Конкурс методических разработок
Проект урока
по ОС «Перспективная начальная школа»
Учитель: Седунова Ольга Витальевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Вологды
Вологда
2022
Предмет: Русский язык, 4 класс
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи
Место урока в теме: В 3 части учебника «Русский язык, 4 класс» обобщаются и отрабатываются знания основных орфограмм русского языка, предусмотренных программой начальной школы. На данном уроке учащиеся 4 класса не только повторяют правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных и прилагательных, но и закрепляют знания написания мягкого знака во всех формах глагола.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель и ожидаемый результат: закрепление полученных знаний и формирование навыка осознанного применения правил написания Ь знака после шипящих на конце слов разных частей речи.
Задачи урока:
Предметные:
- проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию мягкого знака на конце слов после шипящих в словах разных частей речи;
- закрепить правило написания мягкого знака после шипящих во всех формах глагола;
- используя таблицу и разработанный алгоритм как способ решения орфографических задач, развивать умение применять правила на практике.
Формирование УУД:
Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); умение составлять алгоритм и работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; аргументировать свое предложение; использовать речь для регуляции своих действий; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
- Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; умение анализировать объекты с целью выделения признаков; проводить сравнения и классификацию объектов по заданным критериям; умение использовать наглядные модели (схемы, таблица) при решении орфографических задач.
Оборудование к уроку:
Учебники (печатная и электронная форма)
Каленчук М.Л. и др., Русский язык : 4 кл., Часть 1, с. 147 (электронная версия).
Каленчук М.Л., Русский язык : 4 кл., Часть 3 , с. 155-161 (печатное издание и электронная версия).
Каленчук М.Л. Русский язык : 4 кл., Часть 2 , обратный словарь (печатное издание и электронная версия).
Презентация
Карточки для групповой работы и индивидуальной работы
Компьютер, проектор
Приложения к уроку: Карточки для организации групповой работы, презентация.
Предмет: Русский язык, 4 класс
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.
Ход урока
Организационный момент
+ Перед началом урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох.
Тихо сели. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
+ Листы «Мои успехи на уроке» помогут вам понять, что вы знаете, а над чем стоит еще поработать.
Актуализация знания
Задание с интерактивной платформы https://learningapps.org
+ Ребята на смартфоне по штрих коду выполняют задание. 2 человека работают на ноутбуке.
+ Запишите слова правильно.
Помощ _ ,борщ _, много задач _, из-за туч _, хорош _, горяч _, рисуеш _, живёш _, береч _, сжеч __, не плач__, спряч__.
+ Какая орфограмма встретилась во всех словах?
(Слайд )
+ Кто не допустил ошибок. Молодцы!
+ Что объединяет данные слова?
(На конце слов стоит шипящий. Орфограмма - Ь знак после шипящих.)
+ Какие буквы русского алфавита имеют шипящие звуки?
(Ж, Ш, Ч, Щ)
+ Подпишите число. Классная работа.
+ Запишите их в тетрадь каллиграфическим почерком.
3. Постановка цели и определение темы урока
+ О чем же пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.
(Тема: Мягкий знак после шипящих на конце основы.)
+ Посмотрите в учебнике по содержанию, есть ли подобная формулировка темы в нем? Прочитайте, как она сформулирована?
(Слайд)
(Тема: Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.)
+ Что значит в «словах разных частей речи»?
+ В каких частях речи встречается данная орфограмма? Обратитесь к словам на доске, которые были у вас в задании.
(Имя существительное, краткая форма имени прилагательного, глаголы.)
Составление плана по разрешению затруднения
+ Это тема для вас новая?
(С данной орфограммой в разных частях речи мы встречались и ранее: на уроках русского языка в 3 классе «Имя существительное. Склонение имен существительных», в 4 классе - «Глагол», «Краткая форма имени прилагательного» и др.).
+ Значит у нас сегодня урок закрепления. Мы не откроем новое знание, но разложим по полочкам у себя в голове то, что знаем.
+ Давайте определимся с задачами урока.
+ Сформулируйте задачи. Вам помогут СЛОВА- помощники (ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКЕ) Повторять, отрабатывать, осуществлять
(Повторять правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи.
Отрабатывать умение писать слова с шипящими.
Осуществлять самоконтроль своей работы.)
Реализация выбранного проекта
+ Кто не допустил ни одной ошибки и может объяснить одноклассникам постановку ь знака в словах?
(Слайд)
+ Прочитайте первые два слова. (Помощ _ , борщ _).
+ Какой части речи эти слова?
+ На какое правило эти слова?
(Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных только 3 скл. ж. р. У существительных 2 скл.
на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется)
+ Приведите примеры на это правило, можно посмотреть в учебнике в упр. 160 на стр. 156
+ Проанализируем вторую пару.
(много задач _, из-за туч _)
+ К какой части речи они относятся и чем отличаются от предыдущей пары?
(Это имена существительные, но стоят они в форме мн.ч. Р.п.)
