СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в рамках городской недели наставничества «Чередование звуков. Беглые гласные». 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

  1. Формирование  понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;
  2. Формирование  знаний о беглости гласных как варианте чередования,
  3. Формирование  умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.
  4. Введение  в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
  5. Развитие орфографической  и пунктуационной грамотности;
  6. Развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в рамках городской недели наставничества «Чередование звуков. Беглые гласные». 5 класс.»

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Автор: Житкова Любовь Константиновна

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

  1. Формирование понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

  2. Формирование знаний о беглости гласных как варианте чередования,

  3. Формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

  4. Введение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

  5. Развитие орфографической и пунктуационной грамотности;

  6. Развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал:

  1. Словарная статья к слову БЕГЛЫЙ.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Приемы организации учебной деятельности: беседа, диалог, работа с учебной информацией параграфа, работа со словарной статьей, работа с художественным текстом, отработка орфографических правил, самостоятельная работа, работа с учебником, работа по карточкам, исследовательская работа, проверка по эталону, самоконтроль, самооценка.

Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженская (2017 г); презентация к уроку; карточки с заданиями; толковые словари, доска, тетради.

  1. Оргмомент

Запись даты Классная работа.

  1. Повторение . Актуализация знаний-

Задание 1. Устный опрос Мы изучаем раздел «Морфемика». Что изучает мофемика? Что такое корень, приставка, суффикс, окончание ?

Задание 2 . Письменно и на Э/доске. Подготовка к ВПР. Разбор слова по составу. Слайд

Подосиновик Подорожник Подбирается Получается

Задание 3. Повторим тему предыдущего урока. Чередование звуков . Что такое чередование?

Чередование — это замена одного звука другим в одной и той же морфеме при образовании и изменении слов.

Прочитать, выписать парами слова с чередованием согласных, / письменно/

В лес пришел Мороз – Красный нос. Трещит по лесу мороз. Как пух, летят снежинки. Снегом укрыл пни и кусты. Толстый лед сковал быструю речушку. Пушистым покрывалом укутал он ее берега. Любит Мороз- красный нос гулять по лесу.

(Снег – снежинки, пух – пушистым. – Что происходит в словах? (Произошло чередование согласных .

Подберите слово с чередованием к словам Мороз, трещит , речушка, берега, любит. Слайд

В каких частях слова происходит чередование ?

  1. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднений)-

  1. Постановка проблемного вопроса . Что называется чередованием? ( замена одного согласного звука другим называется чередованием.) А могут ли чередоваться гласные ?

Перспектива нового знания . Работа с э/доской. Слайд

Предлагать – предложить Растение- вырос

  1. Наблюдение №1 . формулировка темы урока.

А сейчас обратите внимание на следующие слова. Слайд.

день- дня/ сынок- сынка/ вобрать- вбирать

Прочитайте пары слов. А что происходит в словах с гласными? -Гласные то появляются, то исчезают.

Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

-Как же в лингвистике называются такие гласные? Это беглые гласные. Это гласные звуки, а не буквы.

3. Работа со словарной статьей. Как вы понимаете значение слова беглый?

А как объясняется значение этого слова в толковом словаре? Обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека. Читаем словарную статью. / на столах раздаточный материал. Слайд

БЕ́ГЛЫЙ

1.спасающийся бегством, убежавший – беглый крестьянин

2.перен. быстрый, поверхностный, не останавливающийся, не задерживающийся - Беглый взгляд.

3. перен. свободный, не затруднённый (о речи, о чтении, о владении языком и т. п.) Беглое чтение

4. лингв. термин: непостоянный, присутствующий в одних формах слова и отсутствующий в других (о звуке) Беглые гласные : день –дня, лоб- лба


Итак , поработаем со словом Беглый . Лексическое значение прочитано в словарной статье. Оно однозначное или многозначное? Есть ли слова с переносным значением. Какое из значений интересно нам в рамках урока русского языка?

4.Наблюдение №2 . Исходя из примеров словарной статьи и слайда презентации, предположите, сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.

Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). Обратите внимание на слово Чередуются.

Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные). Слайд

Запись темы урока

5.Работа с учебником. Откроем учебник стр.24, п. 79, прочитаем Вывод по учебнику. Совпал ли вывод учебника с вашим выводом : Беглые гласные чередуются с нулем звука? Слайд

6.Наблюдение №3 По учебнику

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных О и Е? Слайд

План работы:

1.Рассмотрите примеры правила

2.Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Сделайте вывод .

4. Первичное закрепление материала

1. Упражнение 425

2 ученика у доски – корень – проверка - вывод

3 ученика у доски – приставка- суффикс – проверка – вывод

Общий вывод по упр. 425

«В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

Продолжаем наблюдение №2 . работа по учебнику . Если бы нам пришлось приводить примеры вместо авторов учебника, то какие бы вы предложили примеры с беглыми гласными в корне? Суффиксе ? Приставке? Приведите примеры .

5.Физминутка. (игровая двигательная переменка на уроке)

– Встали, вышли из-за парт.

