СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Союзные и бессоюзные предложения

Тип урока: систематизации и обобщения знаний

Уровень подготовки класса: слабый

Цели урока:

  1. Предметные:

Познавательные: 1) систематизировать и обобщить знания о БСП, ССП, СПП; 2) систематизировать знания в определении опознавательных признаков постановки запятой в союзном и бессоюзном предложениях; 3) обобщить знания о средствах связи сложных предложений: союзных и бессоюзных; 4) показать, с помощью каких союзов отличать СПП от ССП.

Практические: 1) совершенствовать умение разграничивать простые и сложные предложения; 2) совершенствовать умение правильно выделять грамматические основы предложения; 3) совершенствовать умение составлять схемы СПП и ССП; 4) совершенствовать умение отличать ССП от СПП.

  1. Метапредметные: 1) развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать; 2) учить самостоятельно ставить цели и достигать их; 3) учить определить понятие и делать выводы.

  2. Личностные: 1) формировать мотивацию обучения и целенаправленной познавательной деятельности; 2) развивать способности оценки своих знаний; 3) воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию и саморазвитию.

Принципы обучения:

Дидактические:

  1. Научности (закрепление знаний по новой теме, основанной на синтаксических понятиях).

  2. Доступности (опора знаний по синтаксису и пунктуации).

  3. Наглядности (использование средств обучения: раздаточный материал).

Общеметодические:

  1. Внутриуровневых (опора на полученные ранее знания) и межуровневых (средства связи ССП и СПП) связей.

Частнометодические:

  1. Наблюдение над структурой предложения (нахождение грамматических основ, составление схем предложения).

Методы актуализации знаний:

    1. Фронтальный опрос

Методы формирования знаний и умений:

1. Нахождение языкового явления в сочетании с частичным синтаксическим разбором и составлением схем предложения.

Методы закрепления знаний:

    1. Нахождение языкового явления в сочетании с частичным синтаксическим разбором и составлением схем предложения.

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал.

План урока:

  1. Оргмомент – 2 мин.

  2. Актуализация знаний и умений – 10 мин.

  3. Формирование умений и знаний – 24 мин.

  4. Постановка домашнего задания – 2 мин.

  5. Итоги урока – 2 мин.

Длительность урока – 40 минут.

ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Открывайте тетради записывайте число, классная работа.

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

    1. Актуализация знаний и умений

На прошлых уроках мы с вами познакомились со сложными предложениями.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

    1. Формирование знаний и умений

Упражнение 1.

Цель – совершенствовать умения отличать простые предложения от сложных, расставлять знаки препинания.

Задание: спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Рядом с цифрой укажите, какие это предложения.

1.Стояли ясные дни птицы готовились к отлёту.

2. Задул северный ветер и тучи помчались по небу.

3.С утра был туман но к вечеру погода разгулялась.

4.Приближался октябрь а холода ещё не наступали.

5. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега.

6. Мы опасались дождя тучи быстро рассеялись.

7.Подул сильный ветер когда мы пошли в школу.

Организация выполнения: индивидуальная.

Организация проверки: коллективная.

Обобщение учителя: чем отличаются простые предложения от сложных?

Упражнение 2.

Цель – совершенствовать умения отличать простые предложения от сложных, правильно писать слова и ставить знаки препинания.

Задание: подберите к предложениям соответствующие схемы. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, объясните свой выбор.

Н..ступила ноч.. в л..су и яркие зимние звезды ра..сыпались в темном высоком небе.

[=- ],[= -]

По ств..лам толстых д..ревьев п..стукива..т моро.. хлопьями осыпа..т…ся ле..кий серебряный иней.

[- =, =]

Снег засыпал п…ляны укрыл теплым одеялом д…ревья.

[= -], и[- =]









Организация выполнения: парная

Организация проверки: коллективная

Обобщение учителя: какие предложения называются ССП, а какие – СПП?

    1. Итоги урока

Ребята, сейчас мы с вами проведем проверочную работу.

Цель – контроль знаний и умений по теме «Сложные предложения».

Варианты у вас разные, задание для всех одно: списать предложения, вставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы трех предложений (по выбору).

1 вариант.

1. Зацв…ла черёмуха и грянули черёмуховые холода.

2. На т…полях лопнули почки будто из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился з…леный листик.

3. Входишь в лес и гладишь л…донью деревья и старых друзей похлопываешь по спине.

4. Все любят цветы но только каждый по-своему.

5. Каждую весну птицы сп…шат туда где впервые увидели синее небо и з…ленную землю.


2 вариант.

1. Солнышко ещё (не) взошло хотя к…вер уже готов.

2. Вьюги да м…тели под ф…враль полетели.

3. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль св...ла и царевна дог…далась что до смерти испугалась.

4. Солоха думала долго где спрятатать такого плотного гостя.

5. Т…т…рев сел на самом верху и сук с…сны и сук ели сл…жились будто мостик между двумя д…ревьями.


    1. Постановка домашнего задания

Открываем дневники, записываем домашнее задание: параграф 24, 25, 26 (теория), стр. , упр. (практика).

Цель – умение конструировать предложения.

Задание: используя союз и, продолжите предложения так, чтобы в одном случае получилось простое предложение с однородными членами, а в другом – сложное. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.




    1. Рефлексия

Продолжите предложения.

Я не знал…Теперь знаю…

Я не умел…Теперь умею…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!