+ Как получить данную форму? Письменно покажите, как они образованы.
з адач/и+ = задач
т уч/и + = туч
+ Какая особенность есть в написании существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч.?
+ Прочитаем, как звучит данное правило в учебнике. Найдите его
(стр. 157).
(Существительные с основой на шипящий в форме Р. п. мн. ч. пишутся без ь на конце.)
+ Прочитайте следующую пару слов.
(хорош _, горяч _)
+ Какой частью речи являются эти слова.
(Краткие прилагательные)
+ В старших классах вы подробно познакомитесь с краткими прилагательными. Но каких их отличить давайте прочитаем в учебнике на стр. 158.
+ Нужно ли в них писать Ь?
+ Покажите, как образована краткая форма. Кто желает записать на доске? Остальные запишите в тетради.
( хорош/ий+ = хорош
горяч/ий + = горяч)
+ У прилагательного м.р. в краткой форме исчезло окончание.
+ Запомните, что при образовании краткой формы прилагательного в м.р. происходит только одно изменение - убирается окончание (остаётся нулевым).
+ Как мы можем сформулировать правило ?
(Слайд)
+ Сформулируйте правило. Оно у нас записано в учебнике Русский язык часть 1. Кому сложно можно посмотреть подсказку на доске. Учащиеся обращаются к правилу, которое сформулировано в учебнике Русский язык, часть 1, с. 147
(Краткие формы прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий пишутся без Ь.)
+ Расскажите о следующей паре слов.
(рисуеш _, живёш _)
Что их объединяет?
+ Докажите, что это глаголы 2 лица ед.ч. Подставляют местоимение ТЫ)
+ Прочитайте следующую пару слов.
(береч _, сжеч __)
+ Какой частью речи является эта пара?
+ В какой форме употреблены глаголы?
+ Найдите правило в учебнике стр. 160
+ Что скажете про последнюю пару?
(не плачь, спрячь)
+ Какой части речи? Какие это глаголы?
( Глаголы в повелительной форме тоже имеют на конце Ь знак, например НЕ ПЛАЧЬ!)
+ Оцените вашу работу после проверки в ЛИСТЕ ОЦЕНКИ.
+ Давайте поможем тем ребятам, которые допустили ошибки, как запомнить данную орфограмму.
+ Как будем действовать, чтобы определить, нужно ли писать букву ь в конце слова после букв шипящих?
(Слайд)
Алгоритм
Определить часть речи.
Указать признаки части речи.
Применить правило.
+ В словах какой части речи всегда пишется мягкий знак после шипящих? (Глагол).
+ Назовите часть речи, в которой мягкий знак после шипящих не пишется? (Краткая форма имени прилагательного).
+ В каком случае пишется мягкий знак у имён существительных?
(Если существительное ж. р.,3 склонения).
+ Изобразим все правила в виде схемы-алгоритма удобной для запоминания.
+ Работать будем в парах.
+ Рассмотрите листочки со схемами. Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольниках верхнего ряда?
(Название частей речи.)
А в маленьких квадратиках? (Ь).
+ Расположите их в той последовательности, как написаны правила в учебнике.
Ж, Ч, Ш, Щ Ь |
+ Сравните, так ли у вас получилось?
(Слайд ).
+ Встаньте те пары, кто заполнил так же как на слайде.
+ Сделайте отметку в Листе самооценки.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
+ Работать будем в группе.
Чтобы работа в группе была успешной вспомните правила групповой работы. Какие правила вы знаете?
- работать дружно
- быть внимательным друг к другу
- со звонком закончить работу
+ Пользуясь схемой - алгоритмом, вам нужно решить орфографические задачи и сформулировать правило, на которое опирались в работе.
+ Объединитесь в группы и приступите к заданию.
1 группа
+ Первой группе предлагаю сыграть в игру «Четвёртый лишний»
Игра «Четвёртый лишний». Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы и объясните их постановку:
Доч…, ноч…, молодёж…, луч… .
Много туч…, среди рощ…, около дач…, мыш…
Рассказать правило.
ПРАВИЛО:
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных только 3 склонения женского рода. У существительных 2 склонения
и существительных в форме множественного числа родительного падежа на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется.
Например: рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.), шалаш (2 скл.)
+ Оцените работу своего одноклассника.
+ На каком уровне вы справились с заданием.
2 группа
+ Второй группе записать словосочетания, образовав краткую форму прилагательного от полной формы. Сформулируйте вывод.
+ Если ваша группа испытывает затруднения в образовании краткой формы прилагательного, то предлагаю воспользоваться плакатом, предложенным в учебнике Русский язык, часть 3, с. 158.
Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?
Свежий калач -_________________________________________
Жгучий перец - _________________________________________
Трескучий мороз -_______________________________________
Итак, что надо запомнить о правописании кратких прилагательных с шипящими на конце?
Сформулируйте правило.
Вывод: в кратких прилагательных ь знак не пишется.
