СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Графика и алфавит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающие:

  • рассказать об истории появления русского алфавита;
  • повторить алфавит русского языка;
  • познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

Развивающие: 

формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
  • Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Графика и алфавит"»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Графика. Алфавит».

Цели урока:

Обучающие:

  • рассказать об истории появления русского алфавита;

  • повторить алфавит русского языка;

  • познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

Развивающие: 

формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока. I) Организационный момент.

Приветствие, настрой детей на успех.

II) Актуализация знаний.

- Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем?

- Какие звуки речи вы знаете?

- Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные?

Проведём эксперимент: Возьмём пословицу, уберём все согласные буквы. Что получилось?

А- - у-а - -у- - о- - и --у-е---а.

- Можно ли догадаться, какая это пословица?

- А теперь возьмём эту же пословицу и оставим в ней только согласные.

-зб-к- к м-др-ст- ст-п-ньк-.

А теперь, наверняка догадались.

-Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему? Как вы считаете? (Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Запишите пословицу. Объясните её смысл и знаки препинания.

Азбука – к мудрости ступенька.

III. Самоопределение к деятельности.

А теперь посмотрите на тему нашего урока «Графика. Алфавит».

- Как думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Какие цели мы можем перед собой поставить?

IV. Работа с учебником. Чтение теоретических сведений в учебнике на стр. 131.

Беседа по вопросам:

- Какая информация вам была известна?

- Что нового вы узнали из текста?

- Для чего используются буквы? (Графическое изображение звуков на письме.)

- С какими терминами познакомились?

V. Словарная работа: Графика. Каллиграфия.

Знание графики и разборчивый почерк необходимы, чтобы не возникало непонимание, чтобы вас правильно поняли. В жизни часто приходится писать от руки. По почерку можно определить характер человека.

VI. Работа по теме урока.

- А сейчас мы совершим путешествие в историю письменности и алфавита.

Вслушайтесь, как звучит слово. Мы его произносим, доля секунды – и его нет. А если как-нибудь остановить звуки? Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Когда-то народы были бесписьменными. Где-то такие народы существуют и в наше время.

- Как же они обходились и обходятся без письма? (У каждого народа есть свои сигналы, символы).

- Какие сигналы, символы использовали древние люди? ( Свист, узелки разной формы, ракушки, дым от костра и т.д.) Однако язык сигналов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Вот как об этом рассказал американский поэт Генри Лонгфелло в «Песне о Гайавате», легендарном индейском вожде.

-Ученик читает наизусть отрывок из «Песни о Гайавате». ( Приложение).



Однако и с помощью рисунков можно выразить далеко не всё. И люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть.

- Посмотрите на иероглифы. (Показать алфавит Майя).

-Какие современные народы имеют иероглифическое письмо? (Японцы, китайцы).

- В китайском языке насчитывается 80 тысяч иероглифов. Но сегодняшнему образованному китайцу хватает 8 тысяч. Посмотрите, как выглядят по-китайски некоторые фразы. (Приложение.)

Китайцы любят свои иероглифы, гордятся ими, но использование иероглифического письма очень неудобно и трудоёмко. Поэтому люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

- Сообщение учащегося «Как произошло изобретение букв».

История русского алфавита.

Письмо – это особая графическая форма языка. Оно было создано людьми, когда потребовалось сохранить текст речи во времени и передавать его в пространстве, т.е. когда усложняется производство, торговля, создаются законы и т.д.

Различают три основных вида письма:

1 – пиктографическое, т.е. картинное, рисунчатое письмо. Это письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания.

2 – иероглифическое. Иероглиф в переводе с греческого языка – «священный знак». Иероглиф передает смысл целых слов.

3 – звуковое или алфавитное письмо. Письменный знак (буква) передает звук речи или слог. К этому типу письма относится и современное русское письмо.

Создателями алфавитного письма принято считать финикийцев, живших на берегах Средиземного моря в третьем тысячелетии до н.э. Их алфавит состоял из 22 букв для согласных звуков, для гласных звуков букв не было.

Финикийцы научили алфавитному письму греков, которые ввели буквы для обозначения гласных звуков и несколько видоизменили начертания имеющихся.

На базе греческого письма возникло славянское. В 9 веке для церковных нужд братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Современное русское письмо восходит к кириллице, в которую вошли 24 буквы греческого алфавита и 19 вновь созданных букв. Оно существует уже 1000 лет. Первый памятник русского письма – «Остромирово евангелие» - церковная книга (1056 – 1057гг.)

Кириллица подвергалась постепенному совершенствованию. В начале 18 века при участии Петра I была проведена первая реформа русской графики. Из алфавита были исключены устаревшие буквы: «пси», «кси», «омега», «ижица», «земля», «иже», «юс малый». Были введены буквы Э,Я. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й была введена Академией наук в 1735 г.

Ё впервые применил Н.М.Карамзин в 1797 г.

Реформой орфографии 1917-1918 гг. были исключены буквы «ять», «фита», «и десятеричное». Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) – как разделительный знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.

В настоящее время в русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 – согласные и 2 буквы ( Ъ и Ь) не обозначают звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после Ъ и Ь, и после гласных обозначают два звука.

С начала 90-х годов 20-го века в России 24 мая ежегодно отмечается День славянской письменности и культуры.

Кто же создал славянскую азбуку? (Славянскую азбуку составили братья Кирилл и Мефодий.)

Посмотрите на Кириллицу (приложение). Вы видите, что каждая буква в кириллической азбуке имела своё название. С этими именами связаны крылатые выражения и пословицы.

Например: От аза до ижицы. (От начала до конца).

Знать на ять. (Очень хорошо).

Начинать с азов. (С самого начала).

- А что такое алфавит? Вспомним и мы русский алфавит. (Учащиеся рассказывают алфавит).

Сравните кириллическую азбуку с современным алфавитом. Какие буквы исчезли из нашей письменности? А какие добавились? (Й, Ё, Э, Я).

- А какое практическое значение имеет знание алфавита? В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?

VII. Работа с учебником. Закрепление знаний.

  1. Чтение учебника стр. 133-134. (Материал для самостоятельных наблюдений)

2. Упр.292

-Чему учит упражнение? Вывод: Различайте звук и букву.

3. Почему буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке, называют двумя словами – «азбука» и «алфавит»?

Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение 300. (Самостоятельная работа с последующей проверкой).

VIII. Практические задания.

  1. Игра «Кто быстрее?» Запишите имена своих одноклассников в алфавитном порядке.

  2. «Самый догадливый». Слово зашифровано цифрами. Что это за слово? 4,18,1,14,16,20,1. (Грамота).

  3. Запишите предложение: Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.

Подчеркните грамматическую основу, осложнения, расставьте знаки препинания, составьте схему.

- О каких птицах идет речь? ( Птицы на страницах – буквы)



IX. Рефлексия– Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Пригодится ли вам хорошее знание алфавита в жизни?

Домашнее задание: п.57-58, повторить алфавит; упражнение 295.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!