СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей  языка  наиболее  точно  и  выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске).

Просмотр содержимого документа
«Урок 4.ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 4


ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ Урок 4

Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы

Цели:

1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.

Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

Методическое обоснование: учебный материал урока должен донести до учащихся главную цель общения – передать или воспринять смысл речи. Эта ключевая мысль должна быть правильно понята учениками. Учитель должен показать смыслоразличительную роль каждой единицы языка, других средств (интонационных, пунктуационных), помогающих точнее передать смысл речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Анализ домашних сочинений «Как я провел летние каникулы», чтение лучших сочинений, работа над ошибками.

2. Беседа о русском языке, чтение наизусть текстов о русском языке. Учащиеся объясняют смысл выученных высказываний.

III. Беседа «Что такое речь?».

1. Слово учителя.

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:


общение

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)


– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

средством

общения

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы

(, , ; , ) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства (метр 'э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

от смысла

к поискам средств
его выражения

в устной речи

в письменной речи

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

Задания:

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

– Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно!!! Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

IV. Итог урока.

Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Домашнее задание: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).



3


Просмотр содержимого документа
«Урок 4.рисунок-схема ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ»












общение

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ

(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ

(слушает или читает)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!