3 группа
Задание: Замени фразеологизмы одним словом (глаголом 2 лица, единственного числа). Окончание выдели. Сформулируй вывод.
Обвести вокруг пальца –
Выбиться из сил –
Зарубить на носу –
Обвести вокруг пальца – (обманешь)
Выбиться из сил – (устанешь)
Зарубить на носу – (запомнишь)
+ Ребята прочитайте фразеологизмы и скажите, каким словом вы заменили. Нужен ли в окончании глагола ь. Сформулируйте вывод.
Вывод: в глаголах 2 лица ед. числа в окончаниях пишется ь
4 группа
В упр. 165 найти 2 пословицы и поговорки с глаголами в начальной форме и в повелительной. Объясните как будете писать глаголы. Если будете испытывать затруднение, то можно воспользоваться памяткой на стр. 159 в учебнике.
+ Прочитайте пословицы.
+ Сформулируйте вывод
Вывод: в глаголах начальной формы на -ЧЬ и повелительной формы пишется Ь знак.
+ Подумайте и скажите, в какой ситуации будет уместно выражение
Семь раз отмерь – один отрежь?
(Когда человек хочет сделать что либо серьёзное или пытается принять решение. Выражение означает, что надо сначала серьёзно подумать, а только потом делать.)
+Умница, ты готов к написанию ВПР.
5 группа
Заполнить таблицу, записав слова по видам орфограмм. Сделайте выводы.
Глаголы | |
Сущ. ж.р. | |
Сущ. м.р. | |
Сущ. мн.ч. Р.п. | |
Краткие прил. | |
Читаеш_, груш_, зловещ_, молодёж_, кулич.
Глаголы | Читаешь |
Сущ. ж.р. | Молодёжь |
Сущ. м.р. | Кулич |
Сущ. мн.ч. Р.п. | Груш |
Краткие прил. | Зловещ |
Оцените работу в группе.
Выступает… группа.
Оцените работу своих одноклассников. Выберите предложения, которые соответствуют вашей оценке в группе.
Удалось ли вам работать в сотрудничестве? Если да +, нет -
Оцените себя в Листе оценки
7. Контролирующее задание
В течение урока мы повторили правила написания «Ь» после шипящих в словах разных частей речи.
+ Предлагаю выполнить итоговый тест по данной теме.
Тест
Вопрос №1
В какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется ь
Глагол
Краткие прилагательные
Имена существительные
Вопрос № 2
Выбери правильное написание слов с мягким знаком после шипящих.
Шалаш, товарищь, сторож
Дрожь, этаж , ключ, душь
Врач, вещь, ночь, плащ
Вопрос № 3
Укажи слова, в которых нужно писать мягкий знак после шипящих:
луч…
стрич...
меч...
спрячеш...
полноч...
плющ...
мелоч...
Вопрос № 4
Укажи в каких частях речи никогда НЕ пишется мягкий знак после шипящих.
Имя существительное
Краткие прилагательные
Глаголы
Вопрос № 5
У какой части речи правописание мягкого знака после шипящей зависит от рода и склонения.
Краткие прилагательные
Имена существительные
Вопрос № 6
У существительных какого рода и склонения после шипящих пишется мягкий знак ?
1 склонение, женский род
2 склонение, мужской род
3 склонение , женский род
Проверка с экрана.
+ Поменяйтесь работами. А теперь посмотрите на экран.
Проверьте себя. - Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. - Молодцы.
+ Оцените себя в Листе оценки.
8. Обобщение и выводы по теме урока. Рефлексия.
+ Вернемся к задачам урока.
(Повторять правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи.
Отрабатывать умение писать слова с шипящими.
Осуществлять самоконтроль своей работы.)
+ Трудная ли для вас эта тема?
+ В каких заданиях на уроке вы были успешны?
+ Какими умениями должен обладать ученик, чтобы безошибочно выполнить задание?
(- Знать морфологические признаки изучаемых частей речи.)
+ Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих …»?
+ Благодарю вас за ваше желание общаться на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу.
+ Ребята, чья работа на уроке, на ваш взгляд, была наиболее активной и достойна высокой оценки?
9.Домашнее задание ( по выбору)
+ Составить тест по теме урока.
+ Повторить правила по теме.
+ Выполнить задание из учебника со с.155 - 160 (по выбору). Какие задания вызвали у вас затруднение, такие и предлагаю выполнить.
+ Продолжите предложение, которое бы стало вашей оценкой работы на уроке:
Рефлексия
Анкета.
Уважаемый ученик, выбранный ответ подчеркни.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / не интересным
Лист «Мои успехи на уроке» |
Фамилия: |
У меня все получилось на отлично! |
Допустил ошибку, не полностью выполнил. |
Не справился с заданием! |
1 | Задание с интерактивной платформы https://learningapps.org | |
2 | Схема-алгоритм (работа в паре) | |
3 | Работа в группе | |
4 | Тест | |
5 | Самостоятельная работа | |
Отметка за урок | 5 4 3 |