СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 9 класс "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие коммуникативных умений учащихся; насыщен учебным и воспитательным материалом; развивает умение работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9 класс "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"»

УРОК №

Тема урока: Сложноподчинённое предложение

с придаточными изъяснительными

Цели урока – выработать умения, навыки определять вид придаточного

предложения; научить ставить вопрос к придаточной части;

закрепить умения определять главную и придаточные части СПП

- развивать логическое мышление; формировать умение учащихся

мыслить и работать творчески

- воспитывать у учащихся любовь к маме, вызвать чувство

благодарности , ответственности.

- повторить материал разделов языкознания «Лексика»,

«Орфография», «Пунктуация»


Тема высказываний «О матери»

Мы вечно будем прославлять ту женщину,

чьё имя – мать!

Муса Джалиль

Ход урока

1. Организационный момент

Определить цели и задачи урока

Какой праздник отмечался вчера? Обратите внимание: вам розданы рабочие листки. В них вы будете работать на уроке


2. Проверка выполнения домашнего задания (выборочно), составляется схема предложения с придаточным определительным

1.У доски (слайд№4)

* Схему предложения «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это – мать»,- писал Н.Островский

*Фонетический разбор слова СЕРДЦЕ

2. в индивидуальных листах

* «Ассоциативный ряд» (СЛАЙД№5)

проверяется вслух у каждой группы (представители каждой группы записывают свои цепочки на листке, прикреплённом к доске)

*морфологический разбор (СЛАЙД №6)

Любим Любовь Любимая Любя

*Разбор предложений (СЛАЙД №7,8)

- Мама - первое слово, главное слово в нашей судьбе

- Всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть (чёрный маркер)

При проверке на слайде высвечивается правильно написанные предложения

Взаимопроверка ( красный маркер)

3. Работа с учебником (стр.78 теория и схема с придаточным изъяснительным на доске)

4. в индивидуальных листах.

От главной части к придаточной задать вопрос, подчеркнуть союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные изъяснительные.

От каждой группы у доски по одному человеку составляют схему и дают характеристику предложению (взаимопроверка заданий) (маркеры)

- Мы любим её как хорошего друга за то, что у нас с нею всё сообща.

(СЛАЙД №9)

- За то, что, когда нам становится туго, мы можем всплакнуть у родного плеча. (СЛАЙД № 10)

- За то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце своё.

(СЛАЙД № 11)

- И просто за то, что она наша мама, мы нежно и крепко любим её.

(СЛАЙД №12)


5. Работа со связным текстом (воспоминание Олега Кошевого из романа А.Фадеева «Молодая гвардия»)

*В каких литературных произведениях вы встречались с темой материнской любви )?

(И.Тургенев стихотворение в прозе «Воробей» Фонвизин «Недоросль»)

(СЛАЙД №13,14)


*словарная работа

ПРОРУБЬ ЗАНОЗА ПОГНУШАЛИСЬ ГВАРДИЯ

(СЛАЙД №15)

Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете… Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила…Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать…

Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?

* Определить вид придаточных

* Ответьте на риторический вопрос

6. Словообразовательный разбор и по составу (СЛАЙД № 16)

Мы испытываем к мамам чувство БЛАГОДАРНОСТИ

7. Подведение итогов (каждая группа задаёт вопрос соседней по теоретическому материалу)

1. Что называется придаточным изъяснительным

2. От какого слова ставится вопрос к придаточному изъяснительному

3. Где чаще всего находится придаточное изъяснительное

4. Что уточняет придаточное изъяснительное

8.Домашнее задание п. 23 выучить правило; выполнить упр. 117

Составить портрет мамы, используя СПП



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!