Cуффиксы
УМК «Перспектива»
4 класс
Куликова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 65
г. Тюмени
2020 – 2021 учебный год
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
В. Волина
Как вы думаете , какие дела натворил суффикс?
Расскажите, что вы знаете об этой значимой части слова?
Прочитайте сказку, которую написала Валентина Васильевна Волина. Называется она
«Работа суффиксов».
Как – то раз на одну волшебную поляну заглянули суффиксы.
Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую давно облюбовали приставки и корни. Суффиксов они приняли хорошо, разрешили им поселиться на поляне, но только с условием, что они также, как корни и приставки будут усердно трудиться. А суффиксы и не думали отказываться.
Работу им доверили трудную, но интересную.
(Как вы думаете, ребята, какую?)
Они, как и приставки стали образовывать новые слова. Хоть суффиксы и были родными братьями, но по характеру очень отличались друг от друга. Суффиксы
-ИК-, -УШК-, -ЩИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕЦ-, -ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. (Приведите примеры.)
А вот суффикс –ИЩ- любил всё большое. (Приведите примеры.)
Были там ещё два братца -ИК- и -ЕК-, но это уже другая история…
Кроме этих суффиксов существует ещё много других. Вы обязательно познакомитесь с ними в словах. И каждый суффикс нужен, так как он выполняет очень важную работу по образованию новых родственных слов.
Это удивительно интересная работа, ребята. Попробуйте и вы ею заняться! Суффиксы научат видеть вас характер слов.
За работу!
Тема урока:
СУФФИКСЫ.
Цель урока: научиться образовывать новые родственные слова при помощи суффикса и определять значение суффикса в слове.
Работа по учебнику
С. 117, упр. № 183.
Взаимопроверка
Молод еньк ий, бел еньк ий, ут ёнок, тигр ёнок, дом ик , кот ик , нос ик , стол ик , нов еньк ий, сад ик.
Распрелите суффиксы на две группы и определите их значение
Проверь себя
-уменьшительно-ласкательное значение
-образует имена существительные с общим значением лица или животного, характеризующегося детскостью, невзрослостью .
Работа по учебнику
С. 117, упр. № 186.
Проверь себя
Стро и тель, вертолёт чик , скрип ач , двор ник , пиан ист , уч и тель , хим ик , барабан щик.
Сделай вывод:
Данные суффиксы образуют существительные со значением: лица, принадлежащего к той или иной профессии.
Настала очередь рассказать про двух братцев – суффиксах -ИК- и - ЕК- .
Поскольку братцы эти ещё малыши (ведь они имеют уменьшительно –ласкательное значение), то в волшебной стране ещё учатся в школе. очень
прилежный ученик, а вот - настоящий прогульщик. Вернее его непослушная гласная половина– Е всегда умудрялась улизнуть.
Один раз , когда Е опять убежала посмотреть, как –ИЩ-
всё делает огромным,
учитель, , решил считать Е беглой
гласной. И сейчас, когда мы начинаем склонять (изменять по падежам) слова с суффиксом -ЕК-, гласная Е всегда выпадает, становится беглой.
Смотрите сами:
Есть замоч ек – нет замоч к а.
Есть платоч ек – нет платоч к а.
Братцы очень похожи, но благодаря беглости Е, их быстро можно различить:
Не сбежала гласная, пиши суффикс –ИК-!
Есть ключ ик – нет ключ ик а,
Есть дом ик – нет дом ик а.
А уж если сбежала, значит пиши суффикс -ЕК-!
Работа по учебнику
С. 118, упр., 189
Выполните упражнение по образцу.
Что такое суффикс?
Какова его работа?
О каких значения суффиксов узнали сегодня на уроке?
Расскажите о правописании суффиксов –ек- и –ик-.
Домашнее задание на выбор:
1. С. 118, правило, упр. № 190.
2. Написать мини-сочинения не тему: какие ещё бывают значения у суффиксов.
3. Узнать из дополнительных источников, есть ли особые правила о правописании суффиксов. Подготовить небольшой рассказ.
Благодарю за работу!