СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ. "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ. "»

Русский язык. 8 класс. Учитель: Нечаева Н.Е

Тема: Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ.

Тип урока: урок обобщения знаний .

Вид урока: урок-исследование.

Цель: систематизировать знания обучающихся о словосочетании как о синтаксической единице.

Технологии: проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления обучающихся и элементами педагогической мастерской., , дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Образовательные: закреплять умение обучающихся отличать словосочетания от других синтаксических конструкций;

отрабатывать навык определения способа связи слов в словосочетании;

учить преобразовывать словосочетание в синонимичное другого способа связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.



Личностные: уметь высказывать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление операций анализа, синтеза, классификации; умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.



Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;

понимать причину своих ошибок.



Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация PowerPoint по теме «Словосочетание», рабочие листы, листы для работы в группе разных цветов, раздаточный материал для рефлексии..

Этапы



1.Индуктор

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто же кто есть –без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет к зависимому слову.

И никогда наоборот запомни как основу.

О чем пойдет речь на нашем уроке?(о словосочетании)

Тема словосочетания очень важна. Во-первых, знание ее позволит выполнить задание 11-ВПР, задание 4-ОГЭ.

II Создание продукта

1)Деконструкция

Игра « Верю- не верю»

Давайте первоначально поиграем в игру, чтобы понять знаете ли вы словосочетание

Я называю словосочетание, а вы отмечаете –верите ли вы, является ли это словосочетанием.

№п\п

словосочетание

Веришь ли ты?

1

Хороший друг


2

Птицы улетели


3

Написанный чернилами


4

Льется песня


5

Повернуть налево


6

Ночь темна


7

Листья клена


8

Написал на листочке


9

Родник журчит


10

Глядя в глаза


11

День и ночь


Социализация 1Какие номера вы выбрали, прочитайте словосочетания?(хороший друг, написанный чернилами, повернуть налево, листья клена, написал на листочке, глядя в глаза

Какие наборы слов вы не взяли?( птицы улетели, льется песня, ночь темна, родник журчит, день и ночь)

Почему можно было допустить ошибку?(некоторые не учитывают , что предложение(подл. И сказ, однородные члены не являются словосочетанием)

2 Деконструкция

Повторение теории « Закончи предложение»

Вам на группы дается задание , вы должны закончить тезисы о словосочетании.

Ученики:



1. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий …………….и предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по…………………… и ……………………..

3. Словосочетание состоит из ………………….слова и зависимого. Главное слово на письме обозначаем Х.

4. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании:……………, согласование, …………………………………

5 Слова в словосочетании связаны по смыслу, с помощью ………………. , с помощью окончания.

3. Социализация.

Представление вашей работы.

1. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий …словосочетание………….и предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по…смыслу ………………… и ……грамматически………………..

3. Словосочетание состоит из ………главного………….слова и зависимого. Главное слово на письме обозначаем Х.

4. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании:……управление………, согласование, ………примыкание…………………………



4 Деконструкция . Работа с заданием ВПР.

Задание ВПР -2021 №11 звучит так : Выпишите только подчинительные словосочетания.

Как вы понимаете слово –подчинительные(одно слово подчиняется другому)

Слова в словосочетании связыны по смыслу, с помощью предлога , с помощью окончания.



Реконструкция

Чтобы правильно выписывать словосочетания, давайте попробуем самостоятельно составить их.

Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга);

Карточка 2 гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый)

Карточка 3. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево);

Карточка 4 ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память)

Социализация. Представление работы 4 столов.

Разрыв. Для понимания выполним задания , представленное в ВПР.нНо наоборот

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

б) корабль отплыл

в) прыгнули с моста

г) громко засмеялся

2. а) постучать в дверь

б) жить по-новому

в) вследствие опоздания

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

б) проснуться утром

в) пропущенный урок

г) бить баклуши

4. а) Солнце и Луна

б) сидел молча

в) сомневаться в сказанном

г) за интересной книгой

5 Социализация

Представление команд.1 корабль отплыл-не словосочетание(это предложение)

2 вследствие опоздания-это сущ с производным предлогом

3 бить баклуши-фразеологизм –не словосочетание, тк каждое слово во фразеологизме имеет значение только в связанном виде

4Солнце и Луна –не словосочетание, тк это однородные члены

Таким образом дополняем наши сведения, что не являются словосочетанием

1 однородные члены

2 фразеологизмы

3 сущ с производным предлогом

4 подлежащее и сказуемое



6 Задание на ОГЭ отличается от задание на ВПР. Звучит оно так.

Замените словосочетание « обеденный час», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Для выполнения задания нужно помнить виды связи, определять главное и зависимое слово и знать законы преобразования словосочетания на синонимичное .

Заполните кластер.

Напоминаю , виды связи мы определяем по зависимому слову.

Задание –определите, какие части речи станут зависимыми словами в следующих видах связи

1 группа-согласование

2 группа-управление

3группа –примыкание

4 группа-примеры для каждого вида связи (по 2 примера)

Словосочетание

I

1 согласование 2 управление 3 примыкание

6 Социализация.

Представление

Словосочетание

I

1 группа Согласование(зависимое слово-прил, притяж. Мест, причастие, порядковое числительное)

2 группа Управление(завис. Слово –сущ с предлогом, мест. С предлогом

3 группа Примыкание( завис слово –неизменяемые части речи.: нар, деепричастие, н.ф. глагола)

4 группа Примеры( согласование: золотое кольцо, прилетающие журавли, мой тапок, первый номер

Управление: жил на даче, ушел к нему

Примыкание:

Шел быстро, шел напевая, хотел пить.

7 Деконструкция

Чтобы заменить словосочетание на синонимичное нужно определить части речи, указать главное зависимое слово, оставить главное слово а зависимое трансформировать в ту часть речи , которая является зависимой в типе связи

Например : обеденный час-заменить на управление( прил +с ущ, главное слово –час , зависимое слово обеденный трансформировать в сущ с предлогом.

Час обеда

Реконструкция

Работа с текстом

В тексте замените словосочетания на синонимичные.



Чудесный вечер воскресенья. (……………… -согласование) -дано управление.-Заменить управление на согласование., а может день субботы ( …………………………………….-согласование)Заменить управление на согласование.





-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приятно сидеть на скамейке парка (…………………………………….-согласование)-дано управление-.Заменить согласование на управление. и вдыхать (………………………….._) цветочные ароматы( дано согласование, заменить на управление.

Нравится ощущать на себе новое шелковое платье(

8 Рефлексия. Оцените свое настроение, полученное от урока( смайл в конверт)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!