СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Значение частиц" (урок повторения) 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок повторения по теме . Соответствует ФГОС. Тест, который предлагается ученикам, частично используется на уроке, а часть дается на дом, т.к. он достаточно объемный для урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Значение частиц" (урок повторения) 7 класс»

Значение частиц (урок третий)

урок русского языка

Автор:Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Сосновская СОШ»

Класс : 7 класс

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Цель урока:

  1. повторить и обобщить теоретические знания по теме «Частица», вырабатывать навык правописания частиц;

  2. развивать навык орфографической зоркости, речь, память, внимание;

  3. воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания о частицах;

  • развивающие: способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге и т.д.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, любовь к русскому языку

  • Планируемые результаты освоения материала:

  • Предметные : Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; определять основную и второстепенную информацию свободно ориентироваться в учебном материале.

  • Метапредметные: Формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

  • Личностные: Задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него;

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Блиц-опрос

    1. Частица – это..( (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение

    2. Частицы самый, более, менее служат ( для образования сравнительной степени прилагательных и наречий)

    3. Частицы то, как, де, таки пишутся (через лефис)

    4. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …?(смысловыми)

    5. Частицы да, давай(те),пусть, пускай служат …(для образования форм повелительного наклонения глаголов)

    6. Каков смысл предложения, если в нем две частицы НЕ…?(положительный)

    7. Частица бы образует …( условное наклонение глагола)



  • 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Упр. 440 Запишите, раскрывая скобки и комментируя свои решения.

Кто (не, ни) проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не, ни) бранивался? Что такое станционный смотритель ? Покою (не, ни) днём, (не,ни)ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода (не, ни) сносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади (не,ни)везут – а виноват смотритель.

- Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Значение частиц НЕ и НИ).

- Определите задачи урока.

- А теперь обратимся к упр. 436.

Прочитайте устойчивы сочетания слов . Объясните их значение, подберите к ним синонимы, используя материал для справки. Запомните их правописание.

Во что бы то ни стало,

как ни в чём не бывало,

откуда ни возьмись,

как бы то ни было.

Для справки: несмотря ни на что, вопреки всему, непременно,обязательно; словно ничего не случилось; внезапно, неожиданно.

- Придумайте предложения с этими устойчивыми словосочетаниями.

Помните:

- едва ли не, чуть ли не = почти (частицу не выпустить нельзя – смысл предложения меняется;

- пока не – некоторое время ( НЕ выпустить можно);

Не кто иной, как = просто, только, именно

Не что иное, как = просто, только, именно

Вместо слова иной можно сказать другой

Отличай:

не кто иной, как и никто иной, кроме.( Никто иной, кроме тебя, не мог так написать)

Не что иное, как и ничто иное, кроме ( Ничто иное, кроме футбола, не интересовало Колю)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Вставь НЕ или НИ, напиши слитно или раздельно:

    1. А теперь н.. туда, н..сюда, стой среди чистого поля. 2. У этого злодея нет н..страха, н..стыда. Я н..разу н..был на море. 3. Мы н..мало н..удивились , узнав, что завтра будет диктант. 4. Мы н… раз выигрывали соревнования.5. Мне н..за что на вас сердиться 6. Я н…мог н..ответить на полученное письмо. 7. Кого н…спрашивал учитель, все отвечали отлично. 8. Ты н…чему н…удивлялся. 9.Это был н..кто иной, как мой дядя.

6) Контроль усвоения ( решаем с вопроса1 по 4, затем проверка; остальные даются на дом):

Тест

Вопрос 1

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) До берега далеко, ни один пловец не доберется.

Б) Я ни разу не видел, как вы делаете фокусы.

В) Я не мог не ответить на полученное письмо.

Г) Он всем оказывал помощь, кто бы к нему ни обращался.

Вопрос 2

В каком словосочетании на месте пропуска везде пишется Е?

А) н.. в чем н.. сомневался

Б) н.. мог н.. согласиться

В) н..сколько н.. устал

Г) н..где н.. побывал

Вопрос 3

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) Внизу была безлюдная степь: н.. хутора, н.. живой души.

Б) Н.. верьте словам – верьте только делам.

В) Куда бы мы н.. обращались, везде нам помогли.

Г) В классе не было н.. одного человека.

Вопрос 4

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) Ночь проходит; нет дороги н.. вперед, н.. назад.

Б) Кого н.. спрашивал учитель, все отлично отвечали.

В) Отец обещал во что бы то н.. стало взять меня с собой.

Г) Он н.. мог не согласиться с мнением друзей.

Вопрос 5

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) С тех пор нам были уже не опасны н.. зверь, н.. птица.

Б) Н.. одного мгновения не хочется терять.

В) Где я только н.. побывал за этот месяц!

Г) Он всё делает хорошо, что ему н.. поручи.



Вопрос 6

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) На ясном небе не было н.. облачка.

Б) Сколько н.. смотри на море, оно никогда не надоест.

В) В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.

Г) В этот весенний день грустить н.. хотелось.

Вопрос 7

В каком словосочетании на месте  пропуска везде пишется Е?

А) н...чему н... удивлялся

Б) н... у кого н... спросил

В) н.. мог н.. сказать

Г) н... разу н... побывал

Вопрос 8

В каком словосочетании на месте пропуска везде пишется Е?

А) н.. мог н.. отдохнуть

Б) н..чуть н.. интересный

В) н..когда н.. говорил

Г) как н.. в чем н.. бывало

Вопрос 9

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) Говор воды не умолкает н.. днём н.. ночью.

Б) Это был н.. кто иной, как мой дядя.

В) Н.. разу я не был в туманном краю.

Г) Куда н.. оглянусь, повсюду рожь густая.

Вопрос 10

В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

А) Все эти дни я н.. разу не отступил от своей системы.

Б) Кто н.. занимается спортом, не поймет вкуса победы.

В) Что бы он н.. делал, все у него получалось хорошо.

Г) Куда н.. заезжали мы, везде нам были рады.

  • Ответы: 1В) , 2Б), 3Б), 4Г), 5В), 6Г), 7В), 8А), 9Б) 10Б)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Закочить тест с вопроса 5 по 10.

8) Рефлексия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!