СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе. Тема "Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи". Программа ПНШ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи"»

Конкурс методических разработок













Проект урока

по ОС «Перспективная начальная школа»










Учитель: Седунова Ольга Витальевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Вологды














Вологда

2022


Предмет: Русский язык, 4 класс

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи

Место урока в теме: В 3 части учебника «Русский язык, 4 класс» обобщаются и отрабатываются знания основных орфограмм русского языка, предусмотренных программой начальной школы. На данном уроке учащиеся 4 класса не только повторяют правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных и прилагательных, но и закрепляют знания написания мягкого знака во всех формах глагола.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель и ожидаемый результат: закрепление полученных знаний и формирование навыка осознанного применения правил написания Ь знака после шипящих на конце слов разных частей речи.

Задачи урока:

  1. Предметные:

- проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию мягкого знака на конце слов после шипящих в словах разных частей речи;

- закрепить правило написания мягкого знака после шипящих во всех формах глагола;

- используя таблицу и разработанный алгоритм как способ решения орфографических задач, развивать умение применять правила на практике.

  1. Формирование УУД:

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); умение составлять алгоритм и работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; аргументировать свое предложение; использовать речь для регуляции своих действий; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

- Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; умение анализировать объекты с целью выделения признаков; проводить сравнения и классификацию объектов по заданным критериям; умение использовать наглядные модели (схемы, таблица) при решении орфографических задач.

Оборудование к уроку:

  1. Учебники (печатная и электронная форма)

Каленчук М.Л. и др., Русский язык : 4 кл., Часть 1, с. 147 (электронная версия).

Каленчук М.Л., Русский язык : 4 кл., Часть 3 , с. 155-161 (печатное издание и электронная версия).

Каленчук М.Л. Русский язык : 4 кл., Часть 2 , обратный словарь (печатное издание и электронная версия).

  1. Презентация

  2. Карточки для групповой работы и индивидуальной работы

  3. Компьютер, проектор

Приложения к уроку: Карточки для организации групповой работы, презентация.






Предмет: Русский язык, 4 класс

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.

Ход урока

  1. Организационный момент

+ Перед началом урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох.

Тихо сели. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

+ Листы  «Мои успехи на уроке» помогут вам понять, что вы знаете, а над чем стоит еще поработать.

  1. Актуализация знания

Задание с интерактивной платформы https://learningapps.org

+ Ребята на смартфоне по штрих коду выполняют задание. 2 человека работают на ноутбуке.

+ Запишите слова правильно.


Помощ _ ,борщ _, много задач _, из-за туч _, хорош _, горяч _, рисуеш _, живёш _, береч _, сжеч __, не плач__, спряч__.


+ Какая орфограмма встретилась во всех словах?

(Слайд )


+ Кто не допустил ошибок. Молодцы!

+ Что объединяет данные слова?

(На конце слов стоит шипящий. Орфограмма - Ь знак после шипящих.)

+ Какие буквы русского алфавита имеют шипящие звуки?

(Ж, Ш, Ч, Щ)

+ Подпишите число. Классная работа.

+ Запишите их в тетрадь каллиграфическим почерком.


3. Постановка цели и определение темы урока


+ О чем же пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.

(Тема: Мягкий знак после шипящих на конце основы.)

+ Посмотрите в учебнике по содержанию, есть ли подобная формулировка темы в нем? Прочитайте, как она сформулирована?

(Слайд)


(Тема: Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.)

+ Что значит в «словах разных частей речи»?

+ В каких частях речи встречается данная орфограмма? Обратитесь к словам на доске, которые были у вас в задании.

(Имя существительное, краткая форма имени прилагательного, глаголы.)


  1. Составление плана по разрешению затруднения

+ Это тема для вас новая?

(С данной орфограммой в разных частях речи мы встречались и ранее: на уроках русского языка в 3 классе «Имя существительное. Склонение имен существительных», в 4 классе - «Глагол», «Краткая форма имени прилагательного» и др.).

+ Значит у нас сегодня урок закрепления. Мы не откроем новое знание, но разложим по полочкам у себя в голове то, что знаем.


+ Давайте определимся с задачами урока.

+ Сформулируйте задачи. Вам помогут СЛОВА- помощники (ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКЕ) Повторять, отрабатывать, осуществлять

(Повторять правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи.

Отрабатывать умение писать слова с шипящими.

Осуществлять самоконтроль своей работы.)


  1. Реализация выбранного проекта


+ Кто не допустил ни одной ошибки и может объяснить одноклассникам постановку ь знака в словах?

(Слайд)


+ Прочитайте первые два слова. (Помощ _ , борщ _).

+ Какой части речи эти слова?

+ На какое правило эти слова?

(Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных только 3 скл. ж. р. У существительных 2 скл.

на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется)


+ Приведите примеры на это правило, можно посмотреть в учебнике в упр. 160 на стр. 156

+ Проанализируем вторую пару.

(много задач _, из-за туч _)

+ К какой части речи они относятся и чем отличаются от предыдущей пары?

