Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Правописание -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных».
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
Образовательные:
формировать умения находить слова с орфограммой «Одна и две буквы Н в прилагательных»; формировать умение применять правило написания -н- и –нн- в суффиксах прилагательных; правильно писать Н/НН в данных прилагательных; объяснять условия выбора написаний и обозначать их графически.
Деятельностные:
формировать способность к построению графической модели; составлять эталон для выбора написания; анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль, строить рассуждения.я.
Демонстрационный материал: раздаточный материал, электронная презентация.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
В свое время известный учёный, математик Дьёрдь Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому». Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Чтобы что-то изучить, нужно эти знания открыть самому).
Как вы будете открывать новое знание? (Выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, узнаем новое,выведем новое правило, оформив эталон.)
Молодцы, желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-С чего мы начнем работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
А) Задание на повторение.
-1ое задание - лингвистическая разминка «Четвёртое лишнее».Найдите лишнее слово.
1) Море, морской, моряк, приморье.
2) Серебристый, невысокий, безграмотный, предобрый .
3) Ежовый, холщовый, ситцевый, камышовый.
(Морской). Обоснуйте свой ответ. (Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?).
2)(Серебристый). Докажите. (Нет приставки.Образовано суффиксальным способом. От сущ.серебро с помощью суффикса ист).
3)(Ситцевый). Докажите.(Суффикс ев) Почему? Какое правило вспомнили?
Запишите слова последней строчки, обозначьте орфограмму в суффиксе.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание, у доски работает 1 ученик).
Проверьте себя, если нет ошибок, то на полях поставьте «+» .
(Проверка проводится фронтально, при необходимости проводится коррекция ошибок.)
Б) Задание на пробное действие.
Выпишите из предложений прилагательные с пропущенными буквами и вставьте н или нн. Объясните правописание.
Сосны росли на песча…ых холмах. Виднелись свежие лоси…ые следы. Вдалеке мы заметили бороздку листве…ого леса. Тихое солнце спускалось за осе…юю рощу.
3. Выявление места и причины затруднения.
У кого не получилось? В чём затруднение? (Я не могу вставить пропущенные буквы)
У кого получилось? Докажите, что у вас правильно? ( Я не могу обосновать написание н-нн в именах прилагательных.)
– Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем пока правила написания н-нн в прилагательных.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какова же цель вашей деятельности сегодня?
Узнать правило написания Н/НН в прил.
Научиться это правило применять.
Как бы вы могли сформулировать тему урока? (Формулируют)
Учитель уточняет: «Правописание Н/НН в прил, образованных от существительных».
Запишите тему урока.
– Что дальше делать? (Построим проект выхода из затруднения).
– Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели.
Шаги плана:
1. Установить закономерность.
2. Сделать вывод.
3.Сравнить с учебником.
3. Создать эталон.
5. Реализация проекта.
А) Работа в группах.
Материал для наблюдения
( выдаётся 1,3 группам ).
1.Весенний, сонный.
2.Хозяйственный, станционный.
3.Гусиный, пчелиный.
4.Кожаный, серебряный.
Материал для наблюдения
( выдаётся 2,4 группам ).
1. Туманный, лунный.
2. Соломенный, авиационный.
3. Лебединый, звериный.
4. Кожаный, глиняный.
Понаблюдайте за образованием прилагательных.
1. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные прилагательные?
2. От чего зависит употребление Н/НН в прилагательных? Установите закономерность.
3.Сделайте вывод. Заполните таблицу. (Учитель раздает пустую таблицу, которую учащиеся, работая в группах, должны заполнить.) Затем каждой группе предлагается выступить.
Н, нн в суффиксах имён прилагательных
Нн пишется в прилагательных | Н пишется в прилагательных |
1. Например: | 1. Например: |
2. Например: | 2. Например: |
Б)Выступления каждой группы.(1 человек от группы у доски объясняет)
В) Работа с учебником.
Проверим по учебнику, правильно ли мы вывели правило.
Прочитайте. С.91, 1 и 2 абзацы. С.92, правило под цифрой 2, 1 абзац. С.94.
У нашего правила есть исключения. Прочитайте их. (с.91,3 абзац, с,92, 2 абзац).
У нас получился эталон. ( Вывешиваем большую таблицу) .
В) Выполнение пробного задания.
Теперь можете выполнить пробное задание? (Да.) (Учащийся у доски выполняет задание).
Выпишите из предложений прилагательные с пропущенными буквами и вставьте н или нн. Объясните правописание.
Сосны росли на песча…ых холмах. Виднелись свежие лоси…ые следы. Вдалеке мы заметили бороздку листве…ого леса. Тихое солнце спускалось за осе…юю рощу.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Руки плавно опустили,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
-Попробуйте применить новые знания. Используя эталон, объясните написание следующих словосочетаний. Обозначьте орфограмму «Н,нн в прилагательных».
Тыквенная каша, длинная линейка, кожаный чемодан, деревянный дом. (работают у доски)
.
А теперь продолжим работу в парах. 3 словосочетания объясняют учащиеся 1 варианта. Следующие 3 словосочетания – учащиеся 2 варианта.
Туманный город, утренняя заря, экскурсионный автобус.
Гусиное перо, серебряное колечко, оловянный солдатик.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки)
Индивидуальная работа. Упр.234(2).Предложения 1-4.
Выпишите прилагательные с пропущенными буквами. Графически обозначьте условия выбора изученной орфограммы.
После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу
Эталон для самопроверки.
1.Сонными.
2.Деревянный.
3.Водяными.
4.Искусственный.Пленных.
– Ребята, у кого нет ошибок, на полях оставьте « +»
– У кого есть затруднения, поставьте знак ? Смогли увидеть причину затруднения? Смогли исправить ошибку? (Ошибки исправляются).
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Ребята, где вы будете применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний).
-Вопрос по этой теме входит в тест ОГЭ. Это 5 задание.
Выполним упр.228 (1-4 предложения).
Дальше задание выполняется самостоятельно, проверку можно провести фронтально.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Достигли ли поставленной цели?
Расскажите правило.
Оцените свою работу на уроке. (Поднимите цветной карандаш.)
Я могу рассказать правило, самостоятельная работа выполнена без ошибок.-красный.
У меня всё получилось,но в самостоятельной работе допущены ошибки.-жёлтый.
Я ничего не понял-зелёный.
Домашнее задание. Выучить правило, упр.233(с.р.+), упр.234(1) (с.р.-).
Спасибо за работу!