СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Правописание сочетаний «жи – ши».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение парных согласных и формулировка правила написания жи-ши. Формирование умения правильно выполнять письменный ответ на поставленный вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Правописание сочетаний «жи – ши».»

(Письмо с. 32 - 33, ч.3)

Дата: 13 декабря 2009год

Тип урока:Изучение нового.

Тема: Письмо изученных букв. Правописание сочетаний «жи – ши»

Цель: Повторение парных согласных и формулировка правила написания жи-ши. Формирование умения правильно выполнять письменный ответ на поставленный вопрос.

Планируемые результаты:

Знание правила жи-ши; умение орфографически грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши; изменять слова по образцу; находить и выделять в изученных буквах заданный элемент; чётко прочитывать скороговорку.

Предметные:

Умение находить знакомые элементы в букве Ш; различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы; наблюдать за словами, которые имеют изменения на конце, доказывать разницу между ними; подбирать в слово правильные недостающие элементы; наблюдать за написанием слов со слогом ши; работать с анаграммами.

УУД (метапредметные):

Регулятивные: Составление и запись предложений по сюжетной картинке.

Познавательные: Тренировкав написаниипарных согласных и формулировка правила написания жи-ши. умение правильно выполнять письменный ответ на поставленный вопрос.

Коммуникативные: Слушать и давать свое объяснение. Письмо с комментированием.

Оборудование:

  • В.А. Ильюхина «Пропись №3»

  • Карточки к заданиям из вариативной части.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

I

Орг. Момент

Готовность к уроку


Встанем мы тихонечко, сразу успокоимся

На хорошую работу мы сейчас настроимся.


Формулируют правила поведения на уроке

II

Мотивация

Организация мотивирования ученика к учебной деятельности.

1.Разминка для пальчиков 1. Потрите ладошки

2. Разомните каждый пальчик

3.» Помойте» руки

4.Потрясите кистями





Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Инвариативная часть

III

Актуализация знаний (вспоминаем, что знаем).

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.

  1. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Буквы мы видим и ….

Звуки мы произносим и…

Сколько в слове гласных, столько и…

Звуки бывают гласные и…

Согласные бывают твердые и…

Согласные бывают звонкие и…


Приготовимся к письму, сядем правильно (СЛАЙД )

-Девиз урока :Пишу красиво, чисто, аккуратно,грамотно





Умение слушать и понимать других.


IV

Реализация построенного проекта.

Формулировка темы и целей урока





















































V

Закрепление










Работа с проверкой по эталону




















Запись соединений по образцу





































Письмо под диктовку сверка с эталоном.















Словарная работа





Повторение правила о написании большой буквы в именах и фамилиях.


Письмо под диктовку сверка с эталоном.


1 - 2 строка

Работа с парными согласными.

-Откроем пропись стр. 32

-Прочитаем буквы

-Какие звуки они обозначают

-А какая пара отличается от других? Почему? (обозначают только один звук -твердый)

-Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

- глухие согласные звуки.

  • Запишите парные согласные на свободной строке.

  • Выполните самопроверку, обведите самую красивую

  • букву.

  • Если справились правильно поставьте плюс

СЛАЙД

-Отгадайте загадку:Он плясун, он певун,

Он веселый говорун,

Он забавная игрушка,

А зовут его (Петрушка)

( показываю куклу Петрушку.)

  • Какая схема соответствует имени сказочного героя?

  • ( Схемы)

  • Почему?

  • Петрушка принес волшебные карточки. Что на них написано?

  • ( Ученики раскрашивают карточки, на которых парафином написаны буквосочетания ЖИ-ШИ.

  • Прочитайте сочетания хором.

  • Над какой темой будем работать?

СЛАЙД


  • Поставьте цель урока.

  • Научиться без ошибок писать сочетания ши-жи


СЛАЙД

3 строка

Работа с правилом ЖИ – ШИ.

  • Назовите изображенные предметы.(лыжи, карандаши, кувшин, мыши..)

  • Что заметили общего? ( в словах есть сочетания ЖИ-ШИ)

  • Ландыш занесен в Красную книгу ,находится под охраной гос-ва

  • Какое правило нужно соблюдать при написании этих слов?

  • Прочтите это правило на странице 32 в прописи.

  • Прочтите хором еще раз.


4-6 строка

Работа со словами на ЖИ -ШИ:

ШИ (мыши, шины, камыши);

ЖИ (жирафы, гаражи, этажи, жители, ножи, лыжи).

  • Прочитайте слово.Какую орфограмму вы заметили в словах?

