Предлагает переписать слова, вставив пропущенные буквы: с…рень, тр…ва, б…жать, ф…алка, п…рнатые, к…штан, оч…ровательный, д…ван, к…лонна, погл…щать, с..лют, к…рзина, р…систый, з..мля, б…лото. Предлагает подчеркнуть слова, правописание которых можно проверить. Спрашивает, как называется такая орфограмма? Предлагает к каждому слову подобрать проверочное, чтобы убедиться в правильности вставки букв. Спрашивает, все ли орфограммы-гласные можно проверить, как называется такая орфограмма? | Переписывают слова, вставляют пропущенные буквы, разделяют слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, вспоминают названия орфограмм. | | |
Предлагает на основе выполненной работы сформулировать тему и цель урока. Предлагает прочитать пары слов и ответить на вопрос, какое орфографическое правило они иллюстрируют: Леса - лес, дома - дом, письмо – пишет, небеса – небо. Просит сформулировать правило написания проверяемых безударных гласных в корне слова, затем открыть учебник, прочитать теоретический материал, сравнить его со своими выводами, подытожить, насколько они были верны. | Формулируют тему урока, осуществляют целеполагание. Читают слова, вспоминают, какое орфографическое правило они иллюстрируют, формулируют правило написания проверяемых безударных гласных в корне, читают теоретические сведения в учебнике, сравнивают их с собственными выводами. | | |
Просит прочитать стихотворения: Я ружьишко зар…дил И морковку прор…дил, В огороде ув…дал, Как кустарник ув…дал. Мы на солнышке с…дели, Вы от горя пос…дели, О пощаде ум…ляли, Но опасность ум…ляли. Спрашивает, являются ли слова с пропущенными буквами однокоренными, просит аргументировать свой ответ, затем выписать их и подобрать к ним проверочные. Затем предлагает определить условия выбора орфограммы и на основе этой работы определить графический способ её обозначения. Просит открыть учебник и проверить, посмотрев способ графического обозначения орфограммы в учебнике, правильность собственных выводов. Просит открыть учебник и выполнить упражнение в нем (подберите однокоренные проверочные слова: н…чной, п…стух, н…бесный, п…левой, х…лмистый, загл…деться, уд…вляться, ож…вать, к…рмить, пл…сать, запах). Предлагает осуществить взаимопроверку по образцу. Выводит слова на интерактивную доску. Предлагает групповую работу. Задание, одинаковое для всех, предлагается на заранее подготовленных карточках: необходимо переписать слова, написанные в 2 столбика, вставив в них пропущенные буквы и подобрав к ним проверочные слова, подумать, почему слова разделены на 2 группы ( 1 столбик: д…жди, гр…за, р…ка, сп…сал, д…ска, зв…зда, тр…па, стр…ла; 2 столбик: в…сёлый, пос…дить, нал..тел, з…леный, осн…вной, ч…рнел, пор…дел, хл…потал). На основе наблюдений просит сделать выводы о 2-х способах проверки безударных гласных в корне (подбора однокоренных слов и изменения формы слова). Предлагает составить словосочетания со словами: запИвать, запЕвать, полАскать-полОскать. Просит определить, какое еще нужно осуществить действие, чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных в корне слов, которые произносятся одинаково. Просит выполнить упражнение из учебника: к словам с безударными гласными в корне записать проверочные (проживать в городе, прожевать пищу; свила гнёздышко, свела по ступенькам, слезать с крыши, слизать сметану; отворить дверь, отварить картофель; примирить врагов, примерять костюм). Задает вопрос, если гласная в корне непроверяемая, что поможет не ошибиться в написании слова. Предлагает открыть учебник и выполнить упражнение: проверить написание безударных гласных в корне по словарю «Пиши правильно!» (в…л…с…пед, г…мнастика, м…ршрут, к…чевник). Выводит на экран: Подлинный – «настоящий, действительный». Раньше при допросах, добиваясь истины, били длинными палками – подлинниками. Слово «подлИнный» проверяется словом «длИнный». Поражение, поразить – однокоренные слова. Древнерусское слово «рАз» («разить») – бить, ударять, поражать оружием. Задает вопрос, являются ли в современном русском языке слова «подлинный» и «длинный», «раз» и «поражение» родственными, являлись ли они таковыми раньше. Спрашивает, как это поможет в изучении орфограммы «Правописание безударных гласных в корне слова». Предлагает рассмотреть домашнее упражнение (распределить слова на 2 группы – с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне - и выделить орфограмму), задать вопросы по домашнему заданию. Оценивает работу обучающихся на уроке. | Сравнивают рифмующиеся слова, делают вывод о том, что они не однокоренные, доказывают это путем подбора проверочных слов. Определяют условия выбора орфограммы, предлагают графический способ её обозначения, проверяют правильность собственных выводов, посмотрев, как обозначается орфограмма в учебнике. Самостоятельно выполняют упражнение из учебника, осуществляют взаимопроверку выполненного по эталону, предложенному учителем. Работают в группах, на основе выполненных заданий делают вывод о двух способах проверки безударных гласных в корне слова: путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Наблюдают за правописанием слов, которые произносятся одинаково, делают вывод о том, что при подборе проверочного слова нужно учитывать лексическое значение проверяемого слова. Выполняют упражнение по самостоятельно составленному алгоритму. Вспоминают назначение орфографического словаря, проверяют написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, работая с орфографическим словарем «Пиши правильно!» в конце учебника. Путем наблюдения за историей слов «подлинный» и «поражение» понимают, что можно в качестве проверочных слов использовать исторические «родственники» слов проверяемых. Смотрят домашнее упражнение, задают вопросы, если что-то непонятно. | | |