СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 5 класс." Чередование букв е//и в корне слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе, начинающий тему:"Чередование гласных в корне слова."

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 5 класс." Чередование букв е//и в корне слова".»

Тема урока: «Буквы е-и в корнях с чередованием»

Цель урока – дать учащимся понятие об орфограмме е-и в корнях с чередованием.

Задачи урока:

1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы;

2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме;

3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.

Тип урока: урок-изучение нового материала

Методы и приемы: беседа, анализ языкового материала

Оборудование: карточки с заданиями разного уровня сложности; карточки с новым правилом, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил и письменные принадлежности.

Вы видите, что также на столе  вас лежат карточки. Пока мы их отложим в сторону, они пригодятся нам позже.

2. Словарно-орфографическая разминка. (7 мин)

Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме:

Подб..жали быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы

- Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?

(Гласные в корне слова.)

- Давайте вспомним, что как мы будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?

(Учащиеся повторяют алгоритм + заранее записан на доске)

Безударная гласная в корне слова:

1. Выделить корень

2. Определить тип орфограммы

проверяемая безударные гласная в корне

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.

- Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?

Беседа с учащимися:

- Какая орфограмма объединяет все эти слова?

(Безударная гласная в корне.)

- Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?

(Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, подбирали проверочное слово и применяли правило.)

- Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?

(Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)


3. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)

- Давайте откроем наши учебники на с.96 (материал для наблюдения) Поищем самостоятельно ответ на этот вопрос.

* Работа учащихся  по вопросам учебника.

* Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?

Комментарий учителя:

- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА):

Запомните дети

Вы правила эти,

А можно лишь имя одно:

ИА ведь волшебник,

ИА – не бездельник.

Принёс вам он правило.

Вот же оно!

Если есть суффикс А,

В корне И пиши всегда.

- Теперь мы можем объяснить написание нашего примера. (объяснение)

- Скажите, а какие еще корни подчиняются этому же правилу?

(Ответы детей)

Правило

Чередование букв Е //И в корне слова


-бер – бир—А

-дер – дир—А

-мер – мир—А

-пер – пир—А

-тер – тир—А

-блест – блист- А

-жег – жиг -А

-стел – стил-А

-чет – чит—А

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный

выжег – выжигать

постелить – застилать

вычет – вычитать


Искл.:сочетать, сочетание, чета



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

- Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

__________________________________________________________________

4. Закрепление.


Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

1) Работа в парах

упр. 214

Работа по 1 ученику к доске.

После того, как учащиеся справляются с заданием, учитель объясняет новое задание: - Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.)

Здравствуй, ослик ИА!

Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.


2) Задание на развитие речи.

- Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: «Мои домашние дела»

На слайде слова:

 Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

(Учащиеся составляют предложения, читают их.)

- Что общего у этих слов?

(Есть суффикс а, поэтому в корне и)

6. Вывод.

- Сегодня мы с вами изучили новое правило чередования гласных в корне слова. Расскажите его. Какие корни подчиняются данному правилу?

Оценки за урок

7. Домашнее задание.

1) пар.28,выучить правило

2) Упр. 218





























«Буквы е-и в корнях с чередованием».

Предлагаю запомнить вам орфограмму так: правило ослика ИА):


Запомните дети

Вы правила эти,

А можно лишь имя одно:

ИА ведь волшебник,

ИА – не бездельник.

Принёс вам он правило.

Вот же оно!

Если есть суффикс А,

В корне И пиши всегда.



Приложения

Приложение 1


Гласные Е – И в корнях с чередованием

Правило ослика ИА:

Есть А → пиши И


бер – бира             мер – мира   

пер – пира             стел – стила

тер – тира             блест – блиста

дер – дира             жег - жига


Приложение 2

Распределить словосочетания 

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные


Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст


Приложение 3

Прочитайте письмо Винни-Пуха, найдите в нем слова на изученную орфограмму.

Здравствуй, ослик ИА!

Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!