Проверка домашнего задания (упр.46) ( 6 мин.) | 1. - Ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. - Какие трудности возникли при выполнении? - Что показалось наиболее простым и понятным? - Поменяйтесь с соседом по парте работами и проверьте их. 2. Минутка грамматики: (ФАЙЛ) Об(?)…единение, извес(?)…ный, л…гический, закр…плё(н, нн)ый, х..арактер, выр…жение, инт…нация, ф…нтазия. | Анализируют ход выполнения домашнего задания. Проводят взаимопроверку домашнего задания. Комментируем по цепочке. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р). Написание слов с комментированием (К) |
3. Актуализация знаний и выявление затруднений. (10 мин.) | 1. На доске вы видите изображение реки. - Послушайте стихотворение и подумайте, как его тема связана с русским языком, какие проблемы поднимает автор? (ФАЙЛ) Задремавшая река Отражает облака. Тихий, бледный свет небес. Тихий, тёмный, сонный лес. К.Бальмонт - Что вы видите на фотографии? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: небо, свет, река, лес, вода). - Что вы можете сказать о том, какая река, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее небо, тихий, бледный свет небес, голубая, прозрачная вода, тёмный сонный лес и т. д.) - Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о реке, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится о реке, воде в том столбике, где записаны сочетания слов). Перепишите в тетрадь эти сочетания. - Итак, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (ФАЙЛ) 2. Организует работу в парах. - Что вы знаете о словосочетаниях? - Запишите эти сведения в первую колонку таблицы. Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…» Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать | | | | На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах: 1. Что такое словосочетание? (соединение 2-х или нескольких слов). 2. Как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически). 3. Из каких частей состоит словосочетание? (из главного и зависимого слов). 4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (главные члены предложения, однородные члены) 5. Какими бывают словосочетания по характеру главного слова? (именные, глагольные, наречные и местоименные). | Рассматривают фотографии. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и цели урока Объединяются в пары и обсуждают свои записи. Одна – две пары зачитывают информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. | Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П) Самоопределение (Л) Выполнение пробного учебного действия (Р) Формулировка темы урока, цели. (К) |
4. Проблемное объяснение нового знания. (10 мин.) | Раздает учащимся тексты с правильной информацией. Знаки для маркировки текста: «ЗЕЛЁНЫЙ» - это я знал, «КРАСНЫЙ» - новое для меня, «ЖЁЛТЫЙ» - думал иначе, «СИНИЙ» - есть вопросы. Информационный текст: 1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода. 2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица. 3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. 4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения. 5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными. - Ребята, сравните информацию, полученную сегодня, с текстом учебника (Параграф 6, С.36) | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Словами или словосочетаниями записывают информацию во 2 столбик таблицы. В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут). | Анализ, сравнение, обобщение (П); Смысловое чтение (П); Определение основной и второстепенной информации (П); Моделирование (П); Постановка вопросов (К) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения Работают с учебником. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. (10 мин) | Постарайтесь, не глядя в текст из учебника, рассказать, о чем вы прочитали. 2. Выполните упр. 50. Упр.51. - Читаем задание. - Давайте повторим способы сжатия текста… (исключение, , обобщение, упрощение). - Выскажите своё отношение к одной из поднятых проблем. (Отношение к людям формируется не только «по одёжке и уму», но и по тому, как они говорят, какие слова используют…) | Проговаривают теоретические сведения. Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосочетания). - Как вы понимаете выражение: «злые языки…» | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П), Умение структурировать знания (П) Выполнение действий по алгоритму (П) Читают текст, определяют тему, тип речи, стиль. Пишут сжатое изложение с элементами рассуждения. |