СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Значение частиц" ( обобщение и систематизация) 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Значение частиц". Использован опорный конспект для лучшего усвоения знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Значение частиц" ( обобщение и систематизация) 7 класс»

Урок русского языка

Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Сосновская СОШ»


Тема : «Значения частиц»

Класс : 7 класс

Тип урока : обобщения и систематизации материала

Цель урока:

- систематизировать знания о частицах;

- углубить знания о частицах;

= формировать умение находить частицы в тексте

Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее грамматическое значение, морфологические признаки 
и синтаксическую роль частиц; уметь находить частицы в тексте, определять их роль в предложении. 
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации и ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию


Методы и формы обучения:создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер




Ход урока:


  1. Оргмомент. Психологический настрой.

Кинезиологические упражнения.


  1. Актуализация знаний.

Диктант «По следам ошибок»

Раполагаться, изложение, прикосновение , прорасти, вымокнуть, обскакать, аттестат, президент, коляска, в заключение выступления, вследствие болезни,

из-под лавки, причудливое облако, подвезти на машине, настежь.

- Назовите функции частиц : формообразующие, смысловые, отрицательные.

Запишите предложения:

1 Вот моя деревня, вот мой дом родной!

2 Как воздух чист!

3 Ведь завтра только шестое марта.

4.Вряд ли ты пойдешь в цирк.

5. Как раз он мне и нужен.

6.Лишь только вечер затеплится синий.

7. Даже я засомневался.

-Ребята, найдите в предложениях частицы. К какому разряду вы их отнесете?


- Смысловые.

- А для чего нужны смысловые частицы?

- Для придания оттенков в речи.

- Попробуем определить : какие оттенки придают частицы в каждом предложении.

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока ?

- Значения частиц. Совместно определяем цели.


3. Выявление места  и причины затруднения:

Обратимся к нашим предложениям . Смогли ли мы с вами определить все значения частиц.

- Нет.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


- Предлагаю вам обратиться к § 152 и опорному материалу:



После изучения материала возвращаемся к предложениям и указываем значения тех частиц, которые не смогли определить.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7. Закрепление: упр.417, 419, 421 (устно)

8. Самостоятельная работа .Тест.

9. Рефлексия.

10 Домашняя работа. Упр. 418


Приложение ( можно дать только выборочно)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ЧАСТИЦА" 

7 КЛАСС



1. Частица как часть речи

1) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного  

2) обозначает признак предмета

3) отвечает на вопросы кто? что?

4) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола

 

2. Укажите формообразующую частицу:

1) ни звука

2) придумал бы

3) не дождался

4) что за прелесть

 

3. Укажите предложение с формообразующей частицей:

1) На полянке не было ни души.

2) Пусть никогда не будет войны.

3) Что за утро!

4) Где же он может быть?  

 

4. Укажите дефисное написание слова:

1) Я(же) охоту не любил, а часто просиживал на берегу озера с удочкой.

2) Вряд(ли) сегодня будет хорошая погода.

3) (То) не ветер ветку клонит.

4) Сделал(то) он быстро, да все неправильно.

 

5. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:  

1)  Хочу стать таким же свободным, как птица.

2) Только один дуб не хотел подчиняться обаянию весны.

3) Было темно, но я различал деревья, людей и даже воду.

4) Вот и солнце встает!

 

6. Укажите предложение с отрицательной частицей:

1) Давайте восклицать, друг другом восхищаться !

2) Это как раз то, что мне нужно.

3) Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь.

4) Разве так настоящие моряки поступают?

 

7. Укажите предложение с частицей НЕ:

1) Как н... старался, не мог выполнить задания.

2) Куда н... посмотрю, всюду радостные лица.

3) За что н... возьмется, все у него получается.

4) Нас н... может не волновать красота бушующего моря.

1. Укажите частицу. 

1) только
2) также 
3) вследствие
4) если

2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но и другой частью речи.

1) разве
2) именно
3) пускай
4) вот 

3. Укажите формообразующую частицу.

1) ведь
2) только
3) бы
4) разве

4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 

1) Приходилось много заниматься, ДА и в отряде хватало работы.(Рыбаков А.)
2) В доме тишина. Только тикают стенные часы ДА жужжит муха на окне.(Рыбаков А.) 
3) Слышно было лишь дыхание людей ДА успокоительно-мерное тиканье приборов. (Платов Л.) 
4) От звезды до звезды, от весны до весны ДА не грянет беды – ДА не будет войны! (Башунов В.) 

5. Укажите модальную частицу, выражающую усиление.

1) что за
2) а вон
3) вряд ли
4) всё-таки

6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.

1) ли
2) едва ли 
3) что за 
4) не

7. Укажите модальную частицу, выражающую выделение, ограничение.

1) исключительно 
2) вот
3) ли
4) как

8. Найдите указательную частицу.

1) лишь
2) уж
3) это
4) почти

9. В каком предложении ВСЁ не является усилительной частицей?

1) Солнце поднималось ВСЁ выше. (Рыбаков А.)
2) Кортик был ВСЁ такой же, с побуревшей рукояткой и бронзовой змейкой. (Рыбаков А.)
3) В верхнем этаже послышался топот, и опять ВСЁ стихло. (Рыбаков А.)
4) А эшелон ВСЁ стоял на станции Низковка. (Рыбаков А.)

10. В каком предложении нет частицы? 

1) Если Генка не знает, пусть не говорит. (Рыбаков А.) 
2) Клуб состоял из одного только зрительного зала. (Рыбаков А.) 
3) В марте 1945 года почти вся бригада торпедных катеров сосредоточилась в районе Клайпеды. (Платов Л.) 
4) Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. (Грин А.) 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!