Тема: «Главные члены предложения»
Планируемые результаты
Предметные умения.
Обозначать главные члены предложения (графически).
Устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении.
Составлять и записывать предложения.
Метапредметные умения:
Личностные умения
Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Познавательные умения:
Активизировать и систематизировать знания о главных членах предложения.
Развивать умение находить в предложении грамматическую основу.
Использовать приобретённые знания для составления предложений.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом.
Соотносить учебные действия.
Коммуникативные умения:
Формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебной деятельности.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, слышать и быть услышанным.
Средства обучения:
1.ИКТ. Презентация по теме.
2. М/м проектор
3.Карточки - задания
Оборудование:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, плакат «Мудрая сова»;
2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
3. Рабочая тетрадь для 3 класса – авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
4. Таблица «Главные члены предложения»
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока
« Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».
- Почему сегодня у нас такой девиз?
- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
- А вы хотите стать сильнее? (Да)
- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага
I шаг II шаг
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. Мудрая сова нам будет помогать
-Откройте тетради и запишите: (выписывание образцов, работа над ошибками в дом. работе, ) (число, кл. работа)
1.Минутка чистописания:
2. Словарная работа. Запись под диктовку:
Привет, потом, коллектив, пожалуйста, завтра, вместе, здесь, аккуратный, до свидания.
3.Индивидуальная РАБОТА У ДОСКИ (2 ученика) с проверкой
деньки зубки
морозный глазки
поля гладкий
деревья здравствуй
Фронтальная работа: Работа с М/Медийным проектором (упражнение№2) Вставить буквы, объяснив написание
Пловец, стакан товарищ февраль хоккей
4. Работа над предложением: Списать, вставив пропущенные буквы:
Птицы улетают в тёплые края.
5. Создание проблемной ситуации Выявление причины затруднения и постановка цели
-Назовите грамматическую основу?
/Вызывает затруднение!!! /
III.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
1.Работа над предложением
Попробуйте прочитать предложение без первого слова (птицы); без второго (улетают).
-Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные слова).
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
-О чём в нём говорится? (О птицах)
-Задайте вопрос к слову птицы (КТО?) птицы
-Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).
-Что говорится о птицах? (улетают).
-Задайте вопрос: птицы (ЧТО ДЕЛАЮТ?) УЛЕТАЮТ
-Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? ( Сказуемое).
- Какой частью речи выражено подлежащее? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (ГЛАГОЛОМ)
-Главные члены предложения: Птицы улетают
Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль предложения, мы их называем – грамматическая основа предложения.
2. Проектирование и фиксация нового знания. Разноуровневые задания
А)Работа в Р./т с.72- 73. Упр. 122: Составить предложения по схеме:
Б) Списать с карточки по схеме:
КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧЕМ? КАКУЮ? ЧТО?
-Сравнить полученные предложения.
-Подчеркнуть главные члены предложения в каждом предложении.
ВЫВОД: Вопросы помогают правильно построить любое предложение с разным содержанием.
IV. Физкультминутка (музыкальная)
V.Первичное закрепление с проговариванием.
1. Коллективная работа
-Какой праздник приближается? (День Матери)
- Кто вспомнит пословицы о маме?
- Придумать предложение о маме.
-Запись с проговариванием, самопроверка.
Разбор предложения.
Образец рассуждения:
-Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о маме кто? мама. Это подлежащее, выражено существительным.
Мама (что делает?) …….., это сказуемое, выражено глаголом.
сущ. гл.
………. ………... ВЫВОД:………….грамматическая основа предложения
2. Работа в паре по карточке № 1
Найди и отметь, где правильно выделили главные члены предложения:
1) Вдруг налетел сильный ветер.
2) Загрохотал раскатами гром.
Хлынул проливной дождь.
VI.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1.Работа по учебнику с. 89. Упр. 146 –устно (составить предложения со словами. Сравнить участников покупок. Что общего и различного?
сущ. гл..
…………. …….. ………..
2. М/Медийный проектор Рус яз – ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТРЕНАЖЁР (контроль знаний по теме: Главные члены предложения)
3. Работа в группе по карточке №2:
Свежий ветерок гонит пожелтевшие листья.
VII.Рефлексия учебной деятельности.
Итак, сегодня мы выяснили, …
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)
- Как подчёркивается? (Одной чертой)
- Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)
- Как подчёркивается? (Двумя чертами)
VIII.Самооценка.
Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
-Сегодня на уроке мы узнали…
-Мне было интересно…
-Вызвало затруднение…
- Мы сделали ещё один шаг на пути изучения русского языка.
IX.Домашнее задание: с. 89, упр. 147, пр., словарные слова
X.Рефлексия Как вы думаете, Мудрая сова довольна нашей работой?
«Выбери смайлик, характеризующий твоё отношение к уроку»
Спасибо за урок!
6