(Это имена существительные, но стоят они в форме мн.ч. Р.п.)

+ Как получить данную форму? Письменно покажите, как они образованы.

з адач/и+ = задач

т уч/и + = туч


+ Какая особенность есть в написании существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч.?

+ Прочитаем, как звучит данное правило в учебнике. Найдите его

(стр. 157).

(Существительные с основой на шипящий в форме Р. п. мн. ч. пишутся без ь на конце.)


+ Прочитайте следующую пару слов.

(хорош _, горяч _)

+ Какой частью речи являются эти слова.

(Краткие прилагательные)

+ В старших классах вы подробно познакомитесь с краткими прилагательными. Но каких их отличить давайте прочитаем в учебнике на стр. 158.


+ Нужно ли в них писать Ь?

+ Покажите, как образована краткая форма. Кто желает записать на доске? Остальные запишите в тетради.

( хорош/ий+ = хорош



горяч/ий + = горяч)

+ У прилагательного м.р. в краткой форме исчезло окончание.

+ Запомните, что при образовании краткой формы прилагательного в м.р. происходит только одно изменение - убирается окончание (остаётся нулевым).

+ Как мы можем сформулировать правило ?

(Слайд)


+ Сформулируйте правило. Оно у нас записано в учебнике Русский язык часть 1. Кому сложно можно посмотреть подсказку на доске. Учащиеся обращаются к правилу, которое сформулировано в учебнике Русский язык, часть 1, с. 147



(Краткие формы прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий пишутся без Ь.)


+ Расскажите о следующей паре слов.

(рисуеш _, живёш _)

Что их объединяет?

+ Докажите, что это глаголы 2 лица ед.ч. Подставляют местоимение ТЫ)


+ Прочитайте следующую пару слов.

(береч _, сжеч __)

+ Какой частью речи является эта пара?

+ В какой форме употреблены глаголы?

+ Найдите правило в учебнике стр. 160


+ Что скажете про последнюю пару?

(не плачь, спрячь)

+ Какой части речи? Какие это глаголы?

( Глаголы в повелительной форме тоже имеют на конце Ь знак, например НЕ ПЛАЧЬ!)


+ Оцените вашу работу после проверки в ЛИСТЕ ОЦЕНКИ.


+ Давайте поможем тем ребятам, которые допустили ошибки, как запомнить данную орфограмму.


+ Как будем действовать, чтобы определить, нужно ли писать букву ь в конце слова после букв шипящих?

(Слайд)

Алгоритм

  1. Определить часть речи.

  2. Указать признаки части речи.

  3. Применить правило.


+ В словах какой части речи всегда пишется мягкий знак после шипящих? (Глагол).

+ Назовите часть речи, в которой мягкий знак после шипящих не пишется? (Краткая форма имени прилагательного).

+ В каком случае пишется мягкий знак у имён существительных?

(Если существительное ж. р.,3 склонения).

+ Изобразим все правила в виде схемы-алгоритма удобной для запоминания.


+ Работать будем в парах.

+ Рассмотрите листочки со схемами. Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольниках верхнего ряда?

(Название частей речи.)

А в маленьких квадратиках? (Ь).

+ Расположите их в той последовательности, как написаны правила в учебнике.



Ж, Ч, Ш, Щ


Ь















+ Сравните, так ли у вас получилось?

(Слайд ).


+ Встаньте те пары, кто заполнил так же как на слайде.

+ Сделайте отметку в Листе самооценки.


  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону


+ Работать будем в группе.


Чтобы работа в группе была успешной вспомните правила групповой работы. Какие правила вы знаете?

- работать дружно

- быть внимательным друг к другу

- со звонком закончить работу


+ Пользуясь схемой - алгоритмом, вам нужно решить орфографические задачи и сформулировать правило, на которое опирались в работе.


+ Объединитесь в группы и приступите к заданию.


1 группа


+ Первой группе предлагаю сыграть в игру «Четвёртый лишний»

Игра «Четвёртый лишний». Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы и объясните их постановку:

Доч…, ноч…, молодёж…, луч… .

Много туч…, среди рощ…, около дач…, мыш…

Рассказать правило.

ПРАВИЛО:

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных только 3 склонения женского рода. У существительных 2 склонения

и существительных в форме множественного числа родительного падежа на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется.

Например: рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.), шалаш (2 скл.)


+ Оцените работу своего одноклассника.

+ На каком уровне вы справились с заданием.


2 группа


+ Второй группе записать словосочетания, образовав краткую форму прилагательного от полной формы. Сформулируйте вывод.

+ Если ваша группа испытывает затруднения в образовании краткой формы прилагательного, то предлагаю воспользоваться плакатом, предложенным в учебнике Русский язык, часть 3, с. 158.


Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?


Свежий калач -_________________________________________

Жгучий перец - _________________________________________

Трескучий мороз -_______________________________________



Итак, что надо запомнить о правописании кратких прилагательных с шипящими на конце?

