СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Вопросы наречий, значения наречий"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Предмет: русский язык.

Класс: 4 г

Дата проведения: 21.04.2022 г.

Тема урока: «Вопросы наречий»

Цель: формирование умения находить наречия, ставить вопросы к ним, определять их значение.

Задачи урока:

Предметные:

Формирование умения распознавать наречия среди других частей речи, ставить вопросы к ним, определять их значение, употреблять и правильно писать их .

Планируемые результаты.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

- уметь оформлять свои мысли в письменной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся - работать в парах; в группах - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

технология проблемного обучения;

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ – технологии;

технология сотрудничества.


План урока


Этапы урока. Цель этапа

Время

1

Организационный этап урока.

Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного мышления, внимания, памяти, наблюдательности

2 мин

2

Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

2 мин

3

Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Репродуктивно – поисковый этап урока

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений;

5 мин

4

Пробное учебное действие в парах

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений; фиксация способа действия с помощью опорного сигнала, и преодоления трудностей. Развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

развитие и воспитание навыков учебного труда;

7 мин


Валеологическая пауза

1 мин

5

Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи.

Работа в группах

Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «значение наречий», организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы

8 мин

6

Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний

Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности


10 мин

7

Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха


5 мин




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса -2 мин


Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда –за работу!

Удачи желаю всем вам!

Откроем тетрадку,

Проверим посадку.

Открыли тетради, записываем число.

(дежурные говорят дату и день недели)


2. Мотивация

Китайская пословица:

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».


3. Актуализация знаний. -5 мин



1. Минутка чистописания

а, н, р, и, ч, е

Запишите эти буквы

Какое задание можно сделать?

1.Собрать слово

2.составить сочетания гласных и согласных

Сколько их можно составить?

Давайте проверим, запишем сочетания, соблюдая правильное соединение букв.

Зачем нужна минутка чистописания?

Взаимопроверка и занесите результат в оценочный лист.  

Почему взяла слово наречие?

Какая же тема урока у нас?

Это первый урок ?

Возьмите карточку 1

Ответьте на вопросы:

Что такое наречие?

На какие вопросы отвечает?

С какой частью речи употребляются?

В предложении каким членом являются?

Фронтальная проверка

Галя читает 1 вопрос.

Артём – ответ.

Игорь -2 вопрос.

Кристина ответ.

Влад -3вопрос.

Света –ответ

Стёпа -4 вопрос.

Настя –ответ.

Самооценивание.

Заносим результат в оценочный лист.


а, н, р, и, ч,е



наречие


6 с гласными и 6 согласными









Наречие.

нет









неизменяемая

часть речи

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как? Каким образом?

Насколько? В какой степени?

глагол и прилагательное

задаём вопросы

4.Словарная работа

Постановка проблемы -7 мин

Слайд.

Х.р.шо, в.сёлый, х.рошенький, в.селье, медлительный, вес.ло, медленно, неожиданно, неожидает, горячий, медлит горячо.


Составьте задания с этими словами?

1.разделить слова на группы по частям речи

2.выделить группы однокоренных слов

Давайте выполним задание , которое предложила Света.

Самопроверка (слайд).

Внести в оценочный лист.

Всё ли мы знаем о наречии.

Составьте задание для выписанных наречий.

Можно разделить на группы.

Поставьте к этим наречиям вопрос

Что их объединяет?



Они отвечают на один вопрос, значит, имеют одно значение, так?

Например на какие?

Значит и наречия имеют другие значения?

Тема урока: «Вопросы наречий»

Цель :

Уметь определять значения наречий по вопросам.

Давайте всё это выясним.









Можно выписать наречия,

так как мы изучаем тему «наречие»

Всё

Задать вопрос

Как?

Отвечают на один и тот же вопрос

да





А наречия отвечают и на другие вопросы?

Куда?

Откуда?

Насколько?

да

5.Работа по теме урока Работа в парах. -8мин

К-2 работа в парах.

Придумайте задание.

Иду (…) сверху, закончу (…)завтра пою (…) громко, горячий (…) очень, шли (…) долго, свернула (…) вправо, сильные (…) очень,

глубокие (…) очень, чувствуется (…) повсюду.

Выполните его.

Взаимопроверка. (слайд)

Одинаковые вопросы поставили?

Почему?




Что можем сказать?




Разные вопросы следовательно наречия имеют разные значения.

Давайте разделим наречия по вопросам.

Слайд

1) Место действия: Где? Куда? Откуда?

Например: справа, издалека, налево.

2) Время действия: Когда?

Например: вчера, сегодня, завтра.

3) Образ действия: Как? Каким образом?

Например: громко, тихо, вброд.

 Когда наречия поясняют прилагательные, они обозначают степень качества 

4) Степень качества: Насколько? В какой степени?

Например: очень, слишком.  

Сравним наш вывод с информацией в учебнике с учебником

С.125



Вставить вопрос.







Нет

Потому что наречия употребляются с глаголом и прилагательным

Значит могут иметь разные значения

Физминутка -1мин

  Нам с тобой 
Пришёл черед 
Сыграть в игру "Наоборот". 
Скажу я слово ВЫСОКО, 
А ты ответишь: (НИЗКО). 
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова?

















Антонимы)

6.Закрепление

8 мин

Работа в группах

Составить предложения, употребив наречия,

обозначающие

Группы:

1.места действия 2.образ действия.

3.время действия4.степень качества.

5.места действия 6.образ действия.

7.время действия8.степень качества.

От группы 1 человек защищает, читает предложение.

Вы в начале урока сказали, что всё знаете про наречие. Так ли это.

Что узнали?

1) Место действия: Где? Куда? Откуда?

2) Время действия: Когда?


3) Способ (образ действия): Как? Каким образом?

4) Степень качества: Насколько? В какой степени?
















Что наречия делятся на группы по значению

7. Творческая работа -10 мин

За чем нужны наречия в речи?

Речь была более точной, высказывать более точно свои мысли.

Вам дан текст без наречий. Дополните его наречиями и запишите.

Карточка 3 Творческое задание

О , ветрах, дующих на озере Байкал, ходят легенды. Рассказывают, что шелонник приносит тёплую погоду. Вот вроде уже наступила настоящая зима, а задувший с юго-востока шелонник напоминает о том, что ещё осень.

Самопроверка.

Заносим в лист оценивания






8.Рефлексия -3мин

К-4 Заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.

Идти черепашьим шагом- медленно

Кот наплакал – мало

Как по маслу- отлично

Рукой подать – близко

Яблоку негде упасть –много.

Во всю прыть –быстро

Засучив рукава –хорошо

Не покладая рук –отлично

Из рук вон   – плохо

Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает как вы работали на уроке, обратите внимание на ваши + в листе «Самоанализ»

Сегодня я понял …

Было интересно …

Теперь я могу …

Я смог …

Сегодня учились мы старательно

Отвечали замечательно,

Ведь это удивительно

И очень увлекательно –

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты!

Какие наречия дают нам оценку как было на уроке?

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей. 
Притча. 
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка. 
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он. 
- Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят! 
Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.


9.Домашнее задание -1мин

1. –р/т

2. - составить и записать 4предложения с наречиями, употребив их в разных значениях.

3 –составить связный текст с наречиями, употребив их в разных значениях.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!