СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Сочинение по картине.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана для проведения уроков по развитию речи

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Сочинение по картине.»

Как написать сочинение по картине Выполнила: Тычинина О.Ю. Учитель русского языка, МБОУ «СОШ №65», г. Ижевск.

Как написать сочинение по картине

Выполнила: Тычинина О.Ю. Учитель русского языка, МБОУ «СОШ №65», г. Ижевск.

Жанры живописи Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт и портрет. 1.  Пейзаж – это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. 2.  Натюрморт – это картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – « мёртвая натура ». 3.  Портрет – это один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Жанры живописи

Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт и портрет.

1. Пейзаж – это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.

2. Натюрморт – это картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – « мёртвая натура ».

3. Портрет – это один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Пейзаж В. Поленов «Золотая осень», 1893 год

Пейзаж

В. Поленов «Золотая осень», 1893 год

Натюрморт К. Петров-Водкин «Черёмуха в стакане», 1932 год

Натюрморт

К. Петров-Водкин «Черёмуха в стакане», 1932 год

Портрет О. Кипренский портрет А. С. Пушкина, 1827 год

Портрет

О. Кипренский портрет А. С. Пушкина, 1827 год

Учебный словарь Живопись – создание художественных образов красками. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром. Колорист – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль. Облик – внешний вид, очертание света. Отблеск – сияние отражённого света. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план. Свет – поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении. Цвет – цветовой фон или окраска. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

Учебный словарь

Живопись – создание художественных образов красками.

Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.

Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.

Колорист – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.

Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.

Облик – внешний вид, очертание света.

Отблеск – сияние отражённого света.

План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Свет – поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.

Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.

Цвет – цветовой фон или окраска.

Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

Цветовой контраст Наш первый пример акцентирования цветом использует группу нюансных цветов, которая включает в себя все оттенки зеленого  от синего-зеленого до желто-зеленого. Они контрастируют с взаимодополняющим их холодным красным :

Цветовой контраст

Наш первый пример акцентирования цветом использует группу нюансных цветов, которая включает в себя все оттенки зеленого от синего-зеленого до желто-зеленого.

Они контрастируют с взаимодополняющим их холодным красным :

Колорист Колорит, в зависимости от авторской идеи художника, бывает: холодный или тёплый; тёмный или светлый; лёгкий или тяжёлый; с доминирующим цветом - красноватый, голубоватый и др.; яркий или блёклый; сдержанный (ограниченная палитра; мрачный;, тревожный; золотистый, серебристый; серый и т.д.

Колорист

Колорит, в зависимости от авторской идеи художника, бывает: холодный или тёплый; тёмный или светлый; лёгкий или тяжёлый; с доминирующим цветом - красноватый, голубоватый и др.; яркий или блёклый; сдержанный (ограниченная палитра; мрачный;, тревожный; золотистый, серебристый; серый и т.д.

Анализ картины Жанр картины. Кто и что изображены. Настроение, вызываемое этим произведением. Основные микротемы картины. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит). Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Анализ картины

  • Жанр картины.
  • Кто и что изображены.
  • Настроение, вызываемое этим произведением.
  • Основные микротемы картины.
  • Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
  • Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Подготовительные упражнения 1.Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. 2.Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём). 3.Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане. 4.Опишите ситуацию, изображённую на картине. 5.Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д. 6.Выразите своё отношение к герою, к картине 7.Опишите чувства, которые у вас вызывает картина. 8.Составьте план описания картины. 9.Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Подготовительные упражнения

1.Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.

2.Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).

3.Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.

4.Опишите ситуацию, изображённую на картине.

5.Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.

6.Выразите своё отношение к герою, к картине

7.Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.

8.Составьте план описания картины.

9.Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Часть 1 Пример сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег» Об авторе: Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) –сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, о даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния* и зодчества*. Вая́ние* - 1)Создание скульптурных изображений a.Синонимы частичн.: скульптура (как вид искусства) 2)Скульптурное изображение кого-либо или чего-либо, изваяние a.Синонимы: изваяние, скульптура Зодчество* - это искусство строить и проектировать здания.

Часть 1

Пример сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Об авторе: Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) –сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, о даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния* и зодчества*.

Вая́ние* -

1)Создание скульптурных изображений

a.Синонимы частичн.: скульптура (как вид искусства)

2)Скульптурное изображение кого-либо или чего-либо, изваяние

a.Синонимы: изваяние, скульптура

Зодчество* - это искусство строить и проектировать здания.

Пример сочинения Часть 2 Передний план: крыльцо полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом; Описание девочки: в бело-розовом платьице, в валенках; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг; Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках; Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом; Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле.

Пример сочинения

Часть 2

Передний план: крыльцо полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;

Описание девочки: в бело-розовом платьице, в валенках; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;

Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;

Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;

Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле.

Вспомогательные средства. Памятка – подсказка: I.  Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитай статью об её авторе. II.  Постарайся понять настроение, которое передал художник. III.  Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? IV.  Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план. V.  Соберите материал по картине. VI.  Помните, главное –передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. VII.  Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.  План: Первый день зимы. Радость детей. Цвет и настроение картины. Моё отношение к картине.

Вспомогательные средства.

Памятка – подсказка:

I. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитай статью об её авторе.

II. Постарайся понять настроение, которое передал художник.

III. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

IV. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

V. Соберите материал по картине.

VI. Помните, главное –передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

VII. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.

План:

  • Первый день зимы.
  • Радость детей.
  • Цвет и настроение картины.
  • Моё отношение к картине.
Часть 3 Пример сочинения Малышкиной Алёны, ученицы 3-го класса  Первые снежинки. Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег». Падает первые снежинки. Выбежали на крыльцо девочка и мальчик. Они радостно смотрят на первый снег, который покрыл землю белым ковром. Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.  Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Часть 3

Пример сочинения Малышкиной Алёны, ученицы 3-го класса

Первые снежинки.

Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег». Падает первые снежинки. Выбежали на крыльцо девочка и мальчик. Они радостно смотрят на первый снег, который покрыл землю белым ковром.

Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег.

Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.

Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом.

Снежки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов.

Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее.

Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!