………………

Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как ……………..

Чтобы исправить уже сделанное, достичь и выполнить всё намеченное, мне необходимо……………………………………………….

Учитель. В анкетах 9 вопросов, прочитав которые вы, может быть, о чём-то задумаетесь. Постарайтесь быть искренними, и это поможет вам, наверняка, в разрешение каких-то наболевших проблем.

Признание вины и последующее её осознание приводит человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, вырабатывает чувство ответственности, долга….

Поэт 20-го века Николай Рыленков так сказал:

«Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам».

А вот сейчас переходим с вами к проверке домашнего задания. Дома вам надо было найти и записать в тетради высказывания знаменитых людей о долге и совести.

Учащиеся зачитывают записанные ими дома высказывания.

Подборка высказываний знаменитых людей о долге и совести.

«Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга» (А. Смит).

«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит).

«Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе» (И. Гёте).

«Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т. Джефферсон).

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро)

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л.Н. Толстой).

«Моя совесть есть не что иное, как моё Я, ставящее себя на место оскорблённого Ты…» (Л. Фейербах).

«Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон).

Учитель. А сейчас мы с вами, ребята, подведём итог нашего урока, сделаем выводы.

Несколько учеников читают заранее подготовленные выводы.

- Быть человеком – значит жить по совести. А это значит, быть за всё в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

- Долг – дело святое.

- Жить по совести – значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.

- Долг и совесть – высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на темы: 1. Что означают для меня слова долг и совесть? 2. Долг и совесть в моём понимании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!