  • (обьясняю, как писать ши)

  • Запись слова по пунктиру с комментированием. (пишу слово с маленькой буквы, ставлю ручку …., подчеркну жи, ши одной чертой )

  • Выполните самопроверку.

Поставьте плюс, если у вас все получилось.


Физкультминутка-игра «Лови правило». ( Хлопни-присядь):


Снежинка, пушок, жираф, морж карандаши, шапка, жук, жили, лыжи, багаж, шипы, шиповник, снежок, журавль, пружина, дружить, шар.жить, спешить.





7 - 9 строка

Работа со словами: багажи – багаж (ужи -)

  • Прочитайте первую пару слов.

  • Чем похожи слова?

  • А чем отличаются?(значение много - один)

  • Какое правило увидели? Кто может назвать это правило? Подчеркните

  • Наблюдаем за словом багаж: сравните произношение с написанием.

  • Подчеркните слабую позицию.

  • Какое слово будет для него проверочным?

  • А теперь попробуйте изменить слово: ужи, запишите справа от образца получившееся слово, затем проверим.

  • Запись слова справа от образца с самопроверкой.

  • А теперь попробуйте изменить слово: моржи, запишите справа от образца получившееся слово, затем проверим.

  • Запись слова справа от образца с самопроверкой.

  • А теперь попробуйте изменить слово: малыши, запишите справа от образца получившееся слово, затем проверим.

  • Запись слова справа от образца с самопроверкой.


-Какое слово зашифровано? (Ребус - МАШИНА) СЛАЙД

-Что это слово обозначает ?

-А где можно узнать лексическое значение слова?

(работа со словарем)


10 - 11 строка


  • Прочитайте молча то, что написано на следующей строке?

  • Это слово или предложение?

  • Почему вы так считаете?

  • Почему в конце стоит вопросительный знак?

  • Как называется такое предложение?

  • Чтобы ответить на вопрос, прочитаем текст и найдем ответ на вопрос.

СЛАЙД

  • Ответьте на вопрос. (Ивану подарили машину.)

  • Сколько слов в предложении?

  • Какие правила нужно помнить при записи предложения? (Подчеркиваем сразу в печатном варианте)

  • На свободной строке запишем с комментированием. (Обращаем внимание, что растягивать буквы нельзя, иначе предложения не поместятся.) (1 ученик у доски с комментированием)

  • Выполните самопроверку . Если правильно поставьте плюс

Формирование умения отличать звонкие и глухие звуки.













Формируем

умение находить в слове заданную орфограмму.


Формулируют тему урока.


Ставят цель урока.
















Формирование умения проговаривать (комментировать) слова при письме, выполнять проверку написанного.
























Выполнение самопроверки с эталоном.










Работа с предложением

Формируем

умение работать в процессе проверки и сравнении с эталоном




























Формирование умения слушать и обсуждать. Давать и проверять выполнение задания.




















Принимать участие в обсуждении, при подборе проверочного слова.

Физкультминутка

1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!

3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!


Вариативная часть

VI

Контроль на этапе окончания учебной темы


Узнавание изученных букв по элементам.



Списывание печатного текста, работа с парными согласными в середине слова.

  1. Работа в парах.

« Исследуйте» и восстановите буквы.

  • Прочитайте получившиеся буквы.


  1. Работа с предложениями:

Шила шубку – сшила юбку,

Шила шапку – сшила тапку!

  • Прочитайте.

  • Сколько слов в предложении.

  • Назовите слово с неизученной буквой. (ю)

  • Как вы думаете из каких букв она состоит? (Из н и о - показываю написание.)

  • Ребята, нам нужно обратить внимание на слова :шубку и юбку.

  • Можете определить , какое правило здесь присутствует.

  • Напишите предложение письменными буквами.


  1. №1. Обведи в буквах элементы буквы Ж: к, н, э, с.

СЛАЙД

  1. 2. Составь слова из букв ШОКОЛАД. Запиши полученные слова.(школа, шок, шкода, кол, лодка, лак)

Формирование умения определять буквы по элементам (образу, строению)


Формирование умения списывать печатный текст.

Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

VII

Рефлексия


Итог урока


- Что нового для себя вы узнали на уроке?

СЛАЙД

-Оцените себя на полях .Поставьте стрелочку и укжите где вы сейчас находитесь.


Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Буквы мы видим и ….

Звуки мы произносим и…

Сколько в слове гласных, столько и…

Звуки бывают гласные и…

Согласные бывают твердые и…

Согласные бывают звонкие и…

ЖИ и Ши пиши с буквой ….




Формируем оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.


Досказывают слова.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!