Сформулируйте правило.

Вывод: в кратких прилагательных ь знак не пишется. 


3 группа


Задание: Замени фразеологизмы одним словом (глаголом 2 лица, единственного числа). Окончание выдели. Сформулируй вывод.


Обвести вокруг пальца –

Выбиться из сил –

Зарубить на носу –


Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)


+ Ребята прочитайте фразеологизмы и скажите, каким словом вы заменили. Нужен ли в окончании глагола ь. Сформулируйте вывод.


Вывод: в глаголах 2 лица ед. числа в окончаниях пишется ь



4 группа

В упр. 165 найти 2 пословицы и поговорки с глаголами в начальной форме и в повелительной. Объясните как будете писать глаголы. Если будете испытывать затруднение, то можно воспользоваться памяткой на стр. 159 в учебнике.


+ Прочитайте пословицы.

+ Сформулируйте вывод


Вывод: в глаголах начальной формы на -ЧЬ и повелительной формы пишется Ь знак.

+ Подумайте и скажите, в какой ситуации будет уместно выражение

Семь раз отмерь – один отрежь?

(Когда человек хочет сделать что либо серьёзное или пытается принять решение. Выражение означает, что надо сначала серьёзно подумать, а только потом делать.)

+Умница, ты готов к написанию ВПР.


5 группа


Заполнить таблицу, записав слова по видам орфограмм. Сделайте выводы.

Глаголы


Сущ. ж.р.


Сущ. м.р.


Сущ. мн.ч. Р.п.


Краткие прил.


Читаеш_, груш_, зловещ_, молодёж_, кулич.



Глаголы

Читаешь

Сущ. ж.р.

Молодёжь

Сущ. м.р.

Кулич

Сущ. мн.ч. Р.п.

Груш

Краткие прил.

Зловещ


Оцените работу в группе.


Выступает… группа.

Оцените работу своих одноклассников. Выберите предложения, которые соответствуют вашей оценке в группе.

Удалось ли вам работать в сотрудничестве? Если да +, нет -


Оцените себя в Листе оценки


7. Контролирующее задание


В течение урока мы повторили правила написания «Ь» после шипящих в словах разных частей речи.

+ Предлагаю выполнить итоговый тест по данной теме.

Тест

Вопрос №1
В какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется ь

  • Глагол

  • Краткие прилагательные

  • Имена существительные

Вопрос № 2

Выбери правильное написание слов с мягким знаком после шипящих.

  • Шалаш, товарищь, сторож

  • Дрожь, этаж , ключ, душь

  • Врач, вещь, ночь, плащ

Вопрос № 3

Укажи слова, в которых нужно писать мягкий знак после шипящих:

  • луч…

  • стрич...

  • меч...

  • спрячеш...

  • полноч...

  • плющ...

  • мелоч...

Вопрос № 4

Укажи в каких частях речи никогда НЕ пишется мягкий знак после шипящих.

  • Имя существительное

  • Краткие прилагательные

  • Глаголы

Вопрос № 5

У какой части речи правописание мягкого знака после шипящей зависит от рода и склонения.

  • Краткие прилагательные

  • Имена существительные

Вопрос № 6

У существительных какого рода и склонения после шипящих пишется мягкий знак ?

  • 1 склонение, женский род

  • 2 склонение, мужской род

  • 3 склонение , женский род

Проверка с экрана.

+ Поменяйтесь работами. А теперь посмотрите на экран. Проверьте себя. - Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. - Молодцы.


+ Оцените себя в Листе оценки.


8. Обобщение и выводы по теме урока. Рефлексия.

+ Вернемся к задачам урока.

(Повторять правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи.

Отрабатывать умение писать слова с шипящими.

Осуществлять самоконтроль своей работы.)


+ Трудная ли для вас эта тема?

+ В каких заданиях на уроке вы были успешны?


+ Какими умениями должен обладать ученик, чтобы безошибочно выполнить задание?

(- Знать морфологические признаки изучаемых частей речи.)


+ Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих …»?


+ Благодарю вас за ваше желание общаться на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу.

+ Ребята, чья работа на уроке, на ваш взгляд, была наиболее активной и достойна высокой оценки?


9.Домашнее задание ( по выбору)


+ Составить тест по теме урока.

+ Повторить правила по теме.

+ Выполнить задание из учебника со с.155 - 160 (по выбору). Какие задания вызвали у вас затруднение, такие и предлагаю выполнить.

+ Продолжите предложение, которое бы стало вашей оценкой работы на уроке:


Рефлексия

Анкета.

Уважаемый ученик, выбранный ответ подчеркни.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / не интересным





Лист «Мои успехи на уроке»


Фамилия:

У меня все получилось на отлично!



Допустил ошибку, не полностью выполнил.


Не справился с заданием!

1

Задание с интерактивной платформы https://learningapps.org



2

Схема-алгоритм

(работа в паре)



3

Работа в группе



4

Тест



5

Самостоятельная работа




Отметка за урок


5 4 3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!