Конспект урока
Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных.
База данных
Класс: 9
Вид урока: закрепление изученного материала
Тип урока: интегрированный (русский язык и информатика)
Методы обучения: беседа, работа с текстом, смысловое чтение, работа с компьютером (создание базы данных).
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование урока: компьютеры, экран, проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием, распечатки текстов, видеофрагмент.
Цель урока:
- систематизация знаний по темам «Сложноподчинённое предложение» и «Создание и заполнение базы данных»;
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения определять типы придаточных СПП и развивать пунктуационные навыки;
- формировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников и представлять её в виде базы данных.
Развивающие:
- развивать навыки парной и групповой работы;
-развивать навыки и способности критического мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умения анализировать языковой материал и процесс собственной учебной деятельности);
-формировать умения слушать и вступать в диалог;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к родному языку;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Сегодня особенный урок – интегрированный. Давайте поприветствуем гостей. На нашем уроке присутствуют родители и учителя.
Актуализация знаний
Слайд 1: Цитата «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»
А.И.Куприн
Вопрос: Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)
Слайд 2: схемы сложных предложений
![](https://fhd.multiurok.ru/a/b/6/ab6ad1aaf1e337be56cb6c7b6b7714fc8c3c308f/phpj8BwrZ_Prilozhenie-1.1.2-Integrirovannyj-urok_5_1.png)
Вопрос: О чем мы сегодня будем говорить? (тема урока)
Слайд 3: Тема «Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных. База данных»
Вопрос: Какова цель нашего урока? (ответы учащихся)
обобщение сведений о СПП с разными видами придаточных;
создание БД по данной теме;
формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Записываем число, Классная работа, тема урока (учитель пишет на доске: СПП с разными видами придаточных. БД.)
Повторение и закрепление изученного материала
Слайд 4: Задание 1 (на карточке) Записать предложения, расставив в них знаки препинания. Построить схемы данных предложений.
Карточка 1
Чтобы не заблудиться я решил вернуться на тропинку.
Недаром говорится что дело мастера боится.
Гора на которую мы поднялись с другой стороны оказалась отвесной.
(Ответы учащихся.)
Слайд 5: Проверь.
![](https://fhd.multiurok.ru/a/b/6/ab6ad1aaf1e337be56cb6c7b6b7714fc8c3c308f/phpj8BwrZ_Prilozhenie-1.1.2-Integrirovannyj-urok_5_2.png)
Практическая работа
В авторской статье, посвященной интернету, написано:
«Бог Интернета – это краткость и доступность мысли. В жертву ему можно приносить всё – точность, красоту, стиль.
В жизни мы используем два языка: сложный письменный и простой устный.
Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.»
(автор: justsoblogger)
В задании 2 попробуйте собрать воедино материал учебников русского языка, информатики и Интернета.
Слайд 7: Задание 2
Инструкция по выполнению работы (у каждого компьютера):
Создать БД «Виды обстоятельственных придаточных в СПП»,
используя материалы учебника (§ 8) и сети Интернет
В программе MS Access создать структуру БД в режиме конструктора.
БД содержит поля: вид придаточного, вопросы, к чему присоединяется, чем присоединяется, указательное слово, место придаточного, пример.
Все поля имеют тип ТЕКСТОВЫЙ,
Определить первичный ключ таблицы.
Заполнить БД (примеры можно скопировать из файла «Предложения для БД»).
(работа за компьютером в парах)
Проверка по вопросам учителя:
К каким видам придаточных вы не подобрали примера?
В каких видах придаточных вы затруднились подобрать примеры?
Проверим.
Сколько видов придаточных вы отметили в БД?
Кто нашел ещё один вид? Какой?
Работа с текстом
Готовясь к экзаменам, мы используем разную информацию. Сегодня я предлагаю вам один из приемов работы с текстом. Он называется «Смысловое чтение»
Задание 3. В тетради начертите таблицу (слайд 8)
![](https://fhd.multiurok.ru/a/b/6/ab6ad1aaf1e337be56cb6c7b6b7714fc8c3c308f/phpj8BwrZ_Prilozhenie-1.1.2-Integrirovannyj-urok_5_3.png)
Посмотрите на слайд (слайд 9).
![](https://fhd.multiurok.ru/a/b/6/ab6ad1aaf1e337be56cb6c7b6b7714fc8c3c308f/phpj8BwrZ_Prilozhenie-1.1.2-Integrirovannyj-urok_5_4.png)
С какими суждениями вы согласны, а с какими нет. Отметьте знаками + или – в левом столбике таблицы «До чтения»
Прочитайте текст (карточка):
Интернет - «прекрасно» это или «ужасно»?
Однажды я разговорилась со знакомым программистом о том, что изобретена гениальная штука – Всемирная информационная сеть. С её помощью все знания человечества стали доступны каждому.
В то же время любой человек, когда он пользуется компьютерной сетью, становится доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников.
После появления языка и изобретения книги Интернет стал важным событием в истории человеческой культуры. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более 20 тысяч человек. Это было общение в пределах города. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до территории страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования в пространстве – земной шар.
Так что же получается? Интернет – во благо или во зло? Каждый решает сам…
(Отрывок из Тотального диктанта 2013 г. Дина Рубина)
Проверьте по тексту, какие суждения верные, а какие – нет. Отметьте знаками + или – в правом столбике таблицы «После чтения»
Слайд 10: проверка
![](https://fhd.multiurok.ru/a/b/6/ab6ad1aaf1e337be56cb6c7b6b7714fc8c3c308f/phpj8BwrZ_Prilozhenie-1.1.2-Integrirovannyj-urok_5_5.png)
Поднимите руки те, у кого все ответы правильные. Кто ошибся?
Делаем выводы (мнения учеников)
Слайд 11: Запомни!
Читать любой текст надо внимательно, осознанно, вдумываясь в смысл.
Чтобы не попасть в «ловушку», не принять ложную информацию за истину, проверяй факты, даты, имена, суждения.
Итоги урока
Слайд 12
Интернет постоянно увеличивает влияние на современный русский язык.
Меняются привычные всем нормы, а язык все равно развивается. Ему все равно, что о нём и на нём говорят…
«Язык двигается к точности и выразительности через простоту и экономию»
(из статьи «Современный русский язык и Интернет»)
Предлагаем посмотреть видеофрагмент из передачи Россия1. Вести-Москва с Михаилом Зеленским. Эфир от 09.11.2015 (19.30) http://russia.tv/video/show/brand_id/58643/episode_id/1245367/video_id/1402203/
Рефлексия
Вопросы для учащихся:
Считаете ли вы полезным сегодняшний интегрированный урок? Почему?
Что вам показалось интереснее всего?
Узнали ли Вы что-либо новое на этом уроке?
Вопросы для родителей:
Считаете ли вы полезным сегодняшний интегрированный урок? Почему?
Узнали ли Вы что-либо новое на этом уроке?
Вопросы для учителей:
Считаете ли вы полезным сегодняшний интегрированный урок? Почему?
Что вам показалось интереснее всего?
Считаете ли Вы, что подобный урок мотивирует умственную деятельность учащихся?
Спасибо за урок.