СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по теме "Дополнение"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Дополнение"»

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе по теме " Дополнение как второстепенный член предложения".

Учитель: Волненко С.В.

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Бабайцева

4. Тип урока: Урок открытия нового знания.

5. Цель урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом и способами его выражения, графическим обозначением, употреблением в речи.

6. Задачи урока:

Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, исправлять ошибки одноклассников.

7. УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

8. Планируемые результаты: 

учащиеся должны знать определение понятия «дополнение», способ выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения;

должны уметь находить дополнения в предложениях;  верно обозначать дополнение как член предложения,  распространять предложения дополнениями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

1. Приветствие учащихся:


Приветствие друг друга


УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация научёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные:  умение работать вколлективе

 2.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1. Работа со словами, «конструирование» предложения


Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается


- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Только изучая русский язык с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.  

Учащиеся составляют из слов предложение, проговаривают грамматическую основу

С малой удачи начинается большой успех.

 Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

-личностные: мотивация к учебной деятельности,

- регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем

-познавательные (осознают познавательную задачу)

коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

3.Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»



















- Открыли тетради, записали число, классная работа. 1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске)

1) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

2) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.

3) Сказуемое – это часть слова без окончания.

4) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

5) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

6) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.

7) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

8) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.

9) Синтаксис изучает словосочетание и предложение

10)Определение подчеркивается пунктиром

- Проверим работу.

10-9 – 5

8-7 – 4

6-5 - 3

4-0-2

2) Осложненное списывание (на доске)

- Выпишите грамматическую основу предложения, назовите определения.

1. Ле...кий ветер (на)ра..свете между лист...ев проб...га...т.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

- Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2 ошибки -3.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.

- Посмотрите внимательно на 4-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное)




1


0


0


1


0


1


1


0


1

0


1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.

2. Серый дым струится из избы.

3. Песни всегда посвящал я Отчизне.

4. Мальчик пишет.




- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное  формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование;

- познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

4.Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).


- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Добавьте, чтобы предложение получилось распространенным?

Перед нами схема предложения


Мальчик пишет

мне

ручкой

об отдыхе

Сущ..

Мест.

Сущ.

Сущ.

Сущ.

Сущ.








на бумаге


письмо




- Назовите второстепенные члены предложения.

- Письмо, мне, ручкой, об отдыхе, на бумаге.

- На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?

- (Что?) письмо, (кому?) мне, (чем?) ручкой, (о чём?) об отдыхе, (на чём?) на бумаге. (На вопросы косвенных падежей).

- Какими частями речи эти слова выражены?(Существительными, местоимением).

Что обозначают? (Предмет).

- Какое слово предложения поясняют? (Глагол – сказуемое).

А как называется такой член предложения? (дополнение)

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)

- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенной строчке


- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Прочитайте цели нашего урока (слайд)

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее














1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее


5.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.

- Давайте подытожим сказанное и составим кластер

Дополнение



Отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного)

Второстепенный член предложения, подчеркивается пунктиром


Может быть

выражен сущ., местоимением












- Попробуйте в парах составить алгоритм, как нам нужно действовать, чтобы найти в предложении дополнение?

1) Найду в предложении грамматическую основу.

2) Задам от глагола-сказуемого вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чем? и др.

3) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы

4) Если есть, это дополнение.

5) Найду в предложении слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей.




















1) Найду в предложении грамматическую основу.

2) Задам от глагола-сказуемого вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чем? и др.

3) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы

4) Если есть, это дополнение.

5) Найду в предложении слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей.



- личностные: положительное отношение к обучению:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого.

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;

- коммуникативные: умение работать в парах

6.Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

Запишите предложения, подчеркните в них грамматические основы и дополнения. (Предложения диктуются учителем). (По мере написания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)

1. Вечером развели мы костер.

2. Яркий огонь костра осветил поляну.

3. Ураган приближался к городу.

4. От цветка исходил нежный аромат.

5. Филька протянул хлеб лошади.

- Какие знания вам понадобятся для выполнения задания? (алгоритм).

- Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит дополнения, объясняя по алгоритму.

-Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; желтый- допустил 1 ошибку, зеленый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.








7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности


1 уровень

Распространите предложения, ответив на вопросы в скобках.

1 Свежий ветерок играет (чем?) _ _ _ .

2 Листочек оторвался (от чего?)_ _ _.

3 Орел охотился (за кем?)_ _ _.

4 Дети простились (с кем?)_ _ _.

5 Под кустом дети заметили (кого?)_ _ _.


2 уровень

Вставьте пропущенные буквы и подберите нужные дополнения

А.С. Пушкин любил рус..кие народные… . Их рас..казывала … няня. А.С. Пушкину запомнились многие… этих… .




Упр. 262





1 Свежий ветерок играет (чем?) листом.

2 Листочек оторвался (от чего?) ветки.

3 Орел охотился (за кем?) мышью.

4 Дети простились (с кем?) лагерем.

5 Под кустом дети заметили (кого?) зайца.


А.С. Пушкин любил русские народные сказки. Их рассказывала поэту няня. А.С. Пушкину запомнились многие герои этих сказок.

- личностные: положительное отношение к обучению:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  познавательные: выполняют учебно –познавательные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого.

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;

- коммуникативные: умение работать в парах

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжите фразу:

В предложении есть главные и .....члены предложения

Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ......

Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....

Дополнение обычно выражается .......



Что узнали на уроке? С помощью сигнальных карточек проанализируйте свою работу


Ученики определяют, что они узнали на уроке


-познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- личностные: критическая оценка своих  знаний; приобретение мотивации к учебному процессу,

- коммуникативные: умение слушать друг  друга, (оценка своей работы),

10. Домашнее задание

Теория §18, упр. 257(на 3), 259 (на 4 и 5)

Творческое задание. Составьте и запишите предложения по данным схемам

1. _____ = _ _ _ _

2._ _ _ _ = _____






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!