СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения плану разбора простого предложения, осложнённого однородными членами, обращением.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"»

5


Синтаксический разбор простого предложения.

СЛАЙД Чтобы узнать тему урока, поиграем в игру « Веришь ли ты?»

Я буду задавать вопросы, на которые должны ответить только «да» или «нет». В тетради поставьте 5 цифр.


Игра «Верю- не верю»

1. Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

2. Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

3. Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

4. Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

5. Верите ли вы, что простое предложение может быть осложнено однородными членами, обращением? (да)

Самопроверка Ответы: 1. Да 2. Нет. 3. Да. 4. Нет. 5. Да (1 ученик читает ответы)


-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору

простого предложения.)

-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

-Какие цели ставим? (научиться разбирать простое предложение)


А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: « Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)


Словарно- орфографическая работа.

-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду читать загадки, а вы запишите ответы в словарь «Пиши правильно». Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.


1. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих -
Рыбацкие сети.(стадион)


2. - Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел!
Мы играем в ...(волейбол)


3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)

4. Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика)


5. В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это... (баскетбол)


6. Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - ... (фигуристы)


Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота.

-На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) Обозначьте непроверяемые буквы, выучите их написание.

Словарные слова
Надо помнить,
Надо знать,
Всегда их правильно писать!


А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль он играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом)

Запишите предложение: Спорт и туризм укрепляют организм.

Что входит в синтаксический разбор предложения? (характеристика, каждое слово подчеркнуть как член предл., указать часть речи, составить схему)

Мы будем учиться разбирать простое осложнённое предл.


Положите перед собой распечатки:

План характеристики предложения:

1. Это предложение по цели высказывания… (повеств., побуд., вопрос.)

2. По интонации… (воскл., невоскл.)

3. Грамматическая основа состоит из подлежащего…, выражено…, из сказуемого…, выражено…

4. В нём одна грамматическая основа, значит, оно простое.

5. По наличию второстепенных членов… (распр., нераспр.)

6. Не осложнено… или осложнено… (однор. чл. или обращением)

7. От главного члена (сначала от подлежащего, потом от сказуемого задаем вопрос к второстепенному члену).

8. Ответ…

9. Это…(дополнение, определение, обстоятельство)

10. Подчёркиваем…(пунктиром, волнистой линией, пунктиром с точкой)

11. Выражено…(часть речи, у сущ., мест. – падеж)






Объяснение нового материала.

Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.

(Повеств., невоскл., простое, распространённое, осложнено однородными подл.) Построение схемы. [ О и О = ].

-Что входит в синт. разбор? Чем может быть осложнено простое предл?

Утомились? Отдохнём, физминутку проведем.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Новую работу!

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.




Обращаемся к учебнику: стр. 113-114.

Закрепляем:

Из упр. 235 разберите 5 предл.: Я горжусь тобой, друг! (1 ученик у доски)

Работа в парах. Составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Запишите все предложения, выполните синтаксический разбор одного из них (любого)

1. бежит, от, катится, больного, к, аппетит, здоровому, а.

2. догонит, быстрого, не, и, болезнь, ловкого.

3. здоровья, чистота, залог.

1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

3. Чистота - залог здоровья.

Прочитайте предложения со знаками препинания.



Итог: СЛАЙД Закончите предложение:

В синтаксический разбор предложения входит….

-Какие знания и умения приобрели в ходе урока? (научились выполнять синт. разбор простого осложненного предл)

-Где эти знания нужны? (на экзамене в 9 кл. в части 2 есть задание Пунктуационный анализ- постановка знаков препинания в предложении)



Рефлексия СЛАЙД

Я читаю стихотворение, выберите соответствующее вам утверждение. Поднимите руку, если вы так считаете:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

Домашнее задание:

выучить план разбора в справочнике, упр. 235 (7-8 предл.)



Работа в парах. Составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Запишите все предложения, выполните синтаксический разбор одного из них (любого)

1. бежит, от, катится, больного, к, аппетит, здоровому, а.

2. догонит, быстрого, не, и, болезнь, ловкого.

3. здоровья, чистота, залог.

Работа в парах.

Составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Запишите все предложения, выполните синтаксический разбор одного из них (любого)

1. бежит, от, катится, больного, к, аппетит, здоровому, а.

2. догонит, быстрого, не, и, болезнь, ловкого.

3. здоровья, чистота, залог.

















Если останется время:

На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. Послушайте, что говорится в одном их стихотворений.

Чудо-огород.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".



Задания: 1) Составьте простое предложение с однородными членами и обобщающим словом.

На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.

2) начертите схему


Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения.

 Музыка лечит.

  Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.

    От х…рошей музыки даже р…стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.

 Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настр…ение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!