СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Суффиксы". УМК "Перспектива".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Суффиксы". УМК "Перспектива".»

Cуффиксы  УМК «Перспектива» 4 класс Куликова Елена Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени 2020 – 2021 учебный год

Cуффиксы

УМК «Перспектива»

4 класс

Куликова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 65

г. Тюмени

2020 – 2021 учебный год

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым доверчивым. И доброе утро длится до вечера.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

За корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел. В. Волина

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

В. Волина

Как вы думаете , какие дела натворил суффикс? Расскажите, что вы знаете об этой значимой части слова?

Как вы думаете , какие дела натворил суффикс?

Расскажите, что вы знаете об этой значимой части слова?

Прочитайте сказку, которую написала Валентина Васильевна Волина. Называется она «Работа суффиксов».  Как – то раз на одну волшебную поляну заглянули суффиксы.

Прочитайте сказку, которую написала Валентина Васильевна Волина. Называется она

«Работа суффиксов».

Как – то раз на одну волшебную поляну заглянули суффиксы.

Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую давно облюбовали приставки и корни. Суффиксов они приняли хорошо, разрешили им поселиться на поляне, но только с условием, что они также, как корни и приставки будут усердно трудиться. А суффиксы и не думали отказываться.

Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую давно облюбовали приставки и корни. Суффиксов они приняли хорошо, разрешили им поселиться на поляне, но только с условием, что они также, как корни и приставки будут усердно трудиться. А суффиксы и не думали отказываться.

 Работу им доверили трудную, но интересную. (Как вы думаете, ребята, какую?)  Они, как и приставки стали образовывать новые слова.  Хоть суффиксы и были родными братьями, но по характеру очень отличались друг от друга. Суффиксы -ИК-, -УШК-, -ЩИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕЦ-, -ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. (Приведите примеры.) А вот суффикс –ИЩ- любил всё большое. (Приведите примеры.) Были там ещё два братца -ИК- и -ЕК-, но это уже другая история…

Работу им доверили трудную, но интересную.

(Как вы думаете, ребята, какую?)

Они, как и приставки стали образовывать новые слова. Хоть суффиксы и были родными братьями, но по характеру очень отличались друг от друга. Суффиксы

-ИК-, -УШК-, -ЩИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕЦ-, -ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. (Приведите примеры.)

А вот суффикс –ИЩ- любил всё большое. (Приведите примеры.)

Были там ещё два братца -ИК- и -ЕК-, но это уже другая история…

 Кроме этих суффиксов существует ещё много других. Вы обязательно познакомитесь с ними в словах. И каждый суффикс нужен, так как он выполняет очень важную работу по образованию новых родственных слов. Это удивительно интересная работа, ребята. Попробуйте и вы ею заняться! Суффиксы научат видеть вас характер слов.  За работу!

Кроме этих суффиксов существует ещё много других. Вы обязательно познакомитесь с ними в словах. И каждый суффикс нужен, так как он выполняет очень важную работу по образованию новых родственных слов.

Это удивительно интересная работа, ребята. Попробуйте и вы ею заняться! Суффиксы научат видеть вас характер слов.

За работу!

Тема урока: СУФФИКСЫ.

Тема урока:

СУФФИКСЫ.

Цель урока: научиться образовывать новые родственные слова при помощи суффикса и определять значение суффикса в слове.

Цель урока: научиться образовывать новые родственные слова при помощи суффикса и определять значение суффикса в слове.

Работа по учебнику  С. 117, упр. № 183.

Работа по учебнику

С. 117, упр. № 183.

Взаимопроверка Молод еньк ий, бел еньк ий, ут ёнок, тигр ёнок, дом ик , кот ик , нос ик , стол ик , нов еньк ий, сад ик. Распрелите суффиксы на две группы и определите их значение

Взаимопроверка

Молод еньк ий, бел еньк ий, ут ёнок, тигр ёнок, дом ик , кот ик , нос ик , стол ик , нов еньк ий, сад ик.

Распрелите суффиксы на две группы и определите их значение

Проверь себя  -уменьшительно-ласкательное значение  -образует имена существительные с общим значением лица или животного, характеризующегося детскостью, невзрослостью .

