СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова" в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с новым ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова" в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения»

УМК «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.) , 5 класс



Тема: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Цель: создание условий для изучения орфограммы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне» обучающимися в ходе самостоятельной исследовательской работы и формирования УУД.

Задачи:

  • формирование умения правильного написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне;

  • формирование навыка обозначения условия выбора правильных написаний;

  • ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне;

  • формирование умения различать одинаково произносимы слова с разным написанием.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова;

  • знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова;

  • правильно писать слова с изучаемой орфограммой;

  • графически обозначать изучаемую орфограмму;

  • пользоваться разными способами проверки безударной гласной в корне слова;

  • различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

Метапредметные

Познавательные:

  • соблюдать в практике письменного общения изученное правило;

  • извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

  • пользоваться орфографическим словарём.

Коммуникативные:

  • строить рассуждение;

  • аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • стремиться к личностному самоопределению;

  • осознавать эстетическую ценность русского языка;

  • осознавать необходимость владеть русским языком для учебной деятельности

Регулятивные:

  • осуществлять целеполагание;

  • работать в группе;

  • составлять алгоритмы;

  • планировать свои действия.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

















Актуализация необходимых знаний



Предлагает переписать слова, вставив пропущенные буквы: с…рень, тр…ва, б…жать, ф…алка, п…рнатые, к…штан, оч…ровательный, д…ван, к…лонна, погл…щать, с..лют, к…рзина, р…систый, з..мля, б…лото.


Предлагает подчеркнуть слова, правописание которых можно проверить. Спрашивает, как называется такая орфограмма? Предлагает к каждому слову подобрать проверочное, чтобы убедиться в правильности вставки букв. Спрашивает, все ли орфограммы-гласные можно проверить, как называется такая орфограмма?


Переписывают слова, вставляют пропущенные буквы, разделяют слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, вспоминают названия орфограмм.



Мотивация познавательной деятельности



Предлагает на основе выполненной работы сформулировать тему и цель урока.

Предлагает прочитать пары слов и ответить на вопрос, какое орфографическое правило они иллюстрируют:

Леса - лес, дома - дом, письмо – пишет, небеса – небо.

Просит сформулировать правило написания проверяемых безударных гласных в корне слова, затем открыть учебник, прочитать теоретический материал, сравнить его со своими выводами, подытожить, насколько они были верны.


Формулируют тему урока, осуществляют целеполагание. Читают слова, вспоминают, какое орфографическое правило они иллюстрируют, формулируют правило написания проверяемых безударных гласных в корне, читают теоретические сведения в учебнике, сравнивают их с собственными выводами.



Организация познавательной деятельности



Просит прочитать стихотворения:

Я ружьишко зар…дил

И морковку прор…дил,

В огороде ув…дал,

Как кустарник ув…дал.


Мы на солнышке с…дели,

Вы от горя пос…дели,

О пощаде ум…ляли,

Но опасность ум…ляли.

Спрашивает, являются ли слова с пропущенными буквами однокоренными, просит аргументировать свой ответ, затем выписать их и подобрать к ним проверочные. Затем предлагает определить условия выбора орфограммы и на основе этой работы определить графический способ её обозначения. Просит открыть учебник и проверить, посмотрев способ графического обозначения орфограммы в учебнике, правильность собственных выводов.

Просит открыть учебник и выполнить упражнение в нем (подберите однокоренные проверочные слова: н…чной, п…стух, н…бесный, п…левой, х…лмистый, загл…деться, уд…вляться, ож…вать, к…рмить, пл…сать, запах).

Предлагает осуществить взаимопроверку по образцу. Выводит слова на интерактивную доску.

Предлагает групповую работу. Задание, одинаковое для всех, предлагается на заранее подготовленных карточках: необходимо переписать слова, написанные в 2 столбика, вставив в них пропущенные буквы и подобрав к ним проверочные слова, подумать, почему слова разделены на 2 группы ( 1 столбик: д…жди, гр…за, р…ка, сп…сал, д…ска, зв…зда, тр…па, стр…ла; 2 столбик: в…сёлый, пос…дить, нал..тел, з…леный, осн…вной, ч…рнел, пор…дел, хл…потал).

На основе наблюдений просит сделать выводы о 2-х способах проверки безударных гласных в корне (подбора однокоренных слов и изменения формы слова).

