СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 8 класс тема "Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок в 8 классе по теме "Словосочетание" является первым в системе уроков по  теме, но строится с опорой на ранее полученные знания. По типу этот урок можно отнести к уроку "открытия новых знаний". Урок сопровождается электронной презентацией. На уроке используются: метод взаимопроверки, частично-поисковый метод, При возникновении проблемной ситуации использовался метод проблемного обучения. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, совершенствуют навыки монологической речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 8 класс тема "Словосочетание"»

Технологическая карта урока русского языка. 8 класс


Учебник: Руский язык. 8 класс: учеб. Для общеобраоват. Организаций/|Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич|.-5-е изд.- М: Просвещение, 2017.

Учитель: Рыжко Наталия Станиславовна

Тема: Словосочетание

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

- дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания;

- формировать у учащихся умение реализации новых способов действия;

- развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Оборудование: ТСО, презентация, цветные маркеры, таблички «Актуализация знаний»,

учебники, тетради, ручки.

Планируемые результаты:

- Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.

- Метопредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

- Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.

УУД: - Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (К).

- Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности (Р).

- Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании (П).


ЭТАПЫ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(3 мин.)

- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем работу, пополняем свою копилочку знаний. Вспомним, что такое синтаксис и пунктуация. А вначале вспомним, что было задано на прошлом уроке.

Приветствуют учителя.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

целеполагание (Р)

  1. Проверка домашнего задания (упр.46)

( 6 мин.)

1. - Ребята, приготовьте тетради с домашним заданием.

- Какие трудности возникли при выполнении?

- Что показалось наиболее простым и понятным?

- Поменяйтесь с соседом по парте работами и проверьте их.

2. Минутка грамматики: (ФАЙЛ)

Об(?)…единение, извес(?)…ный, л…гический, закр…плё(н, нн)ый, х..арактер, выр…жение, инт…нация, ф…нтазия.

Анализируют ход выполнения домашнего задания.

Проводят взаимопроверку домашнего задания.


Комментируем по цепочке.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р).




Написание слов с комментированием (К)

3. Актуализация знаний и выявление затруднений. (10 мин.)

1. На доске вы видите изображение реки.

- Послушайте стихотворение и подумайте, как его тема связана с русским языком, какие проблемы поднимает автор? (ФАЙЛ)

Задремавшая река

Отражает облака.

Тихий, бледный свет небес.

Тихий, тёмный, сонный лес.

К.Бальмонт

- Что вы видите на фотографии? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: небо, свет, река, лес, вода).

- Что вы можете сказать о том, какая река, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее небо, тихий, бледный свет небес, голубая, прозрачная вода, тёмный сонный лес и т. д.)

- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о реке, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится о реке, воде в том столбике, где записаны сочетания слов). Перепишите в тетрадь эти сочетания.

- Итак, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (ФАЙЛ)

2. Организует работу в парах.

- Что вы знаете о словосочетаниях?

- Запишите эти сведения в первую колонку таблицы.

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать





На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание? (соединение 2-х или нескольких слов).

2. Как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).

3. Из каких частей состоит словосочетание? (из главного и зависимого слов).

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (главные члены предложения, однородные члены)

5. Какими бывают словосочетания по характеру главного слова? (именные, глагольные, наречные и местоименные).

Рассматривают фотографии.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.


Определяют тему и цели урока





















Объединяются в пары и обсуждают свои записи.

Одна – две пары зачитывают информацию.


Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)


Выполнение пробного учебного действия (Р)






















Формулировка темы урока, цели. (К)

4. Проблемное объяснение нового знания. (10 мин.)


Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«ЗЕЛЁНЫЙ» - это я знал,

«КРАСНЫЙ» - новое для меня,

«ЖЁЛТЫЙ» - думал иначе,

«СИНИЙ» - есть вопросы.

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

- Ребята, сравните информацию, полученную сегодня, с текстом учебника (Параграф 6, С.36)

Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосочетаниями записывают информацию во 2 столбик таблицы.


В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).
















Анализ, сравнение, обобщение (П);

Смысловое чтение (П);

Определение основной и второстепенной информации (П);

Моделирование (П);

Постановка вопросов (К)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения


















Работают с учебником.

5. Первичное закрепление во внешней речи. (10 мин)


  1. Постарайтесь, не глядя в текст из учебника, рассказать, о чем вы прочитали.


2. Выполните упр. 50.






Упр.51.

- Читаем задание.

- Давайте повторим способы сжатия текста… (исключение, , обобщение, упрощение).

- Выскажите своё отношение к одной из поднятых проблем. (Отношение к людям формируется не только «по одёжке и уму», но и по тому, как они говорят, какие слова используют…)

Проговаривают теоретические сведения.


Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосочетания).



- Как вы понимаете выражение: «злые языки…»

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П),

Умение структурировать знания (П)



Выполнение действий по алгоритму (П)


Читают текст, определяют тему, тип речи, стиль.

Пишут сжатое изложение с элементами рассуждения.

6. Рефлексия

(3 мин.)


- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Что показалось наиболее просто?

- Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия (П); Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)

Учет разных мнений (К)

7. Домашнее задание: (2 мин.)


- Дома закончите выполнение упр. 51, Задания: Выпишите из текста несколько примеров именных, глагольных и наречных местоимений и задание 1 (ключевые слова из текста)

Записывают домашнее задание.


8. Подведение итогов (оценка работы). (1 мин)

Анализ работы учеников.

Анализ своей деятельности в ходе урока.

(М) Оценивание достигнутых результатов.








ПРИЛОЖЕНИЕ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать






Знаки для маркировки текста:

«ЗЕЛЁНЫЙ» - это я знал

«КРАСНЫЙ» - новое для меня

«ЖЁЛТЫЙ» - думал иначе

«СИНИЙ» - есть вопросы


РЕФЛЕКСИЯ

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Что показалось наиболее просто?

- Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!