Если вы услышите беглую гласную в корне – руки к груди, в приставке – руки к плечам, в суффиксе-встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не услышите - хлопок. Начинаем.

Сон – сна, сынок- сынка, восстать-встать, Зима- зимы, день – дня, клочок- клочка, подобрать- подбирать , школа- школы, отец – отца, уголек-уголька, дом- дома, подогнать-подгонять.

6. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднений)

Наблюдение №4 – 9 мин

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

  1. Наблюдение .Понаблюдайте за изменением по падежам следующих слов: Ключик – замочек - / устно по слайду/ Вывод : и остается , е исчезает – беглая гласная

2. работа э/ доской

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, правильно вставь гласную

3. Выполнение задания по алгоритму у доски цепочкой.

1 шаг- Измени форму слова .

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да Нет


Пиши Е или О Пиши И


Мячик- Р.п. мячика


Дружочек- дружочка

Листик- листика

Горошек- горошка

4.Самопроверка. Возьмите на партах раздаточный материал. Выполните задание. Слайд 1, 2- самопроверка.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к



+

Песоч..к

+



Диванч..к



+

Кружоч..к

+



Камеш..к

+



Ребён..к


+


Зайч..к



+

Критерии самоценивания

Ошибок нет 5

1-2 ошибки 4

3 ошибки и больше – Старайся!

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7 минут

    1. повторение терминологии //Тезаурус

Чередование звуков – замена одних звуков другими.

    1. Беглые гласные – это гласные, которые чередуются с нулём звука при изменении формы слова или образовании новых слов.

    2. Вывод – итог . Допишите вывод по уроку./ Взаимопроверка 7+/

В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ГЛАСНЫЕ «___» И «__» В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ОТСУТСТВУЮТ, ТО ЕСТЬ ЧЕРЕДУЮТСЯ С «__________. ЭТО _________ГЛАСНЫЕ. ОНИ БЫВАЮТ В ТАКИХ ЧАСТЯХ СЛОВА, КАК ______, ____________ И ____________. .

3. Самостоятельная работа . Выполнение упражнения упр. 427 / сочетание форм работы/

выразительное чтение под музыку/ ознакомительное чтение, в/ чтение, /

работа с текстом / тема текста, идея текста, название/

Орфографическая работа / подумайте, какие орфограммы представлены в тексте, посмотрите, как они об0значаются на форзаце учебника, правило, подбор проверочных слов, работа над правописанием окончаний глагола- помощь учителя/

Запись текста / под музыку 1 четверостишье/

Работа со словами с беглой гласной /Найдите, докажите, запишите , обозначьте, в какой части слова беглая гласная?/

9.Рефлексия (подведение итогов, выставление оценок)- 5 минут

1 ряд 1 вариант – знание познавательные личностные УУД Я узнал…. Я запомнил

2 ряд -2 вариант-регул. познават Два момента

3 ряд – 3 вариант коммун. Регул .. Благодарю…./ Кому скажу спасибо Кто запомнился на уроке? Кто был самым активным?

6. Домашнее задание – 1 минут

Д/З 428- выполнить по образцу, 429-подготовиться к игре



Читаем словарную статью

БЕ́ГЛЫЙ

1.спасающийся бегством, убежавший – беглый крестьянин

2.перен. быстрый, поверхностный, не останавливающийся, не задерживающийся - Беглый взгляд.

3. перен. свободный, не затруднённый (о речи, о чтении, о владении языком и т. п.) Беглое чтение

4. лингв. термин: непостоянный, присутствующий в одних формах слова и отсутствующий в других (о звуке) Беглые гласные : день –дня, лоб- лба



Задание . Выполните задание, используя алгоритм. При выборе ответа поставьте плюс + в нужную графу. Самопроверка. Оцените себя.

-Как проверить? Пользуясь алгоритмом, правильно вставь гласную

1 шаг- Измени форму слова .

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да Нет


Пиши Е или О Пиши И


Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к




Песоч..к




Диванч..к




Кружоч..к




Лап..ть




Ключ..к




Камеш..к




Ножич..к




Ребён..к




Зайч..к





Работу выполнил_____________________________



Задание . Вывод – итог . Допишите вывод по уроку./ Самопроверка 7+/

В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ГЛАСНЫЕ «___» И «__» В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ОТСУТСТВУЮТ, ТО ЕСТЬ ЧЕРЕДУЮТСЯ С «____________________________.

ЭТО ______________ГЛАСНЫЕ. ОНИ БЫВАЮТ В ТАКИХ ЧАСТЯХ СЛОВА, КАК ______, ____________ И ____________.

Работу выполнил_____________________________


Работу проверил______________________________



Выполни задание. Подбери слово с чередующимся согласным. Обозначь корень, укажи чередование.

Обозначь корень

Подбери слово с чередующимся согласным.

Укажи чередование


Мороз



Трещит



Речушка



Берега



Любит




Проверь задание. Оцени себя.____________

Работу выполнил___________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!