СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».»

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

Предметные:

- учащиеся знают понятие «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам,

- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи.

- развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.

Метапредметные:

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, табл.), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального).

- высказывают предположения на основе наблюдений;

- формулируют тему и цели урока;

- осуществляют рефлексию;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

- соотносят цели и результаты своей деятельности

Личностные:

-чувствуют выразительные возможности языка,

-проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Обучающая - познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

Воспитывающая - повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, частично-поисковый.

Оборудование: учебник, медиапрезентация, дидактический материал, иллюстрации.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. : Ч.2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.

Ход урока:

Слайд 1

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд 2

Сейчас я прочитаю загадки, а вы должны отгадать, о каких предметах идёт речь и записать их в тетрадь.

1) Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы (санки)

2) Льдом покрылась гладь реки.

Встали дети на... (коньки)

3) Бегут по дорожке

Доски да ножки (лыжи)

4) Зубасты, а не кусаются. (Грабли.)

5) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы.)

6) Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

-Прочитайте, какие слова вы записали? (санки, коньки, лыжи, грабли, часы, чернила). Выделите в них окончания. А какой части речи данные слова? А что такое имя существительное? –  Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)– Определите у этих существительных род, склонение и падеж.  (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
- А теперь поставьте эти слова в форму ед.ч.. - Какие возникли трудности? ! Давайте сделаем вывод:  У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение. - Какой особенностью обладают эти существительные? (употребляются только во мн.ч) - Какие в основном окончания имеют сущ.мн.ч.? (и, ы, а, я)

3.Постановка учебной задачи

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ!

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они….существительные.

– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь? (в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа)

- Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.

Слайд 3

Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.

Что же мы должны сегодня сделать на уроке? (научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа).



-Дорогие ребята, конечно же, вы много читаете и много знаете.

Задание: давайте прочитаем небольшие тексты и угадаем, что спряталось здесь от наших глаз (устно,1 уч-к)

Слайд 4-5

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани ш _ли брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возрстов. Это… ___________ (джинсы).

Слайд 6-7

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считает _ся Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки)

Слайд 8-9

На н_чном небе в с_звездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из-за жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой зв_зды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы).

Слайд 10

Сегодня на уроке присутствует сказочный персонаж мистер Заумник. Я хочу, чтобы и вы с ним познакомились. Так вот, наш герой просит вас обратить внимание на правило: оказывается существительные, имеющие форму только множественного числа, могут иметь свои значения.

Слайд 11-16

1.Названия составных и парных предметов.

2.Названия материалов или их отходов, вещества.

3.Названия промежутков времени.

4. Названия игр.

5. Названия действий и состояний природы.

6.Некоторые географические названия.

! Запомните, что у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения!

5.Первичное закрепление

-А сейчас, ребята, мистер Заумник предлагает вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

Слайд 17

1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа

2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного и множественного числа.


Существительные, имеющие форму только мн. ч.

Существительные, имеющие форму

и ед. ч. и мн. ч.














Роща, жмурки, рука, сливки, уроки, лимон, ножницы, очки, дрожжи, инструмент, озеро, заморозки.


Слайд 18 Эталон (проверка)



6. Литературная страничка

Выразительное чтение стихотворения «Вечер из детства»

Анатолия Кобенкова.





Слайд 19

Бабушка очки искала тихо, но они лежали тихо-тихо,

Тише, чем их бабушка искала, тише, чем наш дедушка болел;

Я сидел на лавочке и слушал (тихо-тихо), как на свете тихо….

Думал я, что, если будет тихо, дедушка не сможет умереть…

Я ещё не знал, что в этой жизни есть такое правило для жизни:

Смерть, любовь, и вера, и надежда к нам приходят в полной тишине…

Воспитательная цель: - Что осталось в памяти мальчика?

- Что он понял?

- Как и почему мы должны относиться друг к другу в своей семье?

(Любить своих родителей, потому что они своим трудом создают условия, в которых нам, детям, комфортно, любить бабушек и дедушек. Они так же, как и родители, помогают нам в жизни.)

Слайд 20

- Какое имя существительное стоит только во множественном числе?

7. Физминутка (1 мин.)

- Ребята, мы с вами много работали и устали. Давайте сейчас немного отдохнём.

Слайд 21

«Снежки» (дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо, снежок влево.

«Нарисуйте «круг умело.

Снежок близко и вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Слайд 22

8. Самостоятельная работа

-А сейчас, ребята мистер Заумник хотел бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Он предлагает вам небольшую самостоятельную работу. Откройте учебники и выполните упр.

Задание:

Слайд 23

Эталон (проверка)

Слайд 24

9. Домашнее задание (упр. на выбор)

Слайд 25-26

10. Рефлексия деятельности (итог)

-Я узнал(а)….

-Я понял(а), что ….

Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов. Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее:

  • ОГОНЬ - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем;

  • ОРЕШЕК – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переосмыслить;

  • КОРЗИНА – ничего не понял, знания не пригодятся.

Слайд 27

Учитель:

-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком. Вы подарили мне тепло и радость. Мне тоже хотелось бы вам оставить частичку своего тепла (дарю солнышко). Наш урок окончен. Всем спасибо!
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!