СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе»

Открытый урок русского языка в 5 классе (урок рефлексии)

Устная и письменная речь

Цель урока: Определить, что называется устной, а что - письменной речью).

Предметные задачи: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснять лексическое значение слов различными способами.

Познавательные УУД:

- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в группе.

Регулятивные:

- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение проводить самооценку.



1.ОРГМОМЕНТ

Приветствую я вас, друзья,
В этот солнечный день октября.
Приветствую сложность вопросов,
Живущих пока без ответов.

2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Запишите слова, объясняя написание:

Лексикология, словарный состав, толковый словарь, значение, происхождение, употребление, группы, близкие по значению.

3. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

ЗАД: Составьте из данных слов и словосочетаний текст.

В: Какие способы помогают объяснить значение слова? (РИСУНОК, СИНОНИМ СЛОВА, РАССКАЗАТЬ О СЛОВЕ)

ЗАД: Прочитайте текст

Письмо — величайшее изобретение человечества. Ведь то, что сказано, существует совсем недолго. Оно может быть услышано только находящимися поблизости. Записанное же сохраняется очень долго. Благодаря письму нам сегодня доступны мысли, опыт, переживания людей, которые жили много лет назад. Даже радио и телевидение не могут заменить газеты, книги, которые можно читать в любое удобное время, возвращаться, если нам нужно, к прочитанному.

Устная живая речь отличается от письменной. В письменной речи мы более строго следуем правилам языка, употребляем более сложные конструкции. Устная же речь отличается простотой. В ней мы можем отступать от строгих норм письменной речи, она может быть более яркой, доступной, эмоциональной. В устной речи многие слова можно опустить, заменить их жестами, чувства можно передать с помощью интонации, мимики.

Мы гораздо чаще говорим, чем пишем. Вы, конечно, без труда можете вспомнить такие дни своей жизни, в течение которых не написали ни слова. Но немного найдётся людей, которые провели хотя бы один день в полном молчании. У человека всегда существует потребность общения.

(По В. Ветвицкому)


В: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Устная и письменная речь)

В: Какую цель поставим для себя? (Определить, что называется устной, а что - письменной речью).

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА

У: Вернёмся к тексту. Придумайте к нему название.

Ответьте на вопросы:

1.Учёные узнали, как жили первобытные люди, какие у них были орудия труда, пища, но не смогли узнать, каким был их язык. Почему? (не было письменной речи, закреплённой в источниках)

2.Что для вас легче — выразить свои мысли устно или изложить их письменно? Почему?

3.Какая речь, с вашей точки зрения, старше — устная или письменная?

4.Как вы считаете, какое преимущество письменная речь имела раньше и потеряла сегодня, когда появились магнитофоны, компьютеры, телефон, Интернет? Почему мы сейчас стали читать и писать меньше? (раньше люди больше читали, т.к. не было других источников информации. Сейчас эти источники везде с нами – в телефоне, планшете)

Обратимся к рубрике «Это интересно» с.62 учебника (самостоятельное чтение)

В: Что запомнили из рубрики? (Устная речь непринуждённая, нельзя исправить сказанное, письменное высказывание можно обдумать).

Упр. 133 (по зад. в учебнике доказывают мнение, называя разговорные слова и формы).

Ещё раз бегло просмотрите второй фрагмент из рассказа В. Шукшина «Солнце, старик и девушка» и выполните задания.

Задания:

1. Определите лексическое значение слов: вершина, сумрак, хребет. Можно ли утверждать, что у этих слов несколько значений?

1 ГРУППА – по словарю (Ответ: слово вершина имеет несколько толкований:

1) самая высокая часть холма, горы;

2) самая высокая часть дерева;

3) вершина треугольника;

4) вершина славы;

5) высшая ступень развития).

Сумрак — Полумрак, неполная темнота.

2 ГРУППА – по словарю (Слово хребет имеет несколько толкований:

1)Позвоночник, а также спина.

2)Горная цепь, горная гряда).

3 ГРУППА (карточка) Название «Алтай» происходит от монгольского слова алтан, что означает «золотой». Есть ли в тексте хотя бы одно предложение, в котором можно было бы найти подтверждение информации о происхождении названия гор?

(Ответ: есть эпитет ярко-жёлтых лучей)

4 ГРУППА (карточка) В тексте встречается слово долина. Используя информацию фрагмента, выберите правильное толкование этого слова:

1) равнина с разными высотами;

2) вытянутая горная цепь;

3) впадина на дне океана;

4) впадина, понижение между горами, по которому стекают речные воды или ледники.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП


4.Динамическая пауза.

Встали из-за парт, потянулись к солнышку.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Ручки поздоровались.

Вертолётики взлетели, и тихонечко все сели.


5. Локализация индивидуальных затруднений

В: Одинаковые ли слова мы используем в устной и разговорной речи?

В: Где можно проверить свои предположения? Учебник с.62-63 (самостоятельно читают, дополняют схему. (ЭТАЛОН НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ДОСКИ)

(Детям раздаются схемы с пропусками. Нужно заполнить пропуски, сверить с эталоном). Схемы остаются детям в качестве памяток.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

ПИСЬМЕННАЯ

РЕЧЬ

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА

УСТНАЯ




В: У кого получилась такая же схема? Молодцы!

6.Самостоятельная работа

Обратимся к учебнику. Упр. 134 (Выполняют самостоятельно. Устная проверка)

7.Включение в систему знаний и умений.

Упр. 135 (По зад.)

Дополнительный вопрос: оправданно ли использование имени Кощея в диалоге мамы и маленького героя рассказа?

(П р о г н о з и р у е м ы й ответ:

Имя Кощей когда-то очень давно означало пленника, раба. Как должен был выглядеть пленник — человек, схваченный врагами, лишённый свободы? Тощим, т. е. очень худым. Люди таких называют костлявыми. Поэтому происхождение слова связывают ещё и со словом кость.

Использование имени оправданно, писатель сравнивает своего героя с Кощеем, чтобы сделать текст выразительнее и интереснее.)

ЗАД: Проведите морфемный разбор разговорных слов: выел, раскромсал, видеть не могу, Кощей. (РАБОТА У ДОСКИ)

8.Рефлексия учебной деятельности.

В: Какую цель мы поставили в начале урока?

У: Закончите фразы.

(Должны прозвучать термины устная, письменная речь, книжная речь, разговорная лексика, нейтральная лексика).

(печатные листы) Сегодня я понял…

Я постарался…

Мне понятно…



Д/З П.18, упр.136 (3 колонки)





























МБОУ «Раздольненская СОШ имени Г.П.Котенко»













ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«Устная и письменная речь»

(Урок рефлексии, 5 класс)







Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Калинина Ю.В.











Октябрь, 2018 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!