3. | Предварительная работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок. | 1).Орфографическая подготовка. Поработаем над правописанием выделенных слов: В лесу, стоял, большой, пень, поклонилась, пошла, мешочек, побрёл, возгордился, говорит, осенней, молодую, листочки, золотые. 2).Произвести синтаксический разбор предложений, объяснить постановку знаков препинания. Рассердился старый пень и ну кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!». | |
5. | Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Пень». 1). Повторение сведений об авторе рассказа В.П.Катаеве. 2). Первичное чтение текста рассказа (упр. №137, стр.58) 3). Осмысление текста. 4). Чтение текста учащимися. 5). Словарно-лексическая работа. 6). Выделение микротем и составление плана 7).Составление сжатого пересказа сказки. | -Дома вы готовили сообщения о писателе В.П.Катаеве. (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Пень".) - Сейчас проведём биографическую тест-викторину, чтобы вспомнить основные моменты из жизни и творчества писателя. - На листочках, которые лежат перед вами, с помощью цвета вы обозначаете правильный ответ. Если вы согласны с утверждением, то закрашиваете кружочек красным цветом, если не согласны – зелёным. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником - Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом. - О чем этот рассказ, т.е. его тема? - Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? - Как бы вы назвали этот рассказ? - Какое название отражает в большей степени основную мысль? - Какое слово в этом тексте является важным? -Как вы понимаете значение этого слова? - Подберите синонимы к слову гордость. -Текст делится на абзацы - микротемы. На доске карточка: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста. - Разделите текст на части, озаглавьте их. Вывод: В плане столько пунктов, сколько микротем. - Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. -Назовите приемы сжатия текста. I часть. Грибники вокруг старого пня. -Прочитайте 1 часть. -Какой пень стоял в лесу? -Какие люди приходили в лес? Зачитайте. -Скажите кратко. -Что мы сделали? -Какой прием сжатия здесь использовали? - Назовите опорные слова. II часть. Старый пень возгордился. -Прочитайте 2 часть. -Что значит «возгордиться»? -Что сказал пень деревьям? -Почему деревья должны ему кланяться? -Вся ли информация важна для раскрытия темы? -Какой прием сжатия здесь можно использовать? -Замените прямую речь косвенной. - Назовите опорные слова. III часть. Молчание деревьев. -Прочитайте 3 часть. -Почему деревья не кланялись пню? Как об это говорит автор? -Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить? - Какой прием сжатия мы использовали? - Назовите опорные слова. IV часть. "Я ваш царь!" -Прочитайте 4 часть. -Почему разозлился старый пень? -Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? - Назовите опорные слова. V часть. " Ничего ты не царь". -Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? -Кто прилетел на молодую берёзу? -Что она прощебетала пню? Прочитайте. - Выберите ключевые фразы из последней части. - Какой прием сжатия мы использовали? - Назовите опорные слова. | Учащихся выполняют биографическую тест-викторину. В.Катаев родился в городе Одесса. (+) Он учился в гимназии. (+) У него был младший брат Виталий. (-) Сначала он писал рассказы, а потом стихи. (-) Первое стихотворение он написал в 13 лет. (+) В стихах писал только о море. (-) Катаев трижды был на войне. (+) Он работал военным корреспондентом газеты «Правда». (+) Писал о героизме наших людей. (+) Потом он писал и сказки. (+) (учащиеся называют признаки текста) Признаки текста. 1.Предложения связаны по смыслу 2.Можно выделить тему 3. Имеет заголовок (название) (осуждение гордого пня) "Старый пень" "Гордый пень" "Ты не царь" Гордость. & Работа с толковым словарём. Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. Гордость, зазнайство, высокомерие. Работа в группах. (Учащиеся читают каждую часть и дают ей название). Коллективное обсуждение составленных планов. Запись примерного плана в тетради. План 1. Грибники вокруг старого пня. 2.Старый пень возгордился. 3.Молчание деревьев 4."Я ваш царь!" 5." Ничего ты не царь" На доске карточка. Приёмы сжатия: обобщение исключение упрощение В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Мы объединили 1 и 2 абзац. Обобщение. Запись на доске: В лесу, большой, приходили, кланялись. & Работа с толковым словарём. Возгордиться - стать гордым, хвастаться. Даже люди ему кланяются. Он в лесу самый главный. Можно убрать повторяющуюся информацию. Исключение. Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. И вы тоже кланяйтесь. Запись на доске: Возгордился, деревьям, кланяйтесь. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Его можно сделать покороче. Упрощение. Запись на доске: Гордой, осенней, красоте. Деревья ему не кланялись. Да, важен. Нужно заменить прямую речь косвенной. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь. Запись на доске: Рассердился Главная. Маленькая быстрая синичка. Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят. Упрощение Запись на доске: Прилетела, обыкновенный, ищут, опёнки. |