Учитель: Волненко С.В.
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Бабайцева
4. Тип урока: Урок открытия нового знания.
5. Цель урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом и способами его выражения, графическим обозначением, употреблением в речи.
6. Задачи урока:
Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, исправлять ошибки одноклассников.
7. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
8. Планируемые результаты:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | 1. Приветствие учащихся: | Приветствие друг друга | УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация научёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные: умение работать вколлективе |
2.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 1. Работа со словами, «конструирование» предложения Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Только изучая русский язык с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. | Учащиеся составляют из слов предложение, проговаривают грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех. Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | -личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
3.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Открыли тетради, записали число, классная работа. 1) Цифровой диктант Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске) 1) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения. 2) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние. 3) Сказуемое – это часть слова без окончания. 4) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными. 5) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. 6) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные. 7) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. 8) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения. 9) Синтаксис изучает словосочетание и предложение 10)Определение подчеркивается пунктиром - Проверим работу. 10-9 – 5 8-7 – 4 6-5 - 3 4-0-2 2) Осложненное списывание (на доске) - Выпишите грамматическую основу предложения, назовите определения. 1. Ле...кий ветер (на)ра..свете между лист...ев проб...га...т. 2. Серый дым струит...ся из избы. 3. Песни всегда посв...щал я Отчизн.... 4. Мальчик пиш...т. - Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2 ошибки -3. - Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь. - Посмотрите внимательно на 4-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное) | 1 0 0 1 0 1 1 0 1 0 1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Серый дым струится из избы. 3. Песни всегда посвящал я Отчизне. 4. Мальчик пишет. | - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей |
4.Постановка учебной задачи, целей урока. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | - А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Добавьте, чтобы предложение получилось распространенным? Перед нами схема предложения Мальчик пишет мне ручкой об отдыхе Сущ.. Мест. Сущ. Сущ. Сущ. Сущ. на бумаге письмо - Назовите второстепенные члены предложения. - Письмо, мне, ручкой, об отдыхе, на бумаге. - На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член? - (Что?) письмо, (кому?) мне, (чем?) ручкой, (о чём?) об отдыхе, (на чём?) на бумаге. (На вопросы косвенных падежей). - Какими частями речи эти слова выражены?(Существительными, местоимением). Что обозначают? (Предмет). - Какое слово предложения поясняют? (Глагол – сказуемое). А как называется такой член предложения? (дополнение) - Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении) - Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенной строчке - Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Прочитайте цели нашего урока (слайд) 1) Научиться находить дополнение в предложении; 2) Определять его синтаксическую функцию; 3) Научиться различать дополнение и подлежащее | 1) Научиться находить дополнение в предложении; 2) Определять его синтаксическую функцию; 3) Научиться различать дополнение и подлежащее | |
5.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем. - Давайте подытожим сказанное и составим кластер Дополнение Отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) Второстепенный член предложения, подчеркивается пунктиром Может быть выражен сущ., местоимением - Попробуйте в парах составить алгоритм, как нам нужно действовать, чтобы найти в предложении дополнение? 1) Найду в предложении грамматическую основу. 2) Задам от глагола-сказуемого вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чем? и др. 3) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы 4) Если есть, это дополнение. 5) Найду в предложении слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей. | 1) Найду в предложении грамматическую основу. 2) Задам от глагола-сказуемого вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чем? и др. 3) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы 4) Если есть, это дополнение. 5) Найду в предложении слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей. | |
- личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в парах |
6.Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала | Запишите предложения, подчеркните в них грамматические основы и дополнения. (Предложения диктуются учителем). (По мере написания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.) 1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну. 3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат. 5. Филька протянул хлеб лошади. - Какие знания вам понадобятся для выполнения задания? (алгоритм). - Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит дополнения, объясняя по алгоритму. -Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; желтый- допустил 1 ошибку, зеленый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки. | | |
| | | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | 1 уровень Распространите предложения, ответив на вопросы в скобках. 1 Свежий ветерок играет (чем?) _ _ _ . 2 Листочек оторвался (от чего?)_ _ _. 3 Орел охотился (за кем?)_ _ _. 4 Дети простились (с кем?)_ _ _. 5 Под кустом дети заметили (кого?)_ _ _. 2 уровень Вставьте пропущенные буквы и подберите нужные дополнения А.С. Пушкин любил рус..кие народные… . Их рас..казывала … няня. А.С. Пушкину запомнились многие… этих… . Упр. 262 | 1 Свежий ветерок играет (чем?) листом. 2 Листочек оторвался (от чего?) ветки. 3 Орел охотился (за кем?) мышью. 4 Дети простились (с кем?) лагерем. 5 Под кустом дети заметили (кого?) зайца. А.С. Пушкин любил русские народные сказки. Их рассказывала поэту няня. А.С. Пушкину запомнились многие герои этих сказок. | - личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познавательные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в парах |
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Продолжите фразу: В предложении есть главные и .....члены предложения Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает .... Дополнение обычно выражается ....... Что узнали на уроке? С помощью сигнальных карточек проанализируйте свою работу | Ученики определяют, что они узнали на уроке | -познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - личностные: критическая оценка своих знаний; приобретение мотивации к учебному процессу, - коммуникативные: умение слушать друг друга, (оценка своей работы), |
10. Домашнее задание | Теория §18, упр. 257(на 3), 259 (на 4 и 5) Творческое задание. Составьте и запишите предложения по данным схемам 1. _____ = _ _ _ _ 2._ _ _ _ = _____ | | |