СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Правописание -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний на основе деятельностного метода обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Правописание -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных».»


Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Правописание -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных».

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

Образовательные:

формировать умения находить слова с орфограммой «Одна и две буквы Н в прилагательных»; формировать умение применять правило написания -н- и –нн- в суффиксах прилагательных; правильно писать Н/НН в данных прилагательных; объяснять условия выбора написаний и обозначать их графически.

Деятельностные:

формировать способность к построению графической модели; составлять эталон для выбора написания; анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль, строить рассуждения.я.

Демонстрационный материал: раздаточный материал, электронная презентация.

Оборудование: компьютер, проектор.


Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

  • В свое время известный учёный, математик Дьёрдь Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому». Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Чтобы что-то изучить, нужно эти знания открыть самому).

  • Как вы будете открывать новое знание? (Выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, узнаем новое,выведем новое правило, оформив эталон.)

  • Молодцы, желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-С чего мы начнем работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

А) Задание на повторение.

-1ое задание - лингвистическая разминка «Четвёртое лишнее».Найдите лишнее слово.

1) Море, морской, моряк, приморье.

2) Серебристый, невысокий, безграмотный, предобрый .

3) Ежовый, холщовый, ситцевый, камышовый.

(Морской). Обоснуйте свой ответ. (Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?).

2)(Серебристый). Докажите. (Нет приставки.Образовано суффиксальным способом. От сущ.серебро с помощью суффикса ист).

3)(Ситцевый). Докажите.(Суффикс ев) Почему? Какое правило вспомнили?

Запишите слова последней строчки, обозначьте орфограмму в суффиксе.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание, у доски работает 1 ученик).

Проверьте себя, если нет ошибок, то на полях поставьте «+» .

(Проверка проводится фронтально, при необходимости проводится коррекция ошибок.)

Б) Задание на пробное действие.

Выпишите из предложений прилагательные с пропущенными буквами и вставьте н или нн. Объясните правописание.

Сосны росли на песча…ых холмах. Виднелись свежие лоси…ые следы. Вдалеке мы заметили бороздку листве…ого леса. Тихое солнце спускалось за осе…юю рощу.

3. Выявление места и причины затруднения.

У кого не получилось? В чём затруднение? (Я не могу вставить пропущенные буквы)

У кого получилось? Докажите, что у вас правильно? ( Я не могу обосновать написание н-нн в именах прилагательных.)

– Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем пока правила написания н-нн в прилагательных.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Какова же цель вашей деятельности сегодня?

Узнать правило написания Н/НН в прил.

Научиться это правило применять.

Как бы вы могли сформулировать тему урока? (Формулируют)

Учитель уточняет: «Правописание Н/НН в прил, образованных от существительных».

Запишите тему урока.

– Что дальше делать? (Построим проект выхода из затруднения).

– Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели.

Шаги плана:

1. Установить закономерность.

2. Сделать вывод.

3.Сравнить с учебником.

3. Создать эталон.

5. Реализация проекта.


А) Работа в группах.

Материал для наблюдения

( выдаётся 1,3 группам ).


1.Весенний, сонный.

2.Хозяйственный, станционный.

3.Гусиный, пчелиный.

4.Кожаный, серебряный.

Материал для наблюдения

( выдаётся 2,4 группам ).


1. Туманный, лунный.

2. Соломенный, авиационный.

3. Лебединый, звериный.

4. Кожаный, глиняный.


Понаблюдайте за образованием прилагательных.

1. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные прилагательные?

2. От чего зависит употребление Н/НН в прилагательных? Установите закономерность.

3.Сделайте вывод. Заполните таблицу. (Учитель раздает пустую таблицу, которую учащиеся, работая в группах, должны заполнить.) Затем каждой группе предлагается выступить.



Н, нн в суффиксах имён прилагательных


Нн пишется

в прилагательных

Н пишется

в прилагательных

1.




Например:

1.




Например:




2.




Например:

2.



Например:





Б)Выступления каждой группы.(1 человек от группы у доски объясняет)

В) Работа с учебником.

Проверим по учебнику, правильно ли мы вывели правило.

Прочитайте. С.91, 1 и 2 абзацы. С.92, правило под цифрой 2, 1 абзац. С.94.

У нашего правила есть исключения. Прочитайте их. (с.91,3 абзац, с,92, 2 абзац).

У нас получился эталон. ( Вывешиваем большую таблицу) .

В) Выполнение пробного задания.

Теперь можете выполнить пробное задание? (Да.) (Учащийся у доски выполняет задание).

Выпишите из предложений прилагательные с пропущенными буквами и вставьте н или нн. Объясните правописание.

Сосны росли на песча…ых холмах. Виднелись свежие лоси…ые следы. Вдалеке мы заметили бороздку листве…ого леса. Тихое солнце спускалось за осе…юю рощу.

Физминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Руки плавно опустили,

Тихо сели, вновь за дело.


6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Попробуйте применить новые знания. Используя эталон, объясните написание следующих словосочетаний. Обозначьте орфограмму «Н,нн в прилагательных».

Тыквенная каша, длинная линейка, кожаный чемодан, деревянный дом. (работают у доски)

.

А теперь продолжим работу в парах. 3 словосочетания объясняют учащиеся 1 варианта. Следующие 3 словосочетания – учащиеся 2 варианта.

Туманный город, утренняя заря, экскурсионный автобус.

Гусиное перо, серебряное колечко, оловянный солдатик.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки)

Индивидуальная работа. Упр.234(2).Предложения 1-4.

Выпишите прилагательные с пропущенными буквами. Графически обозначьте условия выбора изученной орфограммы.

После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу

Эталон для самопроверки.

1.Сонными.

2.Деревянный.

3.Водяными.

4.Искусственный.Пленных.


– Ребята, у кого нет ошибок, на полях оставьте « +»

– У кого есть затруднения, поставьте знак ? Смогли увидеть причину затруднения? Смогли исправить ошибку? (Ошибки исправляются).


8. Включение в систему знаний и повторение.

− Ребята, где вы будете применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний).

-Вопрос по этой теме входит в тест ОГЭ. Это 5 задание.


Выполним упр.228 (1-4 предложения).

Дальше задание выполняется самостоятельно, проверку можно провести фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Достигли ли поставленной цели?

Расскажите правило.

Оцените свою работу на уроке. (Поднимите цветной карандаш.)

Я могу рассказать правило, самостоятельная работа выполнена без ошибок.-красный.

У меня всё получилось,но в самостоятельной работе допущены ошибки.-жёлтый.

Я ничего не понял-зелёный.

Домашнее задание. Выучить правило, упр.233(с.р.+), упр.234(1) (с.р.-).

Спасибо за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!