Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Союзные и бессоюзные предложения
Тип урока: систематизации и обобщения знаний
Уровень подготовки класса: слабый
Цели урока:
Предметные:
Познавательные: 1) систематизировать и обобщить знания о БСП, ССП, СПП; 2) систематизировать знания в определении опознавательных признаков постановки запятой в союзном и бессоюзном предложениях; 3) обобщить знания о средствах связи сложных предложений: союзных и бессоюзных; 4) показать, с помощью каких союзов отличать СПП от ССП.
Практические: 1) совершенствовать умение разграничивать простые и сложные предложения; 2) совершенствовать умение правильно выделять грамматические основы предложения; 3) совершенствовать умение составлять схемы СПП и ССП; 4) совершенствовать умение отличать ССП от СПП.
Метапредметные: 1) развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать; 2) учить самостоятельно ставить цели и достигать их; 3) учить определить понятие и делать выводы.
Личностные: 1) формировать мотивацию обучения и целенаправленной познавательной деятельности; 2) развивать способности оценки своих знаний; 3) воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию и саморазвитию.
Принципы обучения:
Дидактические:
Научности (закрепление знаний по новой теме, основанной на синтаксических понятиях).
Доступности (опора знаний по синтаксису и пунктуации).
Наглядности (использование средств обучения: раздаточный материал).
Общеметодические:
Внутриуровневых (опора на полученные ранее знания) и межуровневых (средства связи ССП и СПП) связей.
Частнометодические:
Наблюдение над структурой предложения (нахождение грамматических основ, составление схем предложения).
Методы актуализации знаний:
Фронтальный опрос
Методы формирования знаний и умений:
1. Нахождение языкового явления в сочетании с частичным синтаксическим разбором и составлением схем предложения.
Методы закрепления знаний:
Нахождение языкового явления в сочетании с частичным синтаксическим разбором и составлением схем предложения.
Средства обучения:
Раздаточный материал.
План урока:
Оргмомент – 2 мин.
Актуализация знаний и умений – 10 мин.
Формирование умений и знаний – 24 мин.
Постановка домашнего задания – 2 мин.
Итоги урока – 2 мин.
Длительность урока – 40 минут.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Открывайте тетради записывайте число, классная работа.
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Актуализация знаний и умений
На прошлых уроках мы с вами познакомились со сложными предложениями.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Формирование знаний и умений
Упражнение 1.
Цель – совершенствовать умения отличать простые предложения от сложных, расставлять знаки препинания.
Задание: спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Рядом с цифрой укажите, какие это предложения.
1.Стояли ясные дни птицы готовились к отлёту.
2. Задул северный ветер и тучи помчались по небу.
3.С утра был туман но к вечеру погода разгулялась.
4.Приближался октябрь а холода ещё не наступали.
5. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега.
6. Мы опасались дождя тучи быстро рассеялись.
7.Подул сильный ветер когда мы пошли в школу.
Организация выполнения: индивидуальная.
Организация проверки: коллективная.
Обобщение учителя: чем отличаются простые предложения от сложных?
Упражнение 2.
Цель – совершенствовать умения отличать простые предложения от сложных, правильно писать слова и ставить знаки препинания.
Задание: подберите к предложениям соответствующие схемы. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, объясните свой выбор.
Н..ступила ноч.. в л..су и яркие зимние звезды ра..сыпались в темном высоком небе. | [=- ],[= -] |
По ств..лам толстых д..ревьев п..стукива..т моро.. хлопьями осыпа..т…ся ле..кий серебряный иней. | [- =, =] |
Снег засыпал п…ляны укрыл теплым одеялом д…ревья. | [= -], и[- =] |
Организация выполнения: парная
Организация проверки: коллективная
Обобщение учителя: какие предложения называются ССП, а какие – СПП?
Итоги урока
Ребята, сейчас мы с вами проведем проверочную работу.
Цель – контроль знаний и умений по теме «Сложные предложения».
Варианты у вас разные, задание для всех одно: списать предложения, вставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы трех предложений (по выбору).
1 вариант.
1. Зацв…ла черёмуха и грянули черёмуховые холода.
2. На т…полях лопнули почки будто из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился з…леный листик.
3. Входишь в лес и гладишь л…донью деревья и старых друзей похлопываешь по спине.
4. Все любят цветы но только каждый по-своему.
5. Каждую весну птицы сп…шат туда где впервые увидели синее небо и з…ленную землю.
2 вариант.
1. Солнышко ещё (не) взошло хотя к…вер уже готов.
2. Вьюги да м…тели под ф…враль полетели.
3. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль св...ла и царевна дог…далась что до смерти испугалась.
4. Солоха думала долго где спрятатать такого плотного гостя.
5. Т…т…рев сел на самом верху и сук с…сны и сук ели сл…жились будто мостик между двумя д…ревьями.
Постановка домашнего задания
Открываем дневники, записываем домашнее задание: параграф 24, 25, 26 (теория), стр. , упр. (практика).
Цель – умение конструировать предложения.
Задание: используя союз и, продолжите предложения так, чтобы в одном случае получилось простое предложение с однородными членами, а в другом – сложное. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Рефлексия
Продолжите предложения.
Я не знал…Теперь знаю…
Я не умел…Теперь умею…