Проверь себя

-уменьшительно-ласкательное значение

-образует имена существительные с общим значением лица или животного, характеризующегося детскостью, невзрослостью .

Работа по учебнику  С. 117, упр. № 186.

Работа по учебнику

С. 117, упр. № 186.

Проверь себя Стро и тель, вертолёт чик , скрип ач , двор ник , пиан ист , уч и тель , хим ик , барабан щик. Сделай вывод: Данные суффиксы образуют существительные со значением: лица, принадлежащего к той или иной профессии.

Проверь себя

Стро и тель, вертолёт чик , скрип ач , двор ник , пиан ист , уч и тель , хим ик , барабан щик.

Сделай вывод:

Данные суффиксы образуют существительные со значением: лица, принадлежащего к той или иной профессии.

Настала очередь рассказать про двух братцев – суффиксах -ИК- и - ЕК- .  Поскольку братцы эти ещё малыши (ведь они имеют уменьшительно –ласкательное значение), то в волшебной стране ещё учатся в школе. очень    прилежный ученик, а вот - настоящий прогульщик. Вернее его непослушная гласная половина– Е всегда умудрялась улизнуть.

Настала очередь рассказать про двух братцев – суффиксах -ИК- и - ЕК- .

Поскольку братцы эти ещё малыши (ведь они имеют уменьшительно –ласкательное значение), то в волшебной стране ещё учатся в школе. очень

прилежный ученик, а вот - настоящий прогульщик. Вернее его непослушная гласная половина– Е всегда умудрялась улизнуть.

Один раз , когда Е опять убежала посмотреть, как –ИЩ- всё делает огромным, учитель, , решил считать Е беглой   гласной. И сейчас, когда мы начинаем склонять (изменять по падежам) слова с суффиксом -ЕК-, гласная Е всегда выпадает, становится беглой.

Один раз , когда Е опять убежала посмотреть, как –ИЩ-

всё делает огромным,

учитель, , решил считать Е беглой

гласной. И сейчас, когда мы начинаем склонять (изменять по падежам) слова с суффиксом -ЕК-, гласная Е всегда выпадает, становится беглой.

Смотрите сами: Есть замоч ек – нет замоч к а. Есть платоч ек – нет платоч к а. Братцы очень похожи, но благодаря беглости Е, их быстро можно различить: Не сбежала гласная, пиши суффикс –ИК-! Есть ключ ик – нет ключ ик а, Есть дом ик – нет дом ик а. А уж если сбежала, значит пиши суффикс -ЕК-!

Смотрите сами:

Есть замоч ек – нет замоч к а.

Есть платоч ек – нет платоч к а.

Братцы очень похожи, но благодаря беглости Е, их быстро можно различить:

Не сбежала гласная, пиши суффикс –ИК-!

Есть ключ ик – нет ключ ик а,

Есть дом ик – нет дом ик а.

А уж если сбежала, значит пиши суффикс -ЕК-!

Работа по учебнику С. 118, упр., 189 Выполните упражнение по образцу.

Работа по учебнику

С. 118, упр., 189

Выполните упражнение по образцу.

Что такое суффикс? Какова его работа? О каких значения суффиксов узнали сегодня на уроке? Расскажите о правописании суффиксов –ек- и –ик-.

Что такое суффикс?

Какова его работа?

О каких значения суффиксов узнали сегодня на уроке?

Расскажите о правописании суффиксов –ек- и –ик-.

Домашнее задание на выбор: 1. С. 118, правило, упр. № 190. 2. Написать мини-сочинения не тему: какие ещё бывают значения у суффиксов. 3. Узнать из дополнительных источников, есть ли особые правила о правописании суффиксов. Подготовить небольшой рассказ.

Домашнее задание на выбор:

1. С. 118, правило, упр. № 190.

2. Написать мини-сочинения не тему: какие ещё бывают значения у суффиксов.

3. Узнать из дополнительных источников, есть ли особые правила о правописании суффиксов. Подготовить небольшой рассказ.

Благодарю за работу!

Благодарю за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!