СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Однозначные и многозначные слова

Цели: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.
  • Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре, находить общие решения.
  • Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник.

Вид урока: урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"»

Предмет – русский язык

Класс – 5

Тема: Однозначные и многозначные слова

Цели: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.

  • Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре, находить общие решения.

  • Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник.

Вид урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Сегодня мы снова отправляемся в мир родного языка, где будем продолжать разгадывать его тайны. Запишите число, классная работа.

  1. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

  1. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Слайд 1

  • Что такое лексика? (словарный состав языка)

  • Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

  • Что выражает лексическое значение слова? (содержание)

  • Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Молодцы.

  1. Назовите одним словом и запишите название предмета:

Слайд 2

  1. «Открытие» нового знания.

Ребята, куда в случае затруднения нам надо обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова? (толковый словарь). Давайте попробуем найти это слово в Толковом словаре http://www.gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

Обратите внимание, как много значений у этого слова.

Давайте теперь попробуем узнать значение слова жокей http://www.gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

Сколько значений у этого слова?

Посмотрите на тему нашего урока и сделайте вывод, какие слова называются многозначными, а какие однозначными.

Сверим наши выводы с материалом в учебнике стр.72, п.21. Вы абсолютно правы.

  1. Первичное закрепление.

  1. Давайте выполним упр.154, используя данные Большого толкового словаря. Проверяем значение слова острый http://www.gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  1. Попробуйте найти на картинке многозначные слова:

Слайд 3

  1. Физкультминутка

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. 

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

  1. Используя схему выше упражнения, давайте выполним упр.157

  1. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой и самопроверкой.

  1. Выполните упр. 158

  2. Выполним тест. Запишите в тетрадь правильные ответы. Слайд 4



1 вариант

  1. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?

Лёгкие , однозначные, многозначные, простые

  1. Как называются слова, которые имеют два и больше значений?

Многозначные, однозначные, составные, сложные

  1. В каком словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным?

Словообразовательном, толковом, этимологическом, орфографическом

  1. В какой строке записано значение слова «звезда» в предложении «Полярная звезда указывает направление на север»?

Геометрическая фигура, знаменитый человек, небесное тело, белое пятно на лбу у животного

  1. Укажи строку, где записаны только многозначные слова?

Число, буква

Вода, клён

Шляпка, звезда

Солнце, хвост

2 вариант

  1. В каком словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным?

Словообразовательном, толковом, этимологическом, орфографическом

  1. В какой строке записано значение слова «звезда» в предложении «Полярная звезда указывает направление на север»?

Геометрическая фигура, знаменитый человек, небесное тело, белое пятно на лбу у животного

  1. Укажи строку, где записаны только многозначные слова?

Число, буква

Вода, клён

Шляпка, звезда

Солнце, хвост

  1. Как называются слова, которые имеют два и больше значений?

Многозначные, однозначные, составные, сложные

  1. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?

Лёгкие , однозначные, многозначные, простые



Слайд 5 Ответы

1 вариант

  1. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?

однозначные

  1. Как называются слова, которые имеют два и больше значений?

Многозначные

  1. В каком словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным?

толковом

  1. В какой строке записано значение слова «звезда» в предложении «Полярная звезда указывает направление на север»?

небесное тело

  1. Укажи строку, где записаны только многозначные слова?

Шляпка, звезда

2 вариант

  1. В каком словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным?

толковом

  1. В какой строке записано значение слова «звезда» в предложении «Полярная звезда указывает направление на север»?

небесное тело

  1. Укажи строку, где записаны только многозначные слова?

Шляпка, звезда

  1. Как называются слова, которые имеют два и больше значений?

Многозначные

  1. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?

однозначные

  1. Закрепление

Распределите слова на доске на 2 столбика: однозначные и многозначные.

Айсберг, число, кабинет, флейта, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.
  1. Рефлексия

Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

Выполнили ли мы её?

Я узнал...

Теперь я могу...

Мне понравилось...

  1. Домашнее задание.

  1. Выполните упр.160
  2. Отгадайте лингвистическую загадку на стр.73



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!