СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок " Простые и сложные предложения" проведен на неделе русского языка и литературы, посвященной А.В.Суворову. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Простые и сложные предложения"»

Урок в 5 классе

(Слайд № 1)

«Простые и сложные предложения»

Подготовила Зелинская Т.Ю.

(Слайд № 2)

Цели урока:

- формирование понятия «сложное предложение»;
- формирование умения различать простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения. Задачи урока: - научиться отличать простое предложение от сложного; - закрепить навык постановки запятой между частями сложного предложения; - научиться строить сложное предложение, определять его границы. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок развивающего обучения. Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный. Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, карточки с упражнениями и иллюстрациями, презентация. Этапы  урока: 

  1. Организационный момент.

  2. Мотивирование к учебной деятельности.

  3. Формулирование темы и цели урока.

  4. Актуализация знаний.

  5. Изучение нового материала.

  6. Закрепление изученного материала. 

  7. Подведение итогов. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.



Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд № 3)

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок –
начинаем наш урок.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Откройте тетрадки и запишите число, тему урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Как много мы уже вами умеем и знаем. Но человек всегда идет вперед, стремится больше узнать, стать лучшим и победить. Как делал это А.В. Суворов, а вы-суворовцы. И должны быть лучшими. Вы этого хотите? Тогда - за знаниями, к победе!

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о простом предложении, выясним, что такое сложное предложение, какие бывают сложные предложения и научимся отличать простое предложение от сложного. Эти знания очень пригодятся вам. Ведь вы хотите быть грамотными людьми и правильно расставлять знаки препинания в текстах? (Слайд № 4)

Знаете ли вы, что дата и место рождения Александра Суворова достоверно неизвестны, однако многие ученые считают, что он родился 13 (24) ноября 1730 года в Москве в семье генерала. Получил свой имя в честь князя Александра Невского…

(Сообщение ученика о Суворове)

Учитель: Многое из биографии вам известно, что-то вы не знали. Как и некоторые слова. (Словарная работа). (Слайд№ 5)

Полководец- военачальник, военный вождь.

Генералиссимус -высшее воинское звание, присвоенное за особые военные заслуги.

Компания -общество, группа лиц, проводящих вместе время или торговое предприятие.

Кампания -совокупность военных операций.

Агрессия -вооруженное нападение 1 или нескольких государств с целью захвата территорий.

Афоризм -краткое выразительное изречение.

Учитель: Ребята, запишите и запомните эти слова. Попробуйте составить несколько словосочетаний.

(Устные ответы учащихся)

  1. Актуализация знаний

Учитель:

- Дайте определение простого предложения.

- Чем может быть осложнено простое предложение?

- Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

(Устные ответы детей)

Учитель: А вы знаете, что А.В. Суворов был автором многих афоризмов? (обращение к словарной работе)

У вас на столе карточка №1 с афоризмами. Внимательно их прочитайте.

Запишите предложения. Разберите их и нарисуйте схемы. (Слайд № 6)

Карточка №1
1.Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. 2. Ты стреляй редко, да метко. 3.Пуля- дура, штык- молодец.

Учитель:

- Сколько грамматических основ в предложениях? (Ответы детей)

- А почему не записали 3 предложение? (Слайд № 7)

- Сделайте вывод.

(Это не простое предложение, т.к. в нем 2 грамматические основы)

  1. Изучение нового материала

Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.

(Работа с учебником)

Учитель: Прочитайте определение, сравните с вашими выводами.

(Слайд № 8)

Учитель: Мы пишем, отвечаем, читаем… Надо немного передохнуть.

(Слайд № 9) Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Учитель: Продолжим наш путь к знаниям. Перед вами карточки. Я думаю, что одна голова хорошо, а две - лучше. Вы должны из данных слов составить предложения. Можете работать вдвоем. (Слайды № 10,11,12)

Учитель: Проверим, так ли вы записали. (Слайд № 13)

(Знакомство со схемами. Объяснения учителя)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие знаки препинания существуют (Виды знаков препинания).

1. Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием).

2. Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3.  Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

 Запятая –это, во-первых, знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. (Слайд 14)

– Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой).

– Что их соединяет в одно целое? (Интонация и союз). (Слайд 15)

– Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.

– Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в состав сложного? При помощи чего? (Интонации.)

– Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)

– А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов,

называется бессоюзным сложным предложением: схема [      ] ,[      ].

Простые предложения в составе сложного могут связываться с

помощью сочинительных и подчинительных союзов. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением:

Схема [      ] ,и [      ].

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных подчинительными союзами, называется сложноподчинённым предложением:

Схема: [      ] ,( когда ).

(Слайд 16)

Более подробно мы будем говорить об этом позже. А сейчас я бы хотела, чтобы вы закрепили навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении.

  1. Закрепление изученного материала. (Слайд 17)

Расставить знаки препинания, устно объяснить их расстановку.

Военные теоретики до сих пор ломают голову над непростой задачей которую задал А.В. Суворов.

За 40 лет военной карьеры он выиграл более 60 крупных сражений и не допустил ни одного поражения.

Противник ни разу не владел инициативой на том поле боя где командовал А.В. Суворов.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Вы сегодня отлично поработали и самостоятельно, и вместе со мной, и друг с другом. Приятно видеть, как слаженно вы работаете, помогаете друг другу. (Выставление оценок).

(Слайд 18)

А чтобы еще раз вспомнить все, о чем мы говорили на уроке, предлагаю вам продолжить предложения:

- Сегодня я узнал, что…

- теперь я умею …

- я знаю, что …

8. Домашнее задание

П.46 упр.240

(Слайд 19)



Приложения

Карточка №1
1.Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. 2. Ты стреляй редко, да метко. 3.Пуля - дура, штык - молодец.



Карточка №2

  1. Когда, взял, война, Суворов, Турецкая, закончилась, Измаил.

  1. а, слушают, Суворов, солдаты, говорит.

3. упал, лошадь, Суворов, ранил, враг.







Карточка № 3

Расставить знаки препинания, устно объяснить их расстановку.

Военные теоретики до сих пор ломают голову над непростой задачей которую задал А.В. Суворов.

За 40 лет военной карьеры он выиграл более 60 крупных сражений и не допустил ни одного поражения.

Противник ни разу не владел инициативой на том поле боя где командовал А.В. Суворов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!