Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
Предметные:
- учащиеся знают понятие «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам,
- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи.
- развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.
Метапредметные:
Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, табл.), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального).
- высказывают предположения на основе наблюдений;
- формулируют тему и цели урока;
- осуществляют рефлексию;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
- соотносят цели и результаты своей деятельности
Личностные:
-чувствуют выразительные возможности языка,
-проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Обучающая - познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.
Воспитывающая - повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.
Методы: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, частично-поисковый.
Оборудование: учебник, медиапрезентация, дидактический материал, иллюстрации.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. : Ч.2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.
Ход урока:
Слайд 1
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Слайд 2
Сейчас я прочитаю загадки, а вы должны отгадать, о каких предметах идёт речь и записать их в тетрадь.
1) Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы (санки)
2) Льдом покрылась гладь реки.
Встали дети на... (коньки)
3) Бегут по дорожке
Доски да ножки (лыжи)
4) Зубасты, а не кусаются. (Грабли.)
5) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы.)
6) Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
-Прочитайте, какие слова вы записали? (санки, коньки, лыжи, грабли, часы, чернила). Выделите в них окончания. А какой части речи данные слова? А что такое имя существительное? – Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)– Определите у этих существительных род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
- А теперь поставьте эти слова в форму ед.ч.. - Какие возникли трудности? ! Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. - Какой особенностью обладают эти существительные? (употребляются только во мн.ч) - Какие в основном окончания имеют сущ.мн.ч.? (и, ы, а, я)
3.Постановка учебной задачи
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ!
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они….существительные.
– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь? (в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа)
- Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.
Слайд 3
Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.
Что же мы должны сегодня сделать на уроке? (научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа).
-Дорогие ребята, конечно же, вы много читаете и много знаете.
Задание: давайте прочитаем небольшие тексты и угадаем, что спряталось здесь от наших глаз (устно,1 уч-к)
Слайд 4-5
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани ш _ли брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возрстов. Это… ___________ (джинсы).
Слайд 6-7
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считает _ся Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки)
Слайд 8-9
На н_чном небе в с_звездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из-за жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой зв_зды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы).
Слайд 10
Сегодня на уроке присутствует сказочный персонаж мистер Заумник. Я хочу, чтобы и вы с ним познакомились. Так вот, наш герой просит вас обратить внимание на правило: оказывается существительные, имеющие форму только множественного числа, могут иметь свои значения.
Слайд 11-16
1.Названия составных и парных предметов.
2.Названия материалов или их отходов, вещества.
3.Названия промежутков времени.
4. Названия игр.
5. Названия действий и состояний природы.
6.Некоторые географические названия.
! Запомните, что у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения!
5.Первичное закрепление
-А сейчас, ребята, мистер Заумник предлагает вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.
Слайд 17
1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа
2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного и множественного числа.
Существительные, имеющие форму только мн. ч. | Существительные, имеющие форму и ед. ч. и мн. ч. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Роща, жмурки, рука, сливки, уроки, лимон, ножницы, очки, дрожжи, инструмент, озеро, заморозки.
Слайд 18 Эталон (проверка)
6. Литературная страничка
Выразительное чтение стихотворения «Вечер из детства»
Анатолия Кобенкова.
Слайд 19
Бабушка очки искала тихо, но они лежали тихо-тихо,
Тише, чем их бабушка искала, тише, чем наш дедушка болел;
Я сидел на лавочке и слушал (тихо-тихо), как на свете тихо….
Думал я, что, если будет тихо, дедушка не сможет умереть…
Я ещё не знал, что в этой жизни есть такое правило для жизни:
Смерть, любовь, и вера, и надежда к нам приходят в полной тишине…
Воспитательная цель: - Что осталось в памяти мальчика?
- Что он понял?
- Как и почему мы должны относиться друг к другу в своей семье?
(Любить своих родителей, потому что они своим трудом создают условия, в которых нам, детям, комфортно, любить бабушек и дедушек. Они так же, как и родители, помогают нам в жизни.)
Слайд 20
- Какое имя существительное стоит только во множественном числе?
7. Физминутка (1 мин.)
- Ребята, мы с вами много работали и устали. Давайте сейчас немного отдохнём.
Слайд 21
«Снежки» (дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо, снежок влево.
«Нарисуйте «круг умело.
Снежок близко и вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Слайд 22
8. Самостоятельная работа
-А сейчас, ребята мистер Заумник хотел бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Он предлагает вам небольшую самостоятельную работу. Откройте учебники и выполните упр.
Задание:
Слайд 23
Эталон (проверка)
Слайд 24
9. Домашнее задание (упр. на выбор)
Слайд 25-26
10. Рефлексия деятельности (итог)
-Я узнал(а)….
-Я понял(а), что ….
Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов. Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее:
ОГОНЬ - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем;
ОРЕШЕК – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переосмыслить;
КОРЗИНА – ничего не понял, знания не пригодятся.
Слайд 27
Учитель:
-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком. Вы подарили мне тепло и радость. Мне тоже хотелось бы вам оставить частичку своего тепла (дарю солнышко). Наш урок окончен. Всем спасибо!