Предлагает составить словосочетания со словами: запИвать, запЕвать, полАскать-полОскать.

Просит определить, какое еще нужно осуществить действие, чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных в корне слов, которые произносятся одинаково.

Просит выполнить упражнение из учебника: к словам с безударными гласными в корне записать проверочные (проживать в городе, прожевать пищу; свила гнёздышко, свела по ступенькам, слезать с крыши, слизать сметану; отворить дверь, отварить картофель; примирить врагов, примерять костюм).

Задает вопрос, если гласная в корне непроверяемая, что поможет не ошибиться в написании слова.

Предлагает открыть учебник и выполнить упражнение: проверить написание безударных гласных в корне по словарю «Пиши правильно!» (в…л…с…пед, г…мнастика, м…ршрут, к…чевник).


Выводит на экран:

  • Подлинный – «настоящий, действительный». Раньше при допросах, добиваясь истины, били длинными палками – подлинниками. Слово «подлИнный» проверяется словом «длИнный».

  • Поражение, поразить – однокоренные слова. Древнерусское слово «рАз» («разить») – бить, ударять, поражать оружием.

Задает вопрос, являются ли в современном русском языке слова «подлинный» и «длинный», «раз» и «поражение» родственными, являлись ли они таковыми раньше. Спрашивает, как это поможет в изучении орфограммы «Правописание безударных гласных в корне слова».

Предлагает рассмотреть домашнее упражнение (распределить слова на 2 группы – с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне - и выделить орфограмму), задать вопросы по домашнему заданию.

Оценивает работу обучающихся на уроке.

Сравнивают рифмующиеся слова, делают вывод о том, что они не однокоренные, доказывают это путем подбора проверочных слов. Определяют условия выбора орфограммы, предлагают графический способ её обозначения, проверяют правильность собственных выводов, посмотрев, как обозначается орфограмма в учебнике. Самостоятельно выполняют упражнение из учебника, осуществляют взаимопроверку выполненного по эталону, предложенному учителем. Работают в группах, на основе выполненных заданий делают вывод о двух способах проверки безударных гласных в корне слова: путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Наблюдают за правописанием слов, которые произносятся одинаково, делают вывод о том, что при подборе проверочного слова нужно учитывать лексическое значение проверяемого слова. Выполняют упражнение по самостоятельно составленному алгоритму. Вспоминают назначение орфографического словаря, проверяют написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, работая с орфографическим словарем «Пиши правильно!» в конце учебника. Путем наблюдения за историей слов «подлинный» и «поражение» понимают, что можно в качестве проверочных слов использовать исторические «родственники» слов проверяемых. Смотрят домашнее упражнение, задают вопросы, если что-то непонятно.
















Подведение итогов



Предлагает соотнести цель урока с его результатами, выявить возникшие затруднения.

Сравнивают поставленную цель урока и полученные результаты, выявляют и проговаривают возникшие затруднения, предлагают пути их преодоления.



Виды организации учебной деятельности:

  • ориентированный диалог,

  • разработка алгоритмов,

  • логические операции сравнения,

  • ситуации выбора,

  • групповая и коллективная формы работы,

  • сотрудничество.

Диагностическая работа:

  1. Вставьте пропущенные буквы и запишите, где возможно, проверочные слова: сл…яние, б…лкон, ст..дион, в…львет, созд…вать, вр…дитель, ч…рикать, к…дировать, заб…леть, разб…вать, м…ршрут, юб…лей, зап…вала, п…рхать, насл…ждение, к…рабкаться.

  2. Распределите слова на 2 группы : с буквой Е в корне и буквой И в корне: пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, обв…вать веером, обв…вать ленту вокруг головы, скр..пить дружбу, скр…петь пером, сп…шите текст, сп…шите на премьеру, посв…тить фонарём, посв…тить стихотворение, зап…вать лекарство, зап…вать песню, флаг разв…вается, промышленность разв….вается. Какое словосочетание «лишнее»? Почему?

  3. В каждой строчке найдите четвёртое «лишнее»:

а) княгиня, поглощать, бетон, осложнять.

б) сирень, лирический, роса, единение.

в) проливной, весна, сердечный, бахрома.

Г) распознавать, преподаватель, фантазия